Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
2.4

Спектакль
Сон разума

Постановка - Губернский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя. Необычное художественное решение, яркий пластический рисунок вкупе с цирковыми трюками создают причудливую фантасмагорию, полную невероятных событий и видений.
  • Сон разума – афиша
  • Сон разума – афиша
  • Сон разума – афиша
  • Сон разума – афиша
  • Сон разума – афиша
Драматический
16+
Сергей Безруков
26 сентября 2015
1 час 50 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Alexander Bunin
17 отзывов, 77 оценок, рейтинг 49
6 декабря 2015
БЕЗУМНЫЙ СОН БЕЗРУКОВА

Театр не всегда начинается с вешалки. Зачастую он вскипает буравящей воспаленный мозг идеей, которая разрывает метастазами логику поступков и капитулярии обычного человеческого бытия. И что тогда остается тем, кто относит себя к сонму центростремительных адекватных особей, чьи руки не пеленают туго санитары, погрузив их в длинные нефы больничных одеяний? Только представлять апокалипсис в виде обычного сна, под мерное жужжание назойливых мух.
Гоголевские «Записки сумасшедшего» разлетелись на премьере по сцене Зала в Барвихе, нервно брошенные руками народного Артиста Сергея Безрукова, и сложились в аккуратную стопочку пьесы «Сон разума», что значится в афише Московского Губернского театра. В главной роли Аксентия Поприщина - безусловно сам Безруков. Прочих персонажей фактически нет. Есть лишь фантасмагоричный набор полутеней-полувидений, которые бесконечно мутируют от шавок на привязи через гардеробные аксессуары до Лукавого, который точно в курсе - зачем и почему обусловлен такой порядок событий и эмоций.
Пытаться уловить в этом спектакле традиционные театральные мизансцены - бесполезно. Гоголевский сюжет хаотично вскипает на глазах у публики, стараясь повернуться к зрителю всевозможными расцветками человеческих переживаний. Порой сложно понять - что хотел донести режиссер с подмостков? Чем хотел наполнить наше внимание? Куда хотел позвать? Да и стоит ли задумываться над тем, что не укладывается в прокрустовы бортики традиционного театра. «Сон разума» струится в зал каббалистическим потоком эстетического созерцания. И с каким жанром можно сравнить происходящее? Шоу, антреприза, цирк, современный балет, бенефис? Эта безумная мозаика переливается отблесками цирка du Soleil своими костюмами и световой палитрой, японским Kabuki универсально-схематичными персонажами, академичным Питером Бруком выверенной точностью лицедейства.
Декорационно-постановочная часть спектакля поражает безупречностью и техническим совершенством. Шкафо-столо-карето-кабинетный сундук глобально трансформирует сцены, ввергая несчастного зрителя просто-напросто в пучину непростой жизни главного героя - титулярного советника Поприщина, 42-х лет от роду, но так и оставшимся маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Гоголевская психиатрия молниеносно перебрасывает нас сквозь череду узнаваемых аллюзий в виде гигантского носа и лелеемой шинели. Гротеск литературного первоисточника в самой полной мере не только прочитан Безруковым, но и мастерски донесен до зрителя, которому, признаться, совсем не просто. Где театр? Где ожидаемый стереотип популярного актера? Где размеренность классической интерпретации классического же автора? Где все это? Куда несемся мы вслед за воспаленным сознанием самопровозглашенного короля Испании? И, как обычно это и бывает у Гоголя, никто ответа не дает. Да и нужен ли он? Ибо «Сон разума» - это глубинное погружение в эмоции, вытесняющее сознание сумасшедшего титулярного советника. И я вас умоляю - не пропустите этот спектакль. Ибо, когда на закате дней наш разум будет покидать нас, мы хоть успеем насладиться - как без него прекрасно…

9
0
9
Marina Laktionova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
26 сентября 2015

Всем очень советуем спектакль "сон разума". Безруков в нем бесподобен, постановка крайне оригинальная и погружает тебя в мир безумия главного героя.

5
0
9
Евгения Фомина
6 отзывов, 8 оценок, рейтинг 6
30 апреля 2016

"Говорят, в Англии выплыла рыба, которая сказала два слова на таком странном языке, что учёные уже три года стараются определить и ещё до сих пор ничего не открыли" (Н.В.Гоголь "Записки сумасшедшего").
В темноте зала светящаяся золотая рыбка парит над изумлёнными зрителями, а её плавнички и хвост напоминают платочек Её превосходительства: "тончайший, батистовый - амбра, совершенная амбра!" Что это? Символ удачи, хрупкости счастья, достижения желаемого?
Вот с этой рыбки и начинается путь в невиданный, не поддающийся описанию мир "Сна разума", наполненный фейерверком смысловых, визуальных, чувственных, иррациональных, неожиданных впечатлений. С первых минут действия спектакль затягивает, засасывает в эту невероятную вселенную, которая живёт в подсознании несчастного, маленького, плешивенького человечка с большими голубыми глазами и взглядом ребёнка.
Сумасшествие, что это - проклятие или дар судьбы, не оставившей другого шанса быть счастливым? Мир безумных фантазий Аксентия Ивановича Поприщина в спектакле Сергея Безрукова - режиссёра (а не Николая Горобца) и в исполнении Сергея Безрукова - актёра чудовищен и прекрасен одновременно. Хотя прекрасен - это, наверное, не то слово, он уникален, поражает воображение и бесконечно привлекателен в своей ненормальности. В своём безумии Поприщин гениален. Его сумасшествие - это не мрак и слабоумие, это фантастический полёт, путешествие за пределы реальности. Чем убогее его настоящая жизнь с её нищетой, унижениями, окружающей серостью, ненавистной варёной капустой (!), тем ярче, изощрённее и свободнее мир его сумасшедших фантазий. Это зазеркалье населено ужасными существами, порождениями собственного ада Поприщина. И как в настоящем аду у них есть своё высшее Существо, свой Повелитель (потрясающий образ, созданный Александром Фроловым) - настоящий дьявол (Вий?) во плоти. Причём во плоти - буквально, ибо тело этого существа лишено кожи и является одним сплошным комком мышц. Адские создания, вызывающие одновременно содрогание и восторг, сопровождают Поприщина на всём его пути схождения (или восхождения?) с ума. Они его преследователи, мучители, слуги, свита, они же свора собак и "испанские гранды".
Реальная жизнь главного героя, которую мы видим в моменты прояснения его сознания, тоже, по-сути, является продолжением его фантазий и грёз. Вот Невский проспект, по которому Аксентий Иванович гуляет, разглядывая прохожих, а потом от нахлынувших на него чувств, взмывает в воздух. Вот Его превосходительство Директор департамента - он же гигантский говорящий стол, он же комод - олицетворение государственного аппарата, начальничьего и человеческого произвола и бездушия, а также манящей Поприщина богатой и беспечной жизни. А вот Её превосходительство Директорская дочь Софи - любовное наваждение, фетиш, неисполнимая, скрываемая от самого себя мечта о счастье, предмет обожания, на которую Поприщин боится не только смотреть при встрече, но и дышать в её сторону, и только в разговоре с собачкой Меджи позволяет высказать свои сокровенные мысли о том, чтобы заглянуть в будуар и спальню Софи...
Сны и полуявь, в которых пребывает Аксентий Иванович, дарят ему возможность обрести смысл жизни, почувствовать себя Личностью, благородным дворянином, кавалером, достойным руки директорской дочери, наконец, стать королём Испании! Потрясающий момент, когда только последующий уход в "сонную" реальность оказывается для героя спасением и возможностью сохранить себя как человека, - это сцена, когда абсолютно раздавленный известием о том, что Софи "влюблена до безумия" в какого-то камер-юнкера Теплова (о чём оскорбительно и насмешливо прокричала мерзкая собачонка) Поприщин с глазами, полными слёз, лишь говорит: "Досадно...", хотя кажется, что он сейчас умрёт от горя. И чем мучительнее и унизительнее удары судьбы, тем мощнее и яростнее вспышки бунтующего подсознания. И вот уже титулярный советник на наших глазах превращается в грациозного, ловкого и бесстрашного тореро, вступающего в схватку с грозным быком - Носом - олицетворением власти, силы и мужского начала, и закалывает его собственноручно очиненными перьями! И наконец день триумфа - незабываемая сцена, когда после объявления себя королём, Поприщин в развевающейся мантии поднимается над толпой своих подданных и торжествуя, приветствует их от имени Фердинанда VIII, чтобы потом с трогательным волнением и искренним недоумением ожидать запаздывающую "депутацию из Испании"...
А в финале снова была Золотая рыбка. Только теперь, когда истерзанный страдалец Аксентий Иванович сам выходит с ней из темноты, перехватывает горло и хочется плакать. Ведь у любого маленького человека, каким бы ничтожеством не выглядел он в глазах окружающих, есть сердце и душа, и есть потребность в любви, счастье и понимании, и спектакль именно об этом.
А потом актёры снимают маски и вместо уродливой нечисти ты видишь красивые людские лица: "Я хочу видеть человека!". И звучит мелодия незатейливой песенки: "Душеньки часок не видя, думал, год уж не видал; жизнь мою возненавидя, льзя ли жить мне, я сказал"- песенки, смысл которой был для главного героя единственной светлой радостью его жизни. И под эту мелодию он, счастливый, раскинув руки, взлетает вверх и зал счастлив вместе с ним.
Спасибо Сергею Безрукову за "Сон разума" и за его прекраснейшего Аксентия Ивановича! Спасибо всем-всем создателям уникального спектакля как за его форму, так и за содержание: инсценировку, сценографию, хореографию, музыку и звуковое оформление, трюки, визуальные и световые эффекты.Спасибо! И до новых встреч на "Сне разума", который со дня премьеры я посмотрела уже пять раз.

3
0
7
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 20
3 октября 2017

Идя первый раз в Губернский театр я даже и не ожидала увидеть такую необычную постановку. Я как в историческом анекдоте "Не читал, но осуждаю", и мне представлялся этот театр чем-то кондово-провинциальным. Наверное он таким и был до "правления" Безрукова. Да и самого Сергея Безрукова я не считала способным на такое осмысление Гоголя. Ну играет отлично "нашихвсё", про берёзки поёт..А оказалось...Оказалось,что я сильно ошибалась! Это очень самобытный театр, оригинальный, со своим стилем. И захотелось пересмотреть почти всё.
Но вернёмся к спектаклю.Это фантасмагория чистой воды-чем-то даже эклектичная, не для всех. У нас после спектакль спор такой горячий вышел, подруга моя абсолютно противилась что-либо понимать. А что понимать в бреде сумасшедшего?))
Я сейчас читаю книгу по масс-психологии, где как раз и разбираются навязчивые мысли-идеи, который отравляют нам жизнь. Вот Поприщин типичный представитель тех, кто зацикливается на своём невезении. "Я дворянин, но денег нет" твердит он.Навязчива его любовь и к Софи, до такой степени, что он разговаривает с собакой Софи, а потом становится "королем Испании".
И вот химеры его спящего разума вовсю беснуются на сцене. Но эта вакханалия,на первый взгляд неприятная(уж очень жутковаты они), постепенно становится завораживающей и поэтичной даже.Очень много интересных решений, трюков. А музыка дополняет визуальный ряд совместно со светом и отточенной пластикой актеров. Музыка, кстати, в живом исполнении оркестра Губернского Театра.
Актеры. Актеры тут одни мужчины-все как на подбор красавцы. Нет, лица обезображены гримом, но тела, пластика завораживают.
Ну и сам герой, Поприщин,в исполнении Сергея Безрукова очень разный, очень достоверный. Почти два часа на сцене, такие эмоции, игра. Он огромный трудяга и профессионал, Безруков. Как подумать,что он и придумал спектакль,и поставил его, а ещё этот сложный рисунок роли. И легко, и с юмором даже. Насколько я поняла, он любит общение с залом обожание, с удовольствием контачит и красуется. Ну не без этого. Знает себе цену, любит себя, но и зрителя тоже, уважает. Вот такая взаимная любовь) Даже я прониклась, хотя не фанатка.
Спекталь очень неожиданный, и если вы хотите логики в повествовании, сюжета внятного, то можно повременить и начать знакомство с этим театром с другого спектакля. Но ходить сюда стоит, поскольку интересный репертуар, сами постановки , ну и Сергей Безруков))

1
0
7
Надежда Николаева
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 3
29 сентября 2017

В спектакле "Сон разума" Сергей Безруков выступает в качестве
режиссёра-постановщика, художника-постановщика и исполнителя главной
роли, сходящего с ума мелкого чиновника. Надо сразу отметить, этот
спектакль- фантасмагория (от греч. «призрак» и «публично выступаю»), по
сути является нагромождением причудливых образов, видений, фантазий,
хаос, сумбур, гротеск. На сцене был показан хаос и страдания чиновника Поприщина. Спектакль иногда казался страшным, возможно потому, что поставлен по "зловещему" произведению Гоголя – «Записки сумасшедшего».
Открыли для себя Сергея Безрукого совсем с другой стороны. Честно признаться,Сергей Витальевич всегда ассоциировался в основном с киношными ролями вроде бандита со времен «Бригады». В этом спектакле он действительно доказал, что он гений. Играл роль достоверно. Впечатления от роли, как её сыграл Сергей Безруков остались самые неизгладимые . Помимо Сергея Безрукова в спектакле задействованы актеры, играющие то чудищ, то чертей, то собак, которые впоследствии преследуют разум Поприщина на протяжении всего действия. Им конечно достались непростые роли, но вся труппа, задействованная в спектакле, отлично отыграла. Очень пластичные, настырные, они убедительно создавали страшные динамические образы. Если кто-то посещал когда-либо шоу «Ле Рев» в Лас-Вегас (США)- может ожидать примерно те же чувства от игры актеров. Спектакль вызвал глубокие впечатления, тяжело смотреть тем, кто не читал произведение. Во всех отношениях это яркая, запоминающаяся постановка, великолепные спецэффекты, красочные декорации сделаны блестяще.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все