Москва

Спектакль
Медведь/Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Постановка Самарский театр оперы и балета

оценить
1 час 30 минут
16+
0лОпера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — оперы по произведениям Гоголя не могут сравниться в популярности с операми по Пушкину, но создаются с регулярностью. Еще в 1868 году Мусоргский сочинил оперу «Женитьба», а позже писал, но не закончил оперу «Сорочинская ярмарка». В 1874-1887 годах Чайковский создал три версии оперы на основе повести «Ночь перед Рождеством», получившую в итоге название «Черевички», а в 1895 году оперу на тот же сюжет сочинил Римский-Корсаков – он же в 1880 году положил на музыку «Майскую ночь». Шостакович, будучи в эвакуации в Куйбышеве, работал над оперой «Игроки», но не закончил ее – зато его «Нос», впервые поставленный в 1930 году, ставится не только в России, но и на мировых сценах. На тексты Гоголя написано больше двух десятков других опер – музыкальное воплощение получали «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Ревизор». В 1971 году Кировский (сегодня – Мариинский) театр заказал молодому композитору Геннадию Банщикову новую оперу по Гоголю. Над либретто работал писатель Михаил Лободин (1901-1999), автор исторической беллетристики. Описанные у Гоголя перипетии тяжбы миргородских помещиков, поссорившихся на пустом месте, остаются за кадром; обстоятельное описание их дружбы и характеров сконденсировано в несколько минут, а основное внимание уделено собственно сцене ссоры. «Как поссорились…» даже называют оперой-сценой. В ней всего два персонажа – тенор и бас. На сочинение получасовой оперы у композитора ушел год работы. Премьера состоялась 4 августа 1973 года. Геннадий Банщиков в детстве жил на Украине, и главной темой оперы он сделал знаменитую украинскую песню «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…» на стихи Михаила Петренко (1817-1862) и музыку Людмилы Александровой годы рождения и смерти — неизвестны), одной из первых женщин-композиторов в Российской империи. Сперва два Ивана поют песню дуэтом, как закадычные друзья, а к финалу на ту же мелодию разрывают между собой отношения. Свою оперу Банщиков посвятил композитору Рихарду Штраусу, и сложность оркестровки этой камерной вещи в самом деле не уступает изощренности партитур Штрауса и Вагнера. Это оркестровое богатство и пафос нужны с одной целью – показать, в полном соответствии с духом гоголевской сатиры, какими масштабными могут быть для людей самые мелочные их страсти. «Медведь» — комическая опера для малой сцены современного композитора Сергея Кортеса написана по пьесе А.П. Чехова «Медведь». Музыкальное воплощение этой по-доброму насмешливой и забавной истории, где нестарый еще помещик Смирнов является к молодой вдове Поповой, чтобы востребовать долг ее покойного мужа, принесет публике настоящее наслаждение. Продолжив искания в жанре камерной комической оперы, композитор проявил себя мастером тонкого психологического портрета, умело манипулирующим характерами-интонациями. По словам Сергея Кортеса, «Пьеса Антона Чехова – совершенна. В ней с особой точностью выписаны характеры героев, яркие сценические ситуации, она отличается великолепной простотой и остроумием поэтического слога».
Информация предоставлена Организатором
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Краткое описание
«Медведь/Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Информация предоставлена Организатором
0лОпера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — оперы по произведениям Гоголя не могут сравниться в популярности с операми по Пушкину, но создаются с регулярностью. Еще в 1868 году Мусоргский сочинил оперу «Женитьба», а позже писал, но не закончил оперу «Сорочинская ярмарка». В 1874-1887 годах Чайковский создал три версии оперы на основе повести «Ночь перед Рождеством», получившую в итоге название «Черевички», а в 1895 году оперу на тот же сюжет сочинил Римский-Корсаков – он же в 1880 году положил на музыку «Майскую ночь». Шостакович, будучи в эвакуации в Куйбышеве, работал над оперой «Игроки», но не закончил ее – зато его «Нос», впервые поставленный в 1930 году, ставится не только в России, но и на мировых сценах. На тексты Гоголя написано больше двух десятков других опер – музыкальное воплощение получали «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Ревизор». В 1971 году Кировский (сегодня – Мариинский) театр заказал молодому композитору Геннадию Банщикову новую оперу по Гоголю. Над либретто работал писатель Михаил Лободин (1901-1999), автор исторической беллетристики. Описанные у Гоголя перипетии тяжбы миргородских помещиков, поссорившихся на пустом месте, остаются за кадром; обстоятельное описание их дружбы и характеров сконденсировано в несколько минут, а основное внимание уделено собственно сцене ссоры. «Как поссорились…» даже называют оперой-сценой. В ней всего два персонажа – тенор и бас. На сочинение получасовой оперы у композитора ушел год работы. Премьера состоялась 4 августа 1973 года. Геннадий Банщиков в детстве жил на Украине, и главной темой оперы он сделал знаменитую украинскую песню «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…» на стихи Михаила Петренко (1817-1862) и музыку Людмилы Александровой годы рождения и смерти — неизвестны), одной из первых женщин-композиторов в Российской империи. Сперва два Ивана поют песню дуэтом, как закадычные друзья, а к финалу на ту же мелодию разрывают между собой отношения. Свою оперу Банщиков посвятил композитору Рихарду Штраусу, и сложность оркестровки этой камерной вещи в самом деле не уступает изощренности партитур Штрауса и Вагнера. Это оркестровое богатство и пафос нужны с одной целью – показать, в полном соответствии с духом гоголевской сатиры, какими масштабными могут быть для людей самые мелочные их страсти. «Медведь» — комическая опера для малой сцены современного композитора Сергея Кортеса написана по пьесе А.П. Чехова «Медведь». Музыкальное воплощение этой по-доброму насмешливой и забавной истории, где нестарый еще помещик Смирнов является к молодой вдове Поповой, чтобы востребовать долг ее покойного мужа, принесет публике настоящее наслаждение. Продолжив искания в жанре камерной комической оперы, композитор проявил себя мастером тонкого психологического портрета, умело манипулирующим характерами-интонациями. По словам Сергея Кортеса, «Пьеса Антона Чехова – совершенна. В ней с особой точностью выписаны характеры героев, яркие сценические ситуации, она отличается великолепной простотой и остроумием поэтического слога».