Театральная афиша Москвы

Спектакль Мелкий бес

0
  • жанр
    Опера
  • 2 часа 45 минут
    18+

Опера Журбина, которая должна ужасать

Свое детище композитор Александр Журбин определил как оперу-гиньоль. Согласно принципам постмодернизма, в партитуре намешаны пошленькие романсы, сложные фрагменты в технике алеаторики, но чаще слышится Шостакович времен «Носа» или русские мюзиклы, коих Журбин написал добрый десяток. На сцене, стиснутой картонными стенами без окон, толкутся персонажи один мерзче другого, социально-психологическая бездна разверзается долго и мучительно. По мысли автора, «опера должна производить ужасающее, гнетущее впечатление» — в этом «Мелкому бесу» отказать и впрямь трудно.

Отзывы пользователей о спектакле «Мелкий бес»

Фото катерина орлова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Роман Ф.Сологуба «Мелкий бес» - не столько сложный, сколько противоречивый материал для любой постановки, будь то драматической или музыкальной. Одно из самых страшных, порицающих и сатирических произведений литературы серебряного века легло в основу пьесы «Тварь», а уже затем переработано в либретто и поставлено на сцене Камерного музыкального театра им. Покровского режиссером Георгием Исаакяном и композитором Александром Журбиным.
Сцена-коробка – удушливый мир, в котором спертый воздух, а на стене гигантская муха. Насекомое явно прилетело не на мед. Стены серого бумажного цвета – пространство одновременно напоминает сумасшедший дом и огромный бумажный спичечный коробок. С последним ассоциируются выдвигающиеся полки прямо из стен. Из них будут появляться герои «Мелкого беса» и через них же они будут покидать сцену.
Главные герои почти не взаимодействуют друг с другом – режиссер Георгий Исаакян вручает им в руки тряпичные куклы-двойники. Личности героев, с которыми через эти куклы актеры общаются, стираются. С неодушевленным предметом можно творить все что угодно: бить, душить, насиловать, плевать в их лица, и тем самым чувствовать свою безнаказанность. Что герои спектакля с превеликим удовольствием и делают. В романе «Мелкий бес» собраны все самые страшные, мерзкие и отвратительные пороки человека, его желания, мысли и поступки. Конечно, с таким материалом всегда опасно работать. Есть шанс перегнуть палку, и можно недожать определенную тему – большой вопрос, что будет выглядеть более несценично. В этом спектакле режиссер идет по пути гротеска и убивает несколько зайцев одновременно. Все самые жуткие подробности из жизни героев мы видим в шаржированном варианте, психологического проживания здесь нет. Отсюда и актерам (все-таки музыкальный театр) не нужно выворачивать свою собственную личность наизнанку, а зритель воспринимает происходящее как сатиру. Кульминацией приема станет сцена свадьбы Варвары и Передонова. Большой плакат – в стиле натяжных уличных баннеров с прорезями для головы – растягивается от потолка до пола сцены. На нем нарисованный свадебный стол, жених с невестой и гости, а вместо лиц прорезь. Здесь каждый может занять место другого, все равны друг другу, и даже зритель. Ведь всегда можно подойти, занять место генерала, жениха, невесты, сделать фото, плюнуть и уйти. Безнаказанно и навсегда. Смена личин, оборотничество и безответственность за происходящее рисует нам режиссер со сценографом Степаном Зограбяном. Такое постановочное решение – большая удача как для спектакля, так и для самого романа. Острые моменты нивелируются, но сила воздействия на зрителя приумножается.
Получилась фантасмагорическая вещь, безумство пороков, пляска страстей – все это «Мелкий бес» в Камерном музыкальном театре им. Покровского

0

Галерея