Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Коллекционер

Постановка МТЮЗ

7.5
© Елена Лапина/moscowtyz.ru
1/4

Напряженный дуэт в маленькой комнате

Кто не читал роман Джона Фаулза «Коллекционер», тот по крайней мере смотрел выдающуюся одноименную киноленту Уилльяма Уайлера 1965 года. Однако режиссер Павел Артемьев (не тот, который из группы «Корни»), недавно окончивший ГИТИС, обратился напрямую к многостраничному первоисточнику: спектакль его длится два акта и подробен в мелочах. Героев, как полагается, двое — закомплексованный маньяк Фредерик (Олег Ребров) и строгая красотка Миранда (Марина Ворожищева). Напряженный патологический (а оттого местами даже смешной) дуэт происходит не на сцене, а в знаменитой белой комнате МТЮЗа, что означает не только повышенную концентрацию энергии, но и малое количество мест: обилечиваться лучше заранее.

Возраст18+
Дата премьеры2 июня 2015
Продолжительность2 часа, 1 антракт

Участники

  3

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

9

Прошло уже несколько дней после того, как я посмотрела спектакль "Коллекционер" в МТЮЗ, а увиденное не отпускает. На спектакль шла осознанно, заранее купив билеты, зная сюжет. Опасалась лишь одного, что молодому актеру Олегу Реброву не хватит мастерства сыграть очень сложного персонажа - Фредерика. Мои опасения оказались напрасными. Он не просто сумел, он сделал это гениально! Вообще в этом спектакле все на самом высоком уровне - и режиссура, и актерская игра. Павлу Артемьеву удалось весь сюжет выстроить точно по книге, но второй акт представлен очень оригинально - основное действующее лицо Фредерик, а Миранда - фон, иллюстрирующий превращение мужчины в чудовище. В этом спектакле каждый предмет несет смысловую нагрузку. При минимуме декораций все играет на сюжет. Каждая книга, пластинка, картина, цветок. Все призвано создать нужную атмосферу именно здесь и сейчас.
Марина Ворожищева в роли Миранды очень убелительна, но Олег Ребров в роли Фредерика просто безукоризнен. От него невозможно отвести взгляд. Он вызывает жалость, сочувствие, постепенно переходящие в ужас и отвращение.
Этот спектакль иллюстрация того, почему люди из разных слоев общества почти никогда не могут быть вместе. Разный менталитет, разное воспитание, разное развитие приводит к одному - невозможность и нежелание услышать и понять другого. И это страшно...

25 ноября 2015
9

Была на этом спектакле сегодня! Потрясающая игра обоих актеров!! Прям умнички на все 100!! Да, скромный театр, да, скромная сцена, НО- это всё отошло не то что на второй, а на десятый план- по сравнению с сюжетом, режессурой и отличной игрой всего-навсего, но таких очаровательных и талантливых, двух актеров!! Рекомендую!! Удовольствие от просмотра и положительное послевкусие гарантировано!

29 августа 2019
10Красавица и ЧУДОВИЩЕ!!!

Роман Джона Фаулза "Коллекционер"; до просмотра спектакля, поставленного Павлом Артемьевым во флигеле МТЮЗа я не читала, поэтому не знала, с чего начинается эта жуткая история в нем.

В спектакле режиссер ставит зрителя уже пост-фактум: начинающая художница Миранда (Марина Ворожищева), похищенная Фредериком Клеггом (Олег Ребров), очнулась (он усыпил ее хлороформом) в незнакомой обстановке…
Через некоторое время раздался лязг многочисленных затворов и в комнате появился сам похититель.

Первое впечатление он производит совсем неплохое, да и целью его похищения было показать Миранде, девушке, которая вот уже не один год не давала ему покоя и которая при нормальных условиях и близко бы к нему не подошла, какой он хороший. Клегг рассчитывал, что узнав его ближе, почувствовав его заботу о ней, она его тоже полюбит. А цель, так сказать, "оправдывает средства".

Совершить похищение мелкому клерку позволил большой выигрыш, полученный им на скачках. Он купил загородный дом с большим подвалом и оборудовал в нем комнату для Миранды, тщательно продумав все детали – вырваться оттуда "его добыча" не смогла бы при всем своем желании!!!

И все-таки она неоднократно пыталась это сделать, разумеется, безрезультатно.

На короткие ночные прогулки Клегг выводил Миранду, которая задыхалась в подвальном помещении, со связанными руками и заклеенным пластырем ртом.

При этом исполнял все ее прихоти – покупал все, о чем бы она его не попросила, завалил всю комнату цветами, кормил свою пленницу самыми изысканными блюдами и был искренне удивлен ее попыткам бежать из этого "рая".

Чтобы не настраивать девушку против себя, пообещал ее отпустить через 4 недели, надеясь, что за этот срок сможет завоевать ее расположение.

А во время "прощального" ужина даже сделал ей предложение. И тут Миранда, не понимающая всей серьезности своего положения, совершила главную ошибку – отказала Клеггу, сказав, что никогда не сможет его полюбить. Через пару минут, увидев его реакцию, она согласилась, но было уже поздно…

Сложно найти тот момент, когда человек из нормального вдруг превращается в одержимого маньяка. Клегг был обычным, но с нарушенной психикой. Он вроде бы и не делал ничего ужасного, но в итоге случилось непоправимое. А самое главное — такие люди не осознают всего происходящего и готовы снова пойти на такой поступок.

Олег Ребров потрясающе органичен в этой роли!

Марина Ворожищева в первом действии показалась мне гораздо менее убедительной.

А вот во втором, когда у нее и слов-то практически не было - зрители слышали отдельные записи из дневника, который она вела во время своего заключения, а актриса стояла в углу сцены и смотрела в зрительный зал, и в ее взгляде при этом читалась такая БЕЗЫСХОДНОСТЬ, что было, действительно, страшно...

Очень мощный по эмоциональному воздействию спектакль!

Актеры держали на протяжении 2-х часов зрительный зал в сильнейшем напряжении!!!

Откуда же взялось такое название у книги и спектакля?

В спектакле Клегг лишь вскользь упоминает о своей коллекции бабочек. Дальше режиссер эту мысль не развивает. Поэтому название спектакля "оправдывает" только финальный монолог "героя", в котором он планирует похищение следующего экземпляра в свою коллекцию (теперь уже не бабочек), и сообщает нам о том, что, наученный горьким опытом, будет вести себя уже совсем иначе…

А вот в одной из рецензий на книгу проводится настолько точная параллель, что привожу текст отрывка из нее полностью:

"Когда ты знаешь толк в том, как надо выслеживать свою жертву и в какой момент нужно нанести свой удар, безобидное коллекционирование бабочек можно без проблем перенести на людей. Даже жалкий и ничтожный мещанин вроде Клегга способен на это.

Взмах сачком / Прижать жертву к себе.

Сетчатое одеяло сачка укрывает бабочку, не давая ей никаких шансов на спасение / Белая влажная марля соприкасается с носом.

Осторожно вытащить бабочку из-под мешка и засунуть в банку / Связать жертву и оставить в подвале.

Скоро обеим придет конец. Жизнь главной героини угаснет так же, как и мечущаяся в банке бабочка. Можешь биться своим тщедушным тельцем о стеклянные стенки герметично закупоренной банки. Это бесполезно".

Спектакль до сих пор меня не отпускает. Прочитала книгу. Расстроилась, что режиссер практически не раскрыл внутренний мир Миранды, а ведь больше половины книги занимает ее дневник - рассказ о своей жизни "до", любви, планах на будущее (а она ВЕРИЛА, что оно будет), ее попытка разобраться в происходящем и найти любой ценой выход из этого кошмара.
Жаль! Спектакль от этого только бы выиграл.

1 июля 2019
Браво
Поучительно
Арт-терапия
8Конфликт двух миров показан наглядно, жёстко и жестоко.

Вот уже третий год мы живем в мире ограничений, которые пришли вместе с известным всем вирусом... Мы стонем и причитаем, как тяжело и как хочется нормальной жизни... А представьте, что в один прекрасный миг вы оказываетесь во власти странного, ненормального человека, запертой в комнате посреди подвала, где каждый поход в ванную становится праздником, а прогулка ночью со связанными руками настоящим приключением... Вот тут то и понимаешь, что любой локдаун это сущая ерунда, по сравнению с положением главной героини романа Джона Фаулза и спектакля в любимом МТЮЗ.
Конфликт двух миров показан наглядно, жёстко и жестоко. Маленькая сцена флигеля как никогда органична... Тут надо видеть глаза и каждый жест, и вы их увидите, даже с последнего ряда... Весь ужас и отчаяние главной героини... Все её попытки не смотря ни на что выжить в этом аду... И хотя головой понимаешь неизбежность конца, начинаешь верить вместе с Мирандой в чудо, в сказку про чудовище, которое поверит принцессе и превратится в принца... Может он будет коллекционировать картины, а не девушек...
Но это не сказка, это спектакль для взрослых... тут нет не только счастливого конца, но даже надежды, что чудовище остановится и не получит в свою коллекцию очередную жертву... Ведь в саду ещё много места, а в подвале дома такая удобная комната и все уже продумано, спланировано и даже одежда вполне может пригодиться... А отчаяние после смерти любимой игрушки очень быстро забывается... достаточно одной ночи...
Я читала роман, но он такой тяжелый, что я нашла какой-то повод, уже не помню какой, чтобы не дочитывать самый конец... Когда увидела спектакль в афише, решила все же узнать, чем дело кончилось... Да, чуда не случилось... И да, это одна из тех историй которая учит нас радоваться тому, что у нас есть, даже если нам кажется, что этого мало и раньше было лучше... К сожалению, никто не знает, что с нами будет завтра, и можно только надеяться на лучшее. Поэтому давайте наслаждаться тем, что есть сейчас. Давайте делать этот мир лучше, любить тех, кто рядом...
Спектакль не заменяет книгу. Если хотите лучше узнать и понять мысли и чувства героев этой истории, лучше все же читать первоисточник... Но это чтение и спектакль не для развлечения, так что советовать всем и каждому не могу и не буду. И маркировка 18+ тут совершенно оправдана и вовсе не из-за сцен с обнаженной натурой... Тут, как это не банально, обнажаются душа и нервы...

17 января 2022
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость