Москва

Спектакль в Москве
Федра

Постановка Театр Романа Виктюка

8.2
оценить

Поэтическое полотно Цветаевой в исполнении толпы полуобнаженных мужчин

Со сцены потоком льется и розгами хлещет поэзия — античный миф о порочном влечении несчастной Федры к собственному пасынку в изложении Цветаевой. Роман Виктюк посредством толпы полуобнаженных артистов презентует театральность Серебряного века как таковую: синтез томного танца, резкого жеста и утраченного искусства декламации.

Расписание спектакля

Театр Романа Виктюка
Стромынка, 6
8.4
  • 14 Марта, вс
    19:00
    ~ до 21:00
    от 330₽
  • 31 Марта, ср
    19:00
    ~ до 21:00
    от 330₽
  • 22 Апреля, чт
    19:00
    ~ до 21:00
    от 220₽

Место проведения

Театр Романа Виктюка

8.4
Культовый авторский театр
телефон +7 (499) 268 06 69
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 10.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Федра»

Фото Елена Товмасян
Фото Елена Товмасян
отзывы: 7
оценки: 10
рейтинг: 5
5

Побывала на спектакле Романа Виктюка "Федра". Для меня он оказался нудноват и местами вульгарен. Понимаю, что трудно создать драму из поэзии. И все же. Ощущение, что Виктюк сильно устарел. Его форма устарела, сейчас она смотрится пошловато: мужчины, которые играют женщин, играют своими рельефными телами, приникая друг к другу до почти неприличной близости, и купаются в нарцистическом акте "как же я хорош". Очень трудно отделаться от мысли, что это напоминает гей-театр с не очень молодыми солистами, чьи проглядывающие через разрезы мускулы почти всех частей тела смотрятся неприлично рядом с торсами молодых мальчиков. Я понимаю, что это стереотип, но манерность, пластика, экспрессивность, которые выходят за тонкую грань меры, создают очень конкретные ассоциации.
Про уровень театра: для меня это было и не балет, и не театр. Не дотягивало оно до хорошего театра ни по режиссуре, ни по хореографии, ни по чувству вкуса, ни по тонкости выстраивания театрального полотна и мысли.
Мне это напомнило историю театра Любимова: его старые спектакли смотрятся, захватывают, а новые - нет, они о старом, теперь уже не актуальном, не ухватывающем время - его "Медея" из ГУЛАГа, все из ГУЛАГа. Оба провокаторы, некогда смелые первопроходцы. Но их спектакли продолжают жить в своем времени, продолжают питаться прошлым.
Виктюк жалуется, что зритель уже не тот, не культурен. Но ведь к созданию этого нового зрителя он тоже причастен. Бозин откровенно говорит, что на "Служанок" ходят определенная публика - поглазеть на обнаженных мужчин и на бойкие танцы.
А вот Фоменко другой, он о вечном. Да, он не простой, требует работы в процессе спектакля, и кто-то тоже назовет его нудным. И в его театре совсем другой репертуар. Или Хржановский, режиссер мультфильмов, который вдруг ставит со сценаристом Арабовым чудесный фильм о Бродском, и не чувствуется, что им пора на пенсию. Или братья Тавиани, которые не всегда снимали удачное кино, в своем возрасте очень выдержанного вина ставят "Цезарь должен умереть" в тюрьме - фильм и спектакль одновременно, а потом "Декамерон" - я даже не ожидала, что такой красивый фильм можно снять по "Декамерону". И Вим Вендерс... Они все время в ключе, постоянно в поиске, всегда современны.

4
0
...
5 ноября 2015
Фото Анастасия Субботина
Фото Анастасия Субботина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
Браво
Арт-терапия
10

В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире моры есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
Ипполитовы кони и Федрин сук -
Не старухины козни, а старый стук
Рока. Горы сдвигать - людям ли?
Те орудуют. Ты? Орудие.
Если «Нездешний сад» для меня не запоминается, то «Федру» я каждый раз сравниваю с предыдущим просмотром. И именно этот спектакль колоссально зависит от настроения Дмитрия Бозина, исполнителя роли Федры. В прошлый мой просмотр чувствовалось, что у него было плохое настроение, Федра была злая, агрессивная, сочувствия этому персонажу не было совершенно.
А в этот раз Федра была хитрой охотницей, которая плела свои сети. И даже в моём любимом моменте
Кормилица
Врача спроси над язвой:
Режет чисто - режет сразу.
Мясника спроси над плахой:
Рубит чисто - рубит с маху.
Не царя, царица, нежишь!
Федра
Няня, по живому режешь!
Кормилица
Не царя, царица, любишь!
Федра
Няня, по живому рубишь!
Федра больше играла с Кормилицей, только для вида сомневаясь, признаваться ли в своей страсти к пасынку
Знаю ль?
Знала б — в бездну б!
Знала б — в землю б!
Всем люб, всем люб,
Всем люб, всем люб!
Очень понравился Станислав Мотырев, его чтение текста Цветаевой. Как то раньше для меня Хор был единым целым и больше воспринимался как фон для главных действующих лиц. А в этот раз Станислав вышел на передний план.
А если говорить именно про Хор, то очень не хватало Михаила Урянского, скорейшего ему выздоровления.
Ну и конечно Тезей (Антон Даниленко), роль с одной стороны небольшая, но очень важная. Мне очень нравится сочетание-переплетение текста пьесы «Федра» с дневниковыми записями самой Марины Цветаевой.
И прекрасное завершение спектакля — ария в исполнении Елены Образцовой, как очищение после трагедии.

0
0
...
15 сентября 2020
Фото Elena Shmyreva
Фото Elena Shmyreva
отзывы: 144
оценки: 147
рейтинг: 20
Браво
9
Темы античности языком серебряного века и выразительными средствами театра Романа Виктюка

Вот и в театре Романа Виктюка увидела вещь, которую хочется посмотреть еще раз. Спектакль не нов, поставлен был еще в 90е года, а в 2015 уже в новой редакции повторно вошел в репертуар. Но у меня знакомство с ним произошло лишь на прошлой неделе.
Мне сложно объяснить себе, почему такой отклик? Ведь и подача материала, с растягиванием и разбиением слов на слоги, и абсолютно не жизненные интонации, которые меня безумно раздражали в других постановках, была для театра традиционной. Сама тема мифа о Федре довольно близко стоит к мифу о Соломее, но одного просмотра Соломеи хватило, а Федры — нет.
Драматургическая основа спектакля — поэтическая драма Марины Цветаевой. Вещь сложная даже для восприятия при чтении с листа. Колюче-шипящие рубленные стихи Марины Ивановны создают ощущение диких зарослей, того леса, в котором охотиться Ипполит с друзьями, и где впервые Федра увидела юношу.
Хвала Артемиде за жар, за пот,
За черную заросль, – Аида вход
Светлее! – за лист, за хвою,
За жаркие руки в игре ручья, —
Хвала Артемиде за всё и вся
Лесное.
Роман Григорьевич Виктюк слегка проредил этот лес, несколько сократив цветаевский текст, но колючек, способных дать представление о трудности преодоления чащи, осталось предостаточно. Были добавлены мостики, облегчающие движение, из отдельно стоящих стихов «Жалоба» и «Послание» цветаевского цикла «Федра»:
Ипполит! Ипполит! Болит!
Опаляет… В жару ланиты…
Что за ужас жестокий скрыт
В этом имени Ипполита!
Точно длительная волна
О гранитное побережье.
Ипполитом опалена!
Ипполитом клянусь и брежу!
Очень сильным драматургическим моментом ощущались и строки из автобиографических писем Цветаевой, крепко связывающие самоубийство Федры с самоубийством самой поэтессы.
При этом было ощущение, что режиссер придерживался в постановке античного принципа, который был заложен Мариной Ивановной, когда в действие включены хоры, диалог, пантомима, пляска. А главное, ему удалось воспринять и перенести на сцену энергию и страсть произведения, и в передаче энергии и страсти проводниками служат актеры.
Как и в древнегреческих театрах в постановке заняты одни мужчины. Лик Федры носит Дмитрий Бозин. Поклонником Артемиды и женоненавистником Ипполитом выступает Игорь Неведров. В образе Судьбы, которая у Цветаевой носит имя Кормилицы, предстает перед зрителями Иван Иванович. Постоянно шаманствует Тезей — супруг Федры и отец Ипполита, в исполнении Антона Даниленко, он ритмически сопровождает заклинание-камлание всех участников и пластические трансформации «хора», превращающего сцену в настоящий музей. Создавалось ощущение, что перед тобой череда античных древнегреческих скульптур. Потрясающе выразительные сцены.
Очень необычное и на редкость цельное действо, в котором для меня всё наконец-то сложилось. Браво!

0
0
...
20 марта 2020
Фото Инокентий Акопыч
Фото Инокентий Акопыч
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
3

Честно говоря я поражен, что тут столько ценителей древней мифологии.
Что увидит обычный средний человек на спектакле:
2 часа чтения с выкриками пьессы Цветаевой полуголыми мужиками, которые к месту и не очень ползают на полу и извиваются. В эпичные моменты делают сальтушку. Как эти кривляния связаны с прессой знает наверно только Виктюк.
В целом, совершенно не тронуло и очень хотелось уйти. С середины ушло человек 10. Я досидел.
Думаю может понравиться девушкам, которые пришли посмотреть на голых потных мужчин или даже ещё больше мужчинам нетрадиционной ориентации. Ну или тому, кому очень понравилась сама пьесса Цветаевой.
В любом случае рекомендую ознакомиться с текстом, чтобы понять что вас ждёт более двух часов.

0
0
...
19 февраля 2020
Фото Анна Решетникова
Фото Анна Решетникова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
4
Любителям декламации

Театр Виктюка оформлен в модном сейчас стиле лофт, без излишеств. Проход в партер по центру зала. Декораций немного. Зрители, в основном, женщины. Смотрели 30 января 2020 ,, Федру,,. На сцене все время играли 18 полуголых парней. Сам сюжет древнегреческой драмы, временами разбавлен классическими ариями и световыми эффектами. Возможно, так и выглядело представление пару тысячелетий назад, когда женщин играли мужчины. В наши дни режиссер чересчур усердствует в восхвалении пороков, тщательно выискивая малейшие намеки на них в тексте и даже не пытаясь балансировать на грани приличий.

0
0
...
30 января 2020
Краткое описание
«Федра»
Информация предоставлена Театром Романа Виктюка
Трагедия одиночества и незаурядной души, сочиненная Мариной Цветаевой, вдохновляет Романа Виктюка уже более тридцати лет. Один из лучших спектаклей 80-х, его легендарная «Федра» в Театре на Таганке с Аллой Демидовой в главной роли сделала режиссера символом нового театрального направления. А сегодня, в XXI веке, великое поэтическое произведение возвращается на сцену в совершенно новом прочтении мастера. «Федра» как синтез слова, музыки, ритмики, хореографии, жеста и мимики — все то, что формирует современный сценический почерк Виктюка. Это было хорошо известно в театре Серебряного века времен Блока с его «Розой и крестом», времен студий молодых Таирова и Вахтангова, с которыми Цветаева была связана самым непосредственным образом. «Федра» 2015 года возрождает традиции Серебряного века русской сцены, «Привала комедиантов» и «Старинного театра» Евреинова с имитацией разных форм театральности — от античности до постмодерна… Виктюк и актеры его театра прочли «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. По выражению самого Романа Григорьевича, «полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий». Не пересказывая содержание трагедии, напомним, что речь идет о борьбе главной героини с пагубной страстью к пасынку Ипполиту, которую заронила в ее сердце Афродита, желая отомстить афинскому царю, мужу Федры Тезею за измену богине любви. В самой любовной напасти к пасынку, посланной Афродитой, Федра является только невинной жертвой, о чем говорила в записных книжках Цветаева. А в финальных словах Тезея — разрешение конфликта: «Нет виновного. Все невинные». Осенью премьерой спектакля «Федра» откроется здание Театра Романа Виктюка в Сокольниках. Афинская молодежная «тусовка» предстанет перед зрителями в пространстве с самым актуальным языком повествования — как в архитектурном, так и в сценическом решении. В спектакле звучит голос Елены Образцовой. «Это была ее последняя работа со мной, — говорит Роман Виктюк. — Голос — это великое, что дается свыше. Лена ждала этой премьеры и часто спрашивала, когда… Она состоится в июле».