Театральная афиша Москвы

Спектакль Марлен
Постановка Манекен

6

Биография Марлен Дитрих, превращенная в спектакль

Спектакль «Марлен» Владимир Филонов поставил для большого «Манекена», а не для студии-театра, художественным руководителем которой он является уже 20 лет. В центре сюжета — судьба Марлен Дитрих, то проговаривающей, то пропевающей подробности собственной биографии. Вокруг нее кружат в основном звезды — от Хемингуэя и Ремарка до Габена и Кокто.

Создатели

Отзывы пользователей о спектакле «Марлен»

Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
656
оценок:
4562
рейтинг:
1167
5

Женщина, которая поёт

Голливудская актриса немецкого происхождения, сердцеедка, часто игравшая профурсеток, ролевая модель для Ренаты Литвиновой и ещё для огромного количества актрис на свете — если искать какой-то адекватный эпитет для Марлен Дитрих, то это будет слово «кинодива».

Дитрих — женщина непростой судьбы, сделавшая себя сама (Марлен, производное от её настоящего имени Мария Магдалена, которое актриса придумала для большей звучности). Про неё написано достаточно книг из серии ЖЗЛ. На основе таких мемуаров, биографий, воспоминаний как самой Дитрих, так её друзей, любовников и других современников режиссёр спектакля Владимир Филонов написал инсценировку. В итоге у него получилось история не только про «женщину, которая играет», но и про «женщину, которая поёт» (жестковатое контральто Марлен с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена). В анонсе спектакля даже говорилось, что это будет история, рассказанная и спетая ей самой. Однако, помимо Дитрих, роль которой исполняет Анастасия Сорокина, второй полноправный участник «кабаре Марлен» это её дочь, Мария. Режиссёр сразу же даёт понять, что у дочери к матери накопилась масса претензий, но отношения отцов и детей лишь одна из реперных точек этого многослойного «шоу одинокой женщины».

В течение двух с половиной часов всё (ну или почти всё) грязное бельё актрисы будет явлено на свет. Но разве можно называть жизнь человека «грязным бельём»? Разумеется, нет. Маленькие радости и большие трагедии следует одна за одной, образуя круг жизни большой артистки, к которой слава пришла после начала сотрудничества с режиссёром Джозефом фон Штернбергом. Такие союзы, будто бы заключённые на небесах, мировой кинематограф увидит ещё не раз: Мартин Скорсезе — Роберт де Ниро, Тим Бёртон — Джонни Депп и многие другие дуэты тому в подтверждение. Что касается Штернберга, то именно он во многом определил кинематографическую судьбу Дитрих, создав тот самый её образ, который на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы. Но то кино. Также львиную долю спектакля занимают рассказ о непростых взаимоотношениях Марлен с мужьями и любовниками: Рудольфом Зибером, Эрихом Марией Ремарком, Жаном Габеном, Эрнестом Хемингуэем.

Таким образом, все события из жизни Марлен (скреплённые музыкальными интермедиями с поющей на английском, французском и, разумеется, немецком Дитрих) тасуется как колода карт, в которых дама оказывается то тузом, то шутом гороховым. Впрочем, именно в те моменты, когда «железная леди» оказывается арлекином, её человечность является миру самым неприкрытым образом. Тем не менее, она не требует к себе сочувствия, а наоборот периодически напоминает, что именно она полноправная хозяйка шоу, которое в любом случае рано или поздно закончится.

Вообще интересно сравнить «Марлен» с предыдущей постановкой Владимира Филонова в театре «Манекен» — спектаклем «Оркестр» по пьесе великого французского драматурга Жана Ануя («Жаворонок», «Антигона»). Там нам предлагали заглянуть в закулисье одного заштатного оркестрика, в котором все друг другу надоели, здесь — в закулисье жизни одной из главных femme fatale XX века.

Выводы, которые можно сделать из этих историй, просты, но неутешительны: своя душа потёмки, чужая — лес не проходимый. Осудить всегда проще, чем понять. Особенно в современной России.

Филонов и труппа театра «Манекен» предлагают понять, как женщина, не приемлющая консервативную систему ценностей «киндер, кирхен, кюхен» (с немецкого: дети, церковь, кухня), стала одним из символов ушедшей эпохи.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить