Театральная афиша Москвы

Спектакль Война другими глазами
Постановка Событие

7.8

Отзывы пользователей о спектакле «Война другими глазами»

Фото Игорь T-B
отзывы:
39
оценок:
41
рейтинг:
16
9

"Мы были такие девчонки, как и вы, не думайте, что мы были другие. Дисциплина, уставы, знаки различия — вся эта военная премудрость не давалась нам сразу. Стоим, охраняем самолёты. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать: "Стой, кто идет?" Подружка моя увидела командира полка и кричит: "Стойте, кто идет? Вы меня извините, но я буду стрелять!" Представляете? Она кричит: "Вы меня извините, но я буду стрелять!""

В честь празднования 70-летия Победы, молодой московский драматический камерный театр "СОбытие" поставил по самой известной книге Светланы Алексиевич "У войны - не женское лицо" необычный чтецкий спектакль "ВОЙНА другими глазами". Больше, чем декламация книги, больше, чем поэтический вечер. Это - самая настоящая история, заточённая в весьма выразительный и проникновенный жанр. Диалог сердец, вторая жизнь воспоминаний. Машина времени, переносящая зрителей в страшные годы войны. Дань памяти тем, благодаря кому мы сейчас живём и радуемся этому весеннему солнцу.
В спектакле показан не совсем привычный взгляд на Великую Отечественную Войну - это женская исповедь тех страшных событий, это война глазами тех, кому вопреки природе пришлось стать солдатами. Медсёстры, снайперы, пилоты, партизаны, диверсанты, разведчицы, связисты - кем только не пришлось побывать на войне женщинам. Их бессмертный подвиг навеки останется в наших сердцах. И именно об этом - о величайшей самоотверженности матерей, дочерей, жён и сестёр - и рассказывает спектакль.
В течение часа на зрителя обрушивается такая мощная драма тех лет, что волей-неволей на глаза выступают слёзы, а тело припечатывает к креслу, буквально вжимая его прессом трагедий войны. За девчачьими рассуждениями и забавными, порой, взглядами на окружающую действительность скрывается по-настоящему страшное осознание, насколько тяжело пришлось на войне женщинам - физически, психологически, морально. "Не женское это дело - ненавидеть и убивать", - как говорит одна из героинь спектакля. А им приходилось. И убивать, и хоронить, и умирать: "Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щёлкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла — ничего, а тут: как это я убила человека?.."
При этом - даже там, среди всех фронтовых ужасов - они прежде всего оставались женщинами: "Если выпадала минута отдыха, что-то вышивали, какие-то платочки. Дадут нам портянки, а мы из них шарфики придумаем, обвяжем. Хотелось заняться чем-то женским."
И этот разительный контраст лёгкости и трагедии шокирует, ломает что-то внутри, сжимает нервы в один огромный напряжённый комок.
Спектакль мне безумно понравился. Сильный, эмоциональный, напряжённый, интересный, атмосферный, живой - он не отпускает ни на минуту, не даёт расслабиться и постоянно держит в напряжении. Время пролетает совершенно незаметно, и будь он хоть в 2-3 раза длиннее, зритель также сидел бы и внимал каждому слову молодых артистов, каждому их вдоху. Я сидел как пришибленный, меня раздавило этой правдой. Спектакль-открытие, спектакль-шок. На некоторых моментах я откровенно не мог сдержать слёз - настолько проникновенно и живо читали свои монологи девушки. Эпизоды с козой, допросом, белоснежным бельём и финальной песней намертво врезались в моё сознание. Цунами эмоций, вал мыслей от нового понимания и взгляда на событий тех лет. Заново открытые глаза.
Особенно впечатлила меня режиссура. Валерия Кашенкова необычайно скрупулёзно подошла к произведению, объединив десятки историй разных людей в одну большую. В хронику Войны. 5 девушек. У каждой - своя война, но это - их общая история. И именно благодаря такой интересной обработке книги, спектакль является именно спектаклем - в самом серьёзном понимании этого слова, а не просто вечером чтецов. Он переносит зрителя на 70 с лишним лет назад и бросает, как есть, в ужасы той войны.
Таким образом, Валерия собрала отрывки воспоминаний в общий сюжет и очень грамотно сплела из них косичку истории - трогательной, тяжёлой и необычайно интересной. Получилось весьма образно и по-настоящему живо. Получилась одна из самых качественных адаптированных пьес, что мне приходилось видеть!
При том - цепляет и оформление спектакля - абсолютно потрясающая сценография: минималистические, но очень атмосферные декорации, интересная задумка с кинохроникой (единственное, следовало бы поработать над видеорядом или его расположением, потому что далеко не всегда получается понять, что происходит на проекции), потрясающие и очень аутентичные костюмы героинь, шикарное живое музыкальное сопровождение в исполнении Михаила Каранаева. Вообще, добавить в спектакль акустическую гитарную музыку было очень верных ходом, заметно оживившим восприятие текста и способствовавшим погружению в дух времени.
Что же касается актёрского мастерства исполнительниц всех ролей в спектакле - здесь я был сражён и немало впечатлён. Потому что чем минималистичнее оформлена постановка, тем больше внимания уделяет зритель именно игре, а когда на сцене идёт чтецкий спектакль - спрос с актёров вообще оказывается колоссальным.
И актрисы не подвели - каждая из них великолепно справилась со своей ролью и смогла достучаться до моего сердца.
В первую очередь, поразила невероятно пронзительная игра Юлии Смирновой - её Нина была настолько живой, настоящей, что сердце замирало. Максимально искренние эмоции, неподдельные чувства, трогательные слёзы и потрясающая подача материала - я действительно переживал, плакал и падал в пучину отчаяния вместе с ней. От такого очень сложно отойти.
Впечатлила и Люба Заиры Царикаевой - бесконечно женственная, хрупкая, ранимая - совсем ещё девчонка, но уже - солдат, герой, боец. Совершенно потрясающая игра, эмоциональный фон, мимика актрисы и её интерпретация своей героини. До дрожи!
Очень интересные образы создали на сцене и Екатерина Пенько, Елена Ашаева и Анна Аристова - каждая - по-своему уникальный и исключительно искренний. Мимика, движения актрис, игра эмоциями, телом, голосом - всё подчёркивало произносимый ими текст и задевало струны души зрителей, не оставляя равнодушным, кажется, никого в заполненном зале. Невероятный эмоциональный удар и масса впечатлений!
Понравилось мне, как грамотно и тонко переходили актрисы от прозы к поэзии - текст неожиданно превращался в стихи, чтобы потом - также незаметно - через простой, но весьма чувственный речитатив перейти в песню под волшебные звуки гитары Михаила. И как идеально подошла под настроение, под атмосферу спектакля так удачно подобранная песня Александра Васильева:
"А двое не спят, двое дымят папиросы любви,
Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?"

И также легко актрисы переключались между своими героинями и героями, между своими диалогами, создавая изящную паутину очень качественно и интересно поданной истории.
Так что категорически рекомендую каждому посетить этот потрясающий чтецкий, но очень живой, очень настоящий спектакль с шикарными актрисами и до мелочей выверенной постановкой. Ощущения, чувства, мысли - не передать. Бесконечно трогательное и запоминающееся зрелище!

"Запоминалось не то, что этот лейтенант, а тот капитан, нам запоминалось другое: красивый или некрасивый, рыжий или высокий..."

0