Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Все оттенки голубого, Москва
Постановка Сатирикон

7.3

Суровая драма о простом русском парне, осознавшем свою гомосексуальность

Подросток признается родителям в своей гомосексуальности. Так как дело происходит в России, каминг-аут оборачивается не обретением свободы, а жесточайшей семейной драмой. Спектакль Константина Райкина, разумеется, реакция на волну официозной гомофобии, транслирующейся с некоторых пор повсеместно и на государственном уровне. Драматургическая основа «Всех оттенков голубого» не имеет отношения к знаменитому одноименному роману Рю Мураками; такое же название дал своей пьесе красноярец Владимир Зайцев. Сила высказывания — в ракурсе: главными героями оказываются родители.

Место проведения

Планета КВН

Планета КВН

7.3
телефон+7 (495) 966 34 34
адрес
официальный сайт

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Все оттенки голубого»

Фото Алексей Степанов
отзывы:
36
оценок:
612
рейтинг:
131
7

Несколько раз начинал писать свой отзыв на спектакль, но никак не мог решить, о чём именно написать...
Если о самой постановке, то придётся ругать, ибо в очередной раз убедился, что Сатирикон совершенно не мой театр, а Райкин не мой режиссер. Если же о гражданском поступке Константина Аркадьевича, поставившего спектакль вопреки всей той истеричной гомофобии, которая постепенно превращается чуть ли не в главный идеологический столп тяжело больного российского общества, то глубочайший ему респект и уважуха.
Да, претензий к постановке много. Начиная от излишней стереотипности персонажей, заканчивая "Лебединым озером" в качестве музыкального сопровождения (а вы как думали - раз это история про гея, значит, непременно должен звучать Чайковский). Но, скажу честно, препарировать спектакль, вытаскивая на свет божий его слабости, мне совершенно не хочется. Потому что эта премьера, безусловно, событие. Событие, которое важно запомнить и нельзя пропустить. Дарите билеты на "Все оттенки голубого" своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, коллегам, одноклассникам, друзьям и соседям. Дарите тем, кто, как вам кажется, уже отравлен той пропагандой ненависти, которая с утра до ночи льётся с телеэкранов. И, возможно, посмотрев этот во многом несовершенный, но по настоящему искренний, честный и страшный спектакль, они на минутку призадумаются и, чем чёрт не шутит, начнут немного по другому смотреть на мир, который на самом деле не имеет ничего общего с той черно-белой картинкой, которую ополоумевшие телевизионные чудовища пытаются вбить в их головы...
Как-то вот так.

Фото Elizabeth
отзывы:
37
оценок:
79
рейтинг:
55
9

Это необходимый нашему обществу спектакль. Это не пропаганда гомосексуализма. Не защита. Не давление на жалость. Не требование прав. Это о любви. Не о любви парня к парню. А о любви родителей к сыну, о любви сына к маме и папе, о любви человека к человеку. Никто не обещал, что эта любовь безусловная, светлая и чистая. Она такая, какой чаще всего мы и видим ее в жизни. И от этого еще страшнее. О том, что порой проще отказаться от чего-то или кого-то, даже самого любимого, даже ребенка, чем принять его таким, какой он есть.
Здесь наверняка будет множество отзывов с вопросами и криками "зачем это?!", "как можно об этом со сцены?!" и тд. С иронией, с ужасом, с брезгливостью. Так принято.
Представьте, что общество смеется и презирает ваши чувства к вашему любимому человеку. Представьте, что вашего ребенка готовы бить за его первые искренние чувства к другому человеку. Подумайте о том, что Каждая услышанная вами со сцены история в этом спектакле - правда, часть жизни другого настоящего, существующего человека. Мы терпимы? Мы относимся друг к другу как настоящие Люди?
Сам факт того, что спектакль основан на реальной истории живущего ныне среди нас мальчика, отвечает на вопросы "Зачем об этом говорить со сцены?". Затем, что важнейшая задача театра, настоящего, не развлекательного театра, - защищать человека.
Это очень смелый спектакль. Думаю, все понимают, как рискует режиссер в нашей с вами стране, затевая разговор на эту тему.
Ещё добавлю, что давно не видела такого количества зрителей в слезах и такого количества потрясенных, потерянных, изумленных лиц, как после этого спектакля.

Фото Alexander Bertold
отзывы:
1
оценок:
0
рейтинг:
16
9

Поражен и восхищен: смелостью режиссера, честностью артистов, иронией и надрывом, смехом и горечью, — всем тем, чем наполнена эта знаковая постановка! Знаковая потому, что впервые в нашей (в нашей, нашей!) многострадальной стране с большой сцены прозвучала мысль о нелепости и нечестности попыток перекроить человека под мерки своего понимания «правильности» интимной составляющей человеческих отношений; о подлости стереотипов, столкновение с которыми делает из самых близких — людей, подверженных эгоистичному страху; о горечи последствий, ставших результатом грубого насилия над человеком и человеческим достоинством в абсурдных попытках некоторых людей, — не понимающих сути проблемы и не желающих приблизиться к таковому пониманию, — исключить проблему из своей жизни методом страуса в клетке с каменным полом. Об осознании собственной жестокой эгоистичности. Хотелось бы надеяться, что, в конце концов, о примирении во имя любви.

Постановка впитала в себя большое число самых распространенных стереотипов, которыми наполнены люди, никогда в своей «прежней жизни» не допускающие возможности появления в поле их внимания — в ближнем круге — человека, природа влечения к людям которого отличается от таковой у подавляющего большинства, стоящего под незыблемыми знаменами «традиционных ценностей». Какие-то из них вызывают нескрываемую улыбку, другие же продирают до слез.

Каждый из главных героев проживает на сцене свою трагедию — ситуацию, по определению, неразрешимую никак, — и у каждого из них она имеет свой «голубой оттенок». Здесь уместно вспомнить, например, «Молитвы для Бобби», в основном из-за изменений, происходящих с персонажем Матери Мальчика. Здесь, правда, в отличие от «Молитв» не затрагивается тема религии, — да и слава богу!

Мне кажется, равнодушных не было. То есть было человек 10, которые ушли во время спектакля, но из них потом четверо вернулись. Были долгие овации, кричали «браво», актеров не отпускали со сцены. Потом вышел Константин Аркадьевич Райкин, поставивший спектакль, человек, на которого, боюсь, за эту постановку еще немало грязи выльют: и за «подрыв» «духовных скреп» в угоду своим творческим амбициям, и за «отработку госдеповских гонораров», и за «льющуюся по сцены пошлость»... Но уверен, что для многих он запомнится человеком, сумевшим честно и талантливо показать ту неизмеримо сложную проблему, которую в нашей стране сегодня установлено на государевом уровне окрашивать в самые неприглядные, обманчивые краски.
А изваляв в дегте и перьях, в лучших традициях: с глаз долой — из сердца вон, и вроде как и нет проблемы! Даже если носителем этой «проблемы» является собственный ребёнок.

А ведь во тьме оттенки любых, не только голубых цветов становятся темными. Поэтому — благодарность за свет во имя человеческого достоинства и любви!


Спасибо!

Фото Влада Горшунова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
7
9

Вчера волею случая я оказалась в Сатириконе на одной из самых скандальных постановок в жизни современной пьесы. Эта была история о подростке, который однажды поцеловался с парнем и понял, что “вот оно!”, что-то такое, чего никогда не было ни с Викой, ни с Леной, и, быть может, вообще ни с какой другой девчонкой. А потом все как-то навалилось, как снежный ком - неприятности в школе, неопределенность будущего, развод родителей и он взял и ляпнул, что так мол и так, мама - я гей, папа - я гей.
А что такое “гей” в обыкновенной российской семье, полжизни пахавшей на союз нерушимых, да еще и к тому же с отцом - офицером во главе? Смертеподобное уродство, которое надо искоренять во чтобы то ни стало. Парня начинают “лечить”. Бабушка водит его на сеансы изгнания духа гомосексуализма к бесогону, мать оплакивает сына, как мертвого и ищет виноватого в случившемся, отец, пытаясь пытаясь подавить в себе желание “убить нах”, притаскивает домой стопки порнухи и проституток. Найдя все эти методы бессильными, родители отправляют мальчика в реабиалитационный центр, дабы вернуть его к “нормальному” существованию. В клинике парень сходит с ума, ему мерещится то проклинающий его Егор “Мы-не извращенцы. Среди натуралов извращенцев гораздо больше, чем среди нас. Всем плевать какой ты на самом деле, главное - казаться таким, как все. Говорил я тебе это, Говорил?”; то шлюха, кричащая о том, что она - жрица любви, а такие уроды, как он, отбирают у нее хлеб, а у женщин - их земное предназначение.
Напичканный транквилизаторами, парень практически полностью разучился ходить и членораздельно разговаривать. Его последний монолог звучал как плохо прожеванный, но отчаянный крик - “Почему от этих таблеток, так хочется спать? Меня лечат от зависимости, а у меня - нет зависимости. Я не наркоман. Я хочу жить, ходить. Мне не нужно ЛЕЧЕНИЕ! У меня ведь есть мама, папа.. Почему они не приходят ко мне?..”
В это время в ходе очередной ссоры, мать наконец-то хоронит свои надежды на любимого сына, отец переступает через себя и свою гомофобию, и вот они даже впервые объединяются, как самая настоящая дружная семья, чтобы поехать и принять своего ребенка, таким, какой он есть, забрать его, привести домой, начать жить заново.
И все бы это было не совсем напрасным и даже тянуло бы на годный “happy end”, если бы не было так поздно.
“Молодой человек, К вам посетители! Проснитесь! К вам посетители!”. Тишина.
Не закрывается занавес, не включается свет, не переставляются декорации. Не двигаются актеры. Эта пьеса не нуждается ни в именах героев, да и вообще ни в чем, кроме того, чтобы быть услышанной.
Я плакала. Плакала потому что жалко парня и родителей тоже жалко, плакала потому, что уходили зрители. В начале, в конце, в середине. Сердито смотрели по сторонам и говорили что это пошлость, недостойная ни сцены, ни внимания высшего общества. Плакала оттого, что настоящая жизнь еще отвратительнее и гаже, вспоминая историю дальне знакомого мне N, выставленного семьей на улицу и вынужденного бросить все и уехать в другой город, чтобы получить общежитие и не сдохнуть на грязном белорусском вокзале.
Это история не об униженных и оскорбленных сексуальных меньшинствах. Она о всех нас - о нашем неумении жить за пределами мнимых границ.
Многие люди увидят этот спектакль, прежде чем он перестанет печататься в афишах Сатирикона. Может быть кто то из Вас прочтет это большое количество хаотично набросанных мною букв. И если хоть один человек перед тем, как осудить другого, задумается о том, как этот “гад” пришел к такой жизни, значит совершенно не зря совершаются такие истории и пишутся такие пьесы.

http://just-today.tumblr.com/

Фото Евгения
отзывы:
46
оценок:
66
рейтинг:
130
7

«Ты уже второй раз произносишь речи в защиту гомосексуалистов», - говорит мне подруга. «Разве?» - я искренне удивляюсь, ведь то, что я хочу выразить, совсем не об этом. И намного глубже.

Но, очевидно, что обойти тему однополой любви не получится, ведь спектакль, которым я закрыла театральный сезон 2015, посвящён гомосексуализму. «Все оттенки голубого» - премьера «Сатирикона», поставленная Константином Райкиным буквально на злобу дня в момент, когда говорить об этом совсем страшно, ведь последнее время у нас каждое слово может обидеть то ли чувства верующих, то ли ещё кого-то. Название – не метафора и не отсыл к книге-бестселлеру, в которой оттенки серые. Но по театральной иронии здесь и впрямь серых оттенков много больше, чем голубых.

Сюжет постановки, поставленной по одноимённой пьесе Владимира Зайцева, написанной год назад, мог бы быть совсем прост. Мальчик-школьник признаётся родителям, что он гей. Вот так вот просто, в первой фразе, обрушивающейся на зрителей. «Мама, папа, я гей». Утопия, не правда ли? Просто было бы, если бы дальше было так: «Ок, пойдём ужинать, я как раз беляшей напекла». Это уже вторая фраза постановки. Но именно с этих слов в жизни героев и главного Мальчика начинается ад.

16-летний мальчик без имени и фамилии, просто герой Мальчик, вдруг осознаёт себя не таким, как все. К девочкам не тянет, но он изрядно старается. Дружит с одноклассницами, целуется, пытается почувствовать хоть что-нибудь и влиться в общую историю. На школьной Олимпиаде вдруг встречает парня постарше, который рассказывает, в чём дело. «Не признавайся», - говорит, - «Мы же не в Америке какой-нибудь живём. Заклюют». И рассказывает о том, как люди привычно клюют, брезгливо – в лучшем случае, ненавистно шпыняя – чаще всего. А в это время где-то в параллельной жизни родители собираются разводиться, в вечных скандалах, в жизни которых любовь и уважение – слова из книжек и старых фильмов. Отец – военный в страшнейших анекдотических традициях, где через слово «нах», и задёрганная жизнью мать, уставшая от постоянных переездов по гарнизонам. Не до любви здесь, да и что там, по-честному, – не до сына. Агриппина Стеклова и Владимир Большов играют так искусно, будто за соседями в щелку подглядываешь, – знаешь этих людей, видел, много таких, хранящих семью во благо, «ради детей». И именно их глазами показана трагедия ситуации. Не то, как больно мальчику, вдруг оставшемуся один на один с таким открытием, от которого обжигаешься, словно руку на горящую плиту положил, а то, какой ужас из этого могут сделать родители, узнавшие и не принявшие.

Но беда сплачивает и объединяет. С нетрадиционной ориентацией сына начинают бороться вместе, пытаясь подать сыну положительный пример. И в общем-то начало ада можно отсчитывать отсюда. Лечат порядочного парня, честного и смелого, совместными походами в кино, но «не в театр, там же все эти!», шиканьем друг на друга, что не надо шикать, культурой и искусством, приглашением проститутки «чтобы узнал бабу нормальную», походами к «бесогону», и в итоге помещением в психиатрическую клинику. Сцену в клинике, куда упекают на лечение сына, Никита Смольянинов играет так, что щиплет душа. Так, знаете, когда на необработанную рану льют йодом и не дуют. И больно, и щиплет, и пожалеть некому. Страх, ужас, полубред своего героя актёр преподносит взаправду, вытаскивая душу и свою, и зрителей. Кого могут вылечить эти больные люди? – хочется кричать. Родители, доктора, учителя – забывшие про любовь и ценность жизни, но знающие, как жить, если не себе, так другим.

Здесь нет пугающих откровенных сцен, мужчины не целуются, и вообще-то больше внимания уделяется не гомосексуалистам, а обществу, за ними наблюдающим. На удивление, здесь нет и цензуры, ею не подкрашивают тему несуществующими красками. И за это – такую неправдоподобную честность на сцене по теме, от обсуждения которой сейчас можно прослыть минимум не патриотом, максимум – страшно даже представить кем – за всё это исключительное восхищение Константину Райкину. За готовность говорить о том, о чём говорить в сегодняшний исторический момент нельзя, но о котором трубить нужно именно сейчас. О людях разных, но равных, уважении и ценности человеческой жизни.

Трагедия преподнесена весело, здесь много юмора, заставляющего улыбаться сквозь слёзы. Это ложное веселье. Злая усмешка жизни, в которой нет любви, а общество больно собой и пытается лечить на проверку самого нормального человека. И ещё здесь нет двойного дна: актёры играют просто, не неся тонны философии, которую нужно разгадать в игре или задумке автора. Всё просто. Вот тема – думай. Решай.

Весь спектакль не покидает ощущение, что в помощи нуждается то самое общество, а не мальчик, признавшийся в своей нетрадиционной ориентации. Общество не здорово, если сначала рождает людей разных, а потом жёстко расправляется с неугодными, не нарушающими закон и не совершающими зло, просто с другими, инакими.
Общество, в котором выбор человека – тяжёлый и, вероятно, сделанный не сиюминутно, воспринимается наравне со смертью; в котором родители приравнивают подобное признание к уходу из жизни (признался, что гей – умер для семьи) – больное общество. И Райкин вместе с труппой говорит об этом без экивоков, не сглаживая углы и ставя зрителей лицом к этой болезни – тотальной нетерпимости, в которой мы погрязли. Отвернётся зритель, уйдя из зала, или посмотрит в себя чуть глубже, на секунду представив, что это его ребёнок пришёл к нему с такой вот правдой.
Кажется, что, посмотрев спектакль, наш народ, такой жалостливый и неравнодушный, но такой непрощающий других, живущих по-иному, такой нетерпимый к выбору инаковому, пусть и к болезни, если хотите, кажется, что народ, если и не выздоровеет, то подлечится, пройдёт вакцинацию. Ведь это не сложно: терпимее относиться к выбору другого, уважать людей разных, даже в мыслях не превознося себя, не осуждая других. Под музыку П.И.Чайковского, бесспорного классика и гения России, и вот ведь штука: одного из адвокатов сексуальных меньшинств, - лично видишь слёзы взрослых мужчин, по виду вполне традиционной любви, и это вселяет пусть мимолётную, но столь необходимую веру.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить