Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Солипсизм

Постановка - Strelertheatre
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Солипсизм» — это спектакль-диагноз, история о несочетаемых, на первый взгляд, процессах русской души и ее окрестностей. Вихрь эмоций и страданий, «по-чеховски» о нас сегодняшних, о каждом, кто знает цену поступку и слову. Национальный колорит, брошенный в ноги обыденности. Классический сюжет приобретает современный облик, где нет хороших и плохих, а есть обстоятельства. Столкновение людей знаменитых и успешных с теми, кто жаждет славы. На что готовы пойти люди, за толику успеха и узнаваемости? Нет звезд — все они люди и плачут так же. В оригинале пьесы нет концовки, мы предлагаем свою версию событий, которая неизбежна в контексте постановки. Любовный треугольник, где не выигрывает никто. Все преломляется через призму субъективной реальности, где каждый герой — отдельный мир, зачастую отрицающий свободу, волю и право на жизнь другого. Чехов — врач, но ни он, ни мы не ставим диагноз. Пусть, увидев эту работу и узнав в этих остервенелых героях себя, зритель сам сделает вывод, а мы лишь вспомним вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»
  • Солипсизм – афиша
  • Солипсизм – афиша
  • Солипсизм – афиша
Драматический
18+
Максим Николаев
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Игорь
25 отзывов, 31 оценка, рейтинг 44
1 мая 2015

"Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах"

Продолжая исследовать камерные сцены, попал на спектакль "Солипсизм" молодого театра StrelerTheatre, шедший на сцене Театрального центра на Проспекте Мира. Спектакль поставлен по пьесе "Чайка" Антона Павловича Чехова и является весьма осовремененной её интерпретацией. Осовремененной настолько, что в первые несколько минут представления я уже начал сомневаться, туда ли я попал - настолько необычный, дерзкий и оригинальный подход к произведению классика избрал молодой режиссёр Максим Пчелинцев-Николаев.
В новом видении Николаева душещипательная история тяжёлых любовных переживаний и метаний творческих душ, жаждущих славы и успеха, рассматривается под совершенно новым, неожиданным, углом. Режиссёр заранее, ещё в названии спектакля, ставит героям свой диагноз - и в чём-то, конечно, оказывается прав. Вселенная каждого персонажа уникальна, и их восприятие мира, как правило, вращается вокруг лишь них одних, редко выходя за грани интересов личных. Сталкиваются суровая уездная реальность и извечный столичный романтизм, проблемы совместимости мечтаний и жёсткой обыденности жизни, страдания от любви безответной и от неудовлетворённой жажды признания. Интересный взгляд на славу и известность изнутри, раскрытие истинной натуры звёздных личностей и оригинальный взгляд на роли каждого персонажа в разыгрываемой истории.
Спектакль понравился. Как точно говорит Треплев, один из героев пьесы: "Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно". И постановка StrelerTheatre - это именно та самая новая форма. Свежая, яркая - как глоток морского бриза посреди пыльного города. Это эксперимент, обновление классики, видоизменение её под нынешнюю реальность. Жизнь в самом прямом её значении. Оправдавшийся риск. Не могу сказать, что у меня зародилось много мыслей, открытий в голове благодаря спектаклю, но я искренне получал удовольствие от действия на сцене, от взгляда режиссёра, от актёрской игры. Я сопереживал героям и жил эти полтора часа вместе с ними, в имении Сорина.
Впечатлила и переделка произведения. Режиссёр сократил количество действующих лиц почти вдвое, перемешал многие диалоги и сцены, капитально поменял акценты и даже ввёл новую героиню - и, тем не менее, это всё та же "Чайка". Всё тот же бунт Треплева против засилья рутинёров в искусстве, всё тот же взгляд внутрь души и совести человека, всё та же попытка понять идеалы и чувства героев. Всё та же одинокая птица, с криком кружащаяся над водой. Всё тот же вопрос: "А на что ты готов ради достижения своей цели?"
Изменяя форму, режиссёр не задел глубину произведения. Великолепный и очень грамотный подход! Это уже второй откровенный гротеск по Чехову, виденный мною в этом году, и если к спектаклю екатеринбургского Коляда-Театра у меня осталось немало претензий, то к постановке StrelerTheatre придраться практически нельзя. Да, есть пара неприятных моментов, но к ним я подойду позже.
Что впечатлило - грамотный минимализм. Не самый мой любимый стиль постановки, но если у художника и режиссёра есть талант - то в подобном подходе находится своя изюминка. Уход "в тень", игра из зала, контакт со зрителями - всё это создаёт свою, неповторимую атмосферу постановки. Кстати, несмотря на бедность декораций, к костюмам это совершенно не относится - они бесподобны! Диско-платье Нины, пижонский наряд Треплева, манящее платье Маши, вечерний туалет Аркадиной и стёбный костюм Дорн - спектаклю однозначно есть чем похвастаться!
Немало порадовал и стиль изложения истории - в виде интервью Аркадиной. Как говорится: "свежо, необычно, оригинально". Да и сама интерпретация оставшихся героев, без сомнений, заслуживает внимания. В каждом из них без сомнения узнаётся часть себя. При том - это весьма интересная сатира на современное общество. Взгляд "за кулисы" звёздной жизни, проблемы взаимоотношения поколений, поиски себя, эфирное лицемерие и современный гламур, любовь и трудности творческой жизни.
Этакий стильный стёб над произведением Чехова. Удавшийся гротеск. Жанр опасный и трудный, с блеском воплощённый Максимом Николаевым и труппой StrelerTheatre.
Что касается актёров - то это главная бомба постановки! Молодые, прекрасные, красивые и талантливые артисты, с блеском исполнившие свои роли так, что я до сих пор остаюсь под впечатлением от увиденного.
И в первую очередь это, без сомнений, Могуева Аня, совершенно потрясающе изобразившая Нину Заречную - ту самую девушку-чайку. Невероятно яркий, запоминающийся и шокирующий, сногсшибательный образ!! Аплодирую стоя, давясь от смеха! Бесподобная игра, безусловно перебивающая самую, наверное, известную отечественную гламурную парочку Крис и Энджи. Мимика, пластика, работа с голосом - у Ани получилось идеально буквально всё! Браво!!
Второй, кто меня несомненно впечатлил, была Маша Иры Скрипкина. Самый необычный образ, интерпретация героини, и, однозначно, один из самых запоминающихся. Капитально, до неузнаваемости, изменив свою героиню, Ирина, тем не менее, смогла филигранно точно передать всю суть классического персонажа и весь её многогранный внутренний мир. Героиня и актриса, к которым придраться попросту не к чему - изумительная игра и совершенно потрясающий персонаж, от которого невозможно оторваться, в который невозможно не влюбиться! Браво!
Удивил и Костя Давида Степаняна - весьма необычный взгляд на героя, в котором с большим трудом узнаётся классический персонаж, да вот только настолько Давид здорово его изображает, что им сразу же проникаешься и соглашаешься. Прекрасная и действительно интересная игра! Молодец!
Главным же "шоком" спектакля, без сомнений, является героиня Софьи Илюшиной - журналистка, берущая на протяжении спектакля интервью у Аркадиной. Главное, так сказать, связующее звено истории и и совершенно неклассический персонаж, тем не менее, весьма органично вписавшийся в общую картину. Оригинальная и весьма достойная находка и идея режиссёра. Современные реалии без ущерба классике. Потрясающе, необычно, смело и окупаемо. Оригинальная героиня, по своему интересная и блистательно исполненная Софьей - очень жизненно, реалистично и местами иронично. Класс!!
Второй подобной абсолютной неожиданностью постановки явилась Марина Перцева, исполнившая роль... доктора Евгении Дорн - ох и хохотал я с её появлением! Замечательная идея и прекрасная игра. Единственное, что огорчило - это уж больно сильная второстепенность персонажа и значительное уменьшение его роли в развивающихся на сцене событиях по сравнению с оригинальной пьесой.
Нельзя не отметить и игру Судабы Бадалбейли, исполнившей заглавную роль спектакля - Ирины Аркадиной. Её героиня была выведена режиссёром на первый план и всё действие, собственно, вращается именно вокруг неё - основная драма постановки, весь сюжет и интерпретация событий с её точки зрения. Интересная и занимательная идея. Почему-то, по игре Судабы, у меня сложилось впечатление, что она наиболее опытная актриса из состава. Нет - остальные актёры тоже играли совершенно восхитительно и безупречно, но манера Судабы держаться на сцене, чувствовать её - были особенно заметны.
Ну и конечно же - Евгений Кулик и его Тригорин. Спорный подход к персонажу на мой взгляд, но, без сомнений, заслуживающий внимания. Неожиданно, забавно, но совершенно нераскрыто. Очень поверхностный герой, как-то слишком обще показанный в постановке. И претензий к игре Евгения здесь нет совершенно никаких - он замечательно сыграл писателя, но вот ощущение незаконченности у меня, тем не менее, осталось.
И - пару слов о то, что мне не понравилось в спектакле.
В первую очередь - сцена. Единственный её плюс - это прекрасная акустика. Но катастрофически маленький зал без уклона, где хоть что-то видно исключительно с пары первых рядов и пугающе-низкие потолки в духе деревни хоббитов здорово портят атмосферу спектакля. Хуже зала я пока не встречал нигде - почти половину спектакля мне попросту не удалось разглядеть за спинами и головами сидевших передо мной зрителей. Жирный кол Театральному центру на Проспекте Мира - этакий камерный ад в центре города.
Что же касается непосредственно постановки, то меня немного огорчило снижение значимости роли Маши в истории и практически полное игнорирование её любовной линии, драмы героини. Возможно, это не было бы так заметно при посредственной игре актрисы, но Ирина была настолько великолепно в своей роли, что просто нельзя было не обратить внимание, что её героиню незаслуженно задвинули на второй план.
Также обратило на себя внимание преуменьшение драматической составляющей пьесы - не могу назвать это однозначным минусом, скорее особенностью, в корне меняющей атмосферу событий и акцентирующую внимание на именно комедийной составляющей пьесы.
А вот что действительно расстроило - так это отсутствие классического монолога Нины (ну какая же, какая же "Чайка" без столь любимой и классической "Я - чайка... Нет, не то. Я - актриса. Ну да!" - ах, как я ждал этот надрыв от Ани. Увы - монолог размазали и вся драма ушла) и честно "слитый" финал. Я с ним остался совершенно не согласен. Слабо, размыто, ни о чём. Вариант Антона Павловича "пробивал", шокировал, задевал, ставил жирную точку - эмоциональную, логическую и атмосферную. Увиденный же вариант не задел совсем. Просто ноль эмоций. Излишне затянуто, немного скучно и невнятно. С большим послевкусием "недо" и надломом во впечатлении. Единственная претензия к постановке. Тот самый спорный момент, заставляющий стереть из заключения фразу "самый крутой Чехов".
В целом же - отличная постановка, однозначно и без сомнений заслуживающая посещения! Свежий, современный взгляд на классику, яркие актёры и масса положительных впечатлений и удивлений! Заслуженные 9/10!! Только вот очень надеюсь, что театр найдёт себе нормальный, человеческий зал, где каждый зритель, независимо от занимаемого места, сможет полно насладиться такой прекрасной постановкой. Я бы с огромной радостью снова сходил и на этот спектакль, и на остальные постановки StrelerTheatre, но платить 400 рублей за виды спин и затылков остальных зрителей - увольте.

"Вы рассуждаете, как сытый человек."

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все