Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Обращение в слух, Москва
Постановка Сфера

7.9

Ток-шоу о русской душе по мотивам реальных историй

Четверо русских нежатся в апартаментах швейцарских Альп. Один из них — аспирант Федя — показывает остальным записанные им в России видеорассказы простых жителей. Кромешная безысходность, навеваемая обыденными историями про нищету, алкоголизм, беспомощность и злобу, подогревает споры компании о загадочной русской душе. Инсценировка романа журналиста Антона Понизовского (все истории — реальны), ставшего весомым событием 2013 года, в театре «Сфера» обрела жанр ток-шоу — где-то между энергичным «К барьеру» и сентиментальным «Жди меня». Режиссером выступила Марина Брусникина из МХТ им. Чехова, художником — Нана Абдрашитова («В ожидании Годо», «Генацид. Деревенский анекдот»), а в числе артистов блистает Инга Оболдина.

Место проведения

Сфера

Сфера

7.4
касса+7 (495) 699 96 45
адрес
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Обращение в слух»

Фото jeanix
отзывы:
115
оценок:
1103
рейтинг:
58
9

Тайна русской души

В этом спектакле счастливо соединились: интересный и оригинально написанный роман Антона Понизовского, вкус Марины Брусникиной к современной прозе и её умение эту новую прозу на театре воплощать, и сферическое театральное пространство «Сферы».
В романе четыре героя – парень и девушка, муж с женой средних лет, все россияне, они застряли на горнолыжном курорте в Швейцарии из-за извержения европейского вулкана. Времени свободного много, они сидят в отеле, и под выпивку с закуской часами ведут разговоры. О чём? О России, о русских людях, о русской жизни, о загадках и тайнах русской души.
При чтении эти русские разговоры заграницей о русском напоминали мне многостраничные идейные споры-разговоры в романах Достоевского. Но вместо примеров из жизни, что любят приводить герои Достоевского, в романе Понизовского молодой герой, Фёдор, включает записи монологов разных людей, на его ноутбуке их целая коллекция из материалов некоего социологического исследования, где люди рассказывали о своей жизни. Я ожидал этих verbatim-включений, но, когда произошло первое, а затем, по ходу спора и другие, был потрясён. Фёдор включал запись в «театральном видеоноутбуке»: в зале вдруг начинал говорить человек не из театра, а из жизни, не артист, а зритель, сидевший рядом со мной, или в соседнем секторе, или напротив. Потом уже говорившего ловил прожектор, а Фёдор наводил на него видеокамеру и лицо человека из жизни крупным планом проецировалось на три стены. Режиссёру каким-то образом удалось вытравить у артистов традиционные эстрадно-сферовские интонации, было полное ощущение того, что говорят не артисты. В роли одной из рассказчиц verbatim-историй я вдруг узнал Ингу Оболдину, оказывается она теперь работает в «Сфере», и её рассказы были, пожалуй, самыми яркими и интонационно самыми жизненными, получается, что режиссёр так мастерски разложил этот дискуссионный социологический роман на голоса, такую настроил театральную игру, что иллюзия стала казаться реальностью. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что вот сейчас, после следующего рассказа, прожектор наведётся на меня и я буду говорить, я ведь тоже не артист, я – человек из жизни, я и план своей истории мысленно уже набросал.
О чём эти рассказываемые истории? О бедствиях и страданиях, о горе и радостях, о работе и о любви, о бедах и несчастьях, о боли и о невзгодах. Придумать эти истории невозможно, в них столько живых деталей и подробностей, предполагаю, что автор романа их тоже как социолог собирал. Четверо героев, обратившись в слух, и в театральное видео, наслушавшись историй из русской жизни, пытаются сформулировать суть русской жизни, суть и тайну русской души, заключённую в эту страшную и прекрасную русскую жизнь. Дмитрий Всеволодович, оппонент Фёдора, говорит об инфантилизме русского человека, загадка русской души в её инфантильности, ведь типичная русская история звучит так: «… угнали трактор и поехали на дискотеку в соседнюю деревню … заехали за водкой… водку выпили… трактор перевернулся, упал в реку … трое утонули … двое разбились …» Собеседники важного Дмитрия Всеволодовича с ним не соглашаются, я тоже не соглашаюсь. Ещё и ещё идут истории, одна другой жизненней, и уже в самом финале складывается своя история у двух героев этого спектакля-романа, и как-то само собой, не вербально, формулируется тайна/загадка русской души, вот же она, вот – «…».
«Тайна сия велика».

2
Фото Vlad Karpov
отзывы:
12
оценок:
11
рейтинг:
8
9

Один из любимейших театров «Сфера» – позвал на премьеру. Спектакль «Обращение в слух» режиссёра Марины Брусникиной по пьесе Антона Понизовского.

Кратко для тех, кто совсем не в теме (как был я): две разновозрастные пары мажоров отправляются на горнолыжный курорт весело провести время. Но погода всё портит, и приятелям ничего не остаётся, как сидеть в гостинице и развлекать себя иным образом. А именно – смотреть и комментировать записанные на видео в ходе научного эксперимента рассказы случайных русских людей об их непростой жизни – своего рода исповеди. Всё типично: история матери, потерявшей ребёнка… история дочери, потерявшей мать… история неудавшейся супружеской жизни… Редкие и условно счастливые исключения вроде того, как студент-провинциал женился на матери-одиночке, тоже далеки от глянцевых голливудских «хэппи-эндов» и только усугубляют общую безрадостную картину.

Любопытно наблюдать, как возникающий на фоне всего этого левиафана извечный спор об особой русской душе едва не превращает вчерашних приятелей в непримиримых врагов. Кто-то приходит к выводу, что вечно пьяное и инфантильное русское «быдло» нужно немедленно отгородить от цивилизованного мира бетонной стеной с колючей проволокой. А кто-то – впервые открывает в себе чувство сострадания, сопереживания чужой боли…

Но главное – вместе с чужим прозревшим сознанием понимает и зритель: тот самый ближний, которого нам всем заповедовал любить Христос, – не где-то далеко, за голубым свечением проектора, за километрами безграничной и мрачной русской тайги в непролазной деревенской глуши; ближний, которого так легко и удобно любить на расстоянии, роняя скупую сентиментальную слезу. Этот ближний – в буквальном смысле сидит в соседнем кресле на том же спектакле, и лишь на первый взгляд делится своей историей с бесстрастной видеокамерой, а на самом деле – лично с тобой…

И этот ближний не всегда и исключительно ждёт материальной помощи, фарисейской лепты «от щедрот» своих более успешных «собратьев во Христе». Но – надеется, что его хотя бы просто выслушают до конца, не перебивая, не уча жизни, и не пытаясь втиснуть его уникальный, хоть и местами похожий на другие, узор жизненных впечатлений в тесную и мёртвую формулу «русской души»…

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией»… В спектакле часто звучат слова Священного Писания, и этот фрагмент послания Апостола Иакова вполне мог бы служить эпиграфом к постановке.

Прекрасные актёры, великолепная режиссура, неповторимое чувство слияния искусства и жизни, которое может подарить только «Сфера». Пожалуйста, сходите на спектакль «Обращение во слух», и приведите знакомых. И, быть может, в нашем обществе станет немножко больше истинно христианской любви и взаимопонимания.

2
Фото Ольга Сорокина
отзывы:
226
оценок:
224
рейтинг:
69
9

Четыре главных героя на сцене. И множество второстепенных. Тех самых простых людей, чьи истории нам всем предстоит выслушать, находящихся прямо в зале. И... знаете, я затрудняюсь сказать, кто на самом деле главные герои. Те ли четверо, слушающие и обсуждающие эти истории. Или те, кто их рассказывает. Ибо важны и интересны и те, и другие. В этом спектакле все главные. Первым нечего делать без вторых, а вторые не существуют без первых. И да, симбиоз сцены и зала в спектакле "Обращение в слух" получился! А ещё этот спектакль очень удачное сочетание старого классического театра и современного. Новые сценические приёмы в виде экранов, транслирующих изображение, например, шикарно дополняют и обогащают действие, подсвечивая происходящие иными красками, позволяя зрителю с любой точки зала быть максимально вовлечённым в происходящее. Так что браво! И спасибо театру за этот спектакль!
А нам.. Нам всем надо всего лишь "замолчать, послушать, услышать, понять и полюбить".
Сходите в театр!

1

Галерея