Пластический Достоевский в мире интерактивных видеотехнологий

Зрителям обещано некое пространство, в котором неизвестным науке способом будут возникать и рассеиваться образы из «Идиота» Достоевского. В ход пущены мультимедиатехнологии и актуальные методы пластического театра: в качестве хореографа выступил один из здешних пионеров жанра Александр Пепеляев, а за визуальную часть отвечает экспериментирующий в области интерактивного дизайна Максим Яхонтов. Помимо прочего, постановка передает привет одному из памятных шедевров Пины Бауш — спектаклю «Кафе «Мюллер», где артисты театра «Вупперталь» телесно исповедовались, сшибая в танце стулья опустевшего кафе.

Создатели

Место проведения

Центр им. Мейерхольда

Центр им. Мейерхольда

7.6
Главная резиденция независимых театральных команд
Универсальный зал-трансформер с поднимающейся и опускающейся сценой и демонтирующимися рядами кресел — главный козырь проектной площадки без собственной труппы, названной именем важного театрального экспериментатора прошлого века. Здесь принимают гастролеров со всего мира, повышают квалификацию театральных режиссеров, прокатывают спектакли, не имеющие собственной площадки, и выпускают немало собственных премьер. Открытым в 1991 году ЦИМом до 2012 года руководил худрук Александринского театра Валерий Фокин, передав свой пост впоследствии Виктору Рыжакову. В том же году с подачи московского Департамента культуры на одном из этажей здания центра расположилась «Школа театрального лидера», занимающаяся разработкой художественных и экономических стратегий и призванная спасти будущее русского театра.
касса +7 (495) 363 10 48
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–14.00, 15.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Кафе «Идиот»»

Фото Мария Ю
Фото Мария Ю
отзывы: 52
оценки: 54
рейтинг: 111
8
Простой и выразительный язык совр. танца, который точно понравится внезапно приехавшим родственникам

Очень круто, когда 12 человек ансамблем танцуют без музыки, в полной тишине. Представьте, какая проделана работа и какая степень слаженности у коллектива.
Спектакль достаточно попсовый, хотящий, чтоб его поняли. Знакомая музыка, танец со стульями, взлёт девушки в белом вверх, страстные поддержки, белое неглиже. И, конечно, Пепеляев лучше всех нас знает, что это было уже всё, лет 20 тому назад. Но тут что-то другое, личное, побег в себя, предъявление прошлого.

3
0
...
25 декабря 2018
Фото kerry mccartney
Фото kerry mccartney
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 2
9

Я поняла этот спектакль не сразу. Наверное только с третьего или четвертого раза. Когда смотрела в первый раз он меня заворожил настолько, что решила, что пока не пойму не успокоюсь. Со временем, конечно, все встало на свои места: я увидела то, чего не видела раньше, поняла скрытые смыслы. Но при этом не обошлось и без проблем - спектакль далеко не идеален. И на самом деле при детальном рассмотрении он оказался на удивление простым. Для не подготовленного зрителя, каким была я при первом просмотре спектакль даст много пищи для размышлений и массу удовольствия просто потому, что это нереально крутое зрелище с безумными танцевальными связками, их рефренами, прыжками, полетами и катарсисом в конце. Я плакала когда смотрела во второй раз. :)
Идти ли на этот спектакль? Безусловное, стопроцентное ДА! Как минимум потому, что это лауреат "Золотой Маски". Как максимум потому, что это лучший танцевальный спектакль Всея Руси. По крайней мере до сегодняшнего дня.
Команда Балета Москва способна на многое и кто знает, может быть мы вскоре увидим что-то, что будет еще круче...

2
0
...
19 декабря 2016
Фото Sangryl
Фото Sangryl
отзывы: 770
оценки: 868
рейтинг: 1894
7

Достоевский in motion - таким оказался мой дебют в качестве зрителя визуального театра. «Идиот» превратился в историю о девочке из несчастливой фамилии в жестоком мире мужчин, а полтора моих часа прошли в упорном труде всех органов чувств – акклиматизация к иному языку выразительности взрывала вестибулярный аппарат.
Поначалу я, словно Алиса, падала в кроличью нору действа, лишившись разом всех координат – и отчаянно цепляясь за каждый звук, предмет или цвет, что удавалось ухватить. Однако, все эти мелькающие вехи были не более чем болотные огоньки – все внимание стекало к движению. Как и было написано в программке, движение было самоцелью, было единственным, что имело смысл, при этом вовсе игнорируя превращение в танец.
Мне было мало. Мышцы взывали поучаствовать в актерской вакханалии, градус напряжения нарастал – хотелось открутить настройки спектакля на максимум. Если уж motion –так иммерсивный, если уж Достоевский – то весь, вокруг – чтобы в темноте зала бродили, натыкаясь друг на друга зрители, а в освещенных углах шел одновременный Достоевский, визуальный одним взглядом. Если используются предметы, то больше, больше – до перформанса, до инсталляции. И сами движения – мне непроизвольно хотелось «оттюнинговать» эту хаотическую упорядоченность (как умеет это делать Тимофей Кулябин, например), чтобы у меня-зрителя от каждого точного попадания случался тысячевольтный разряд.
Изюминки постановщиков – от белого шлейфа, танцующего за всю труппу и отбрасывающего светы (а не тени, да!) до рафаэлевского ангелочка, на поверку оказавшегося настоящим бесёнком, или другого ангелочка, который так серьезно и выразительно воспроизводил взрослый текст, - все эти решения цепляли и уводили внимание, давая передышку. Но лично для меня самым эстетически устойчивым элементом всего спектакля оказались пропорции тел – именно они визуализировали красоту во всем спектакле. Из пяти Настасий Филлиповн лишь у двух пропорции тел (на мой вкус) «держали роль» - их совершенство оправдывало и объясняло всю историю со сто процентной достоверностью.
А заявленный в заглавии роман так и остался до самого конца пустым дверным проемом – не более, чем смысловой рамкой, которая тоже была не обязательна; история могла случится и вовсе без неё.

1
0
...
23 декабря 2016
Фото Nadi Pan
Фото Nadi Pan
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

Постановка очень понравилась. Зал камерный, людей мало, танцовщики очень близко - кажется, что ты сам находишься в центре этого вихря, энергетически совершенно захватывает. Много психологизма и экспрессии, собственно, что еще можно ожидать от Достоевского вкупе с Пиной Бауш. Много красивых визуальных и хореографических находок. Местами проживаешь эмоциональное состояние три-четыре-пять раз и, кажется, что погружаешься в транс, есть время окунуться туда и получить огромное удовольствие от пластического языка. С точки зрения формы - цельное, профессионально сделанное произведение.

1
0
...
8 октября 2016
Фото Вера Леонова
Фото Вера Леонова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
7

Спектакль "Кафе Идиот" справляется, на мой взгляд, с наитруднейшей художественной задачей: он потрясающе передаёт атмосферу творчества Ф.М. Достоевского периода "идейных романов". Свет, спасение, которые представляются такими возможными, оказываются недостижимыми, в чем убеждаемся с каждой следующей сценой. Этому помогают также музыка, цветовое и интерактивное оформление. Час острейшего духовного напряжения, лично для меня разрешившегося катарсисом, что, конечно, было бы невозможно без полнонеценной эмоциональной отдачи танцоров.

1
0
...
7 октября 2016
Информация от организатора
Информация предоставлена театром «Балет Москва»
Что есть «Кафе Идиот»?  Это некое место, в которое приходит зритель, может быть, даже не думая ни о каком романе, где с ним мистическим, достоевским образом начинают происходить разные вещи. Он заворожено наблюдает за движением мысли, эмоции или тела актера, вглядывается в экран, следит за перемещением героев. Он силится отличить многочисленных Рогожиных от Мышкиных, а Настасью Филипповну — от Аглаи.
Это путь падения и поиск баланса, созданный методами визуального театра, который и зритель, и актеры проходят вместе. Это работа о том, как можно визуализировать те состояния, которые заложены в легендарном романе и пробуждаются в нас при его прочтении.
Герои останутся, но их будет несколько. Каждый актер попробует на себе известную двойственность, перевоплощаясь то в князя-эпилептика, то в купца-смутьяна, а затем и вовсе переходя на сторону наблюдателя. Задаваясь вопросами «Христос я или Антихрист?», «идиот или святой?», «могу ли я примерить на себя эти роли или останусь в стороне?», танцовщики вместе со зрителями пройдут путь познания себя и по-своему решат вопросы, поставленные в романе.
Эта постановка — своеобразный оммаж Пине Бауш в ее юбилейный год, отсылка к спектаклю «Кафе Мюллер», манифесту визуального театра. Девушка с завязанными глазами, не ведающая, куда поведет ее импульс, и молодой человек, услужливо убирающий стулья с ее пути, — что может ярче передать отношения Настасьи Филипповна и князя Мышкина?
О своей новой работе Александр Пепеляев отзывается так: это «мысли о мыслях», пропущенные через призму танца, звука и видеоэффектов.
«Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Но все это пустые фразы. Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. С эдаким after effect».
В выборе метода хореограф категоричен — это визуальный театр, призванный достучаться до зрителя и открыть ему самого себя.
«У нас нет ни одного слова из Достоевского. Мы можем оперировать только его темами. И мы не хотим и не можем рассказать роман, это бессмысленное занятие. Мы все равно ничего не сможем объяснить в театре. Мы можем сыграть сюжет, но самое важное происходит не в тексте».
Используя потенциал и гибкость танцовщиков современной труппы театра «Балет Москва», а также методики театра современного танца, Александр выстраивает свою работу так, чтобы зритель смог получить не только эстетическое удовольствие от красоты и графики тел, но и пережить вместе с танцовщиками микрокатарсис узнавания себя.