Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Мефисто»

7.6
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Эмилия Деменцова
Фото Эмилия Деменцова
Эмилия Деменцова
отзывы: 135
оценок: 140
рейтинг: 194
5
БЕЗ СТРАХА И ОТЧАЯНИЯ

«Все разобщены», «В стране бардак», «Либералы не договорятся», «Нужно вернуть достоинство страны», «Пора встать с колен», «Я разделяю ваши взгляды, но за мной театр», «Политика тоже театр – вы действуете на сцене, а мы всюду», - носятся голоса в Камергерском переулке. Здесь со сцены Художественного театра звучат слова о новой культурной политике, о возвращении национальных традиций в искусстве, о системе духовной таможни для контрабандистов от культуры. Ораторов поддерживают аплодисментами. Торопиться с выводами и волноваться причины нет: (1) МХТ не сдал сцену под политическое мероприятие, (2) эти вырванные из контекста фразы не связаны, не навеяны и не служат следствием спектаклей Константина Богомолова. Просто на исторической сцене – историческая премьера. Картины из новейшей истории и «новые формы»: массовка в кокошниках и ушанках, киноколлаж на огромном экране-полотне, титры, описывающие или намекающие на место действия: «кабинет премьер-министра» или «за все, что случилось с моей страной – с вас 30 сребренников». По словам режиссера Адольфа Шапиро, свой спектакль он посвящает Дню Победы, 70-летие которой было так бурно отмечено в этом году. Важно только помнить, говорит режиссер, ни кого, а что победили. «Но победили ли?», – хочется вопросить в ответ. «Мефисто» по роману Клауса Манна возник в репертуаре МХТ им. А.П. Чехова. И, если вам вдруг показалось, что место действия романа, следуя новомодным веяниям, перенесено в наши место и время, то вы ошиблись. И не надо, не надо приглядываться и сличать….

«Мефисто» - третий спектакль из текущего репертуара театра, принадлежащий Адольфу Шапиро (когда-то он ставил здесь и булгаковскую «Кабалу святош»). В одном из предпремьерных интервью режиссер говорил, цитируя слова главного героя спектакля – «Мы не делаем исторический спектакль», в другом оговаривался, утверждая, что ему не хотелось делать публицистическую постановку. Сдержав слово, режиссер сделал спектакль «на публику». В нем множество лакомого, развлекательного – опереточные дивертисменты составляют его, перемежаясь с кабаретными номерами, выходами в зрительный зал, эффектными полетами под потолком сцены, игрой теней, хореографическими вставками.


Сцену и весь зрительный зал МХТ превращают в репетиционный зал вначале Гамбургского Художественного, затем в подмостки политического кабаре «Буревестник» и революционного пролетарского театра, а во втором акте – в сцену главного государственного театра Третьего Рейха. Место находится даже для оркестровой ямы. Здесь репетируют то «Фауста», то «Гамлета», независимо от смены режимов более благоволя опереттам двух «почетных арийцев» - Франца Легара и Имре Кальмана. Не случайно в спектакле устами генерала в исполнении Николая Чиндяйкина звучит фраза Геринга: «Я сам решаю, кто еврей, а кто нет». После исполнения музыкального дуэта Сильвы и Эдвина звучит и напоминающая лексику другого вождя фраза: «Хорошая музыка, но расслабляет».


Сцену репетиции оперетты «Царевич» Франца Легара с псевдорусским псевдоисторическим сюжетом (вот откуда ушанки, кокошники и варежки), привнесенную в инсценировку романа, в исполнении Павла Ващилина и Марии Зориной можно смотреть и слушать с удовольствием. Пусть и обрывается она грубым «Не верю!», но слух публики услаждает дивная живая музыка солистов Московского ансамбля современной музыки и превосходное актерское пение.


В «Мефисто», разделенном антрактом, главный эффект - контраст первого акта (предгитлеровской Германии) пышного, пестрого, броского, и серой пустоты второго акта. От ярких костюмов и картин остались только тени. Театральных дзанни сменяют люди в черных водолазках и берцах. Пространство первого акта сжималось рамками, каемками занавесей, действие все дальше и дальше отодвигалось от публики, уходя вглубь, поле зрения сужалось. И вот второй акт открыл ширь сцены, всё и все здесь на виду. Сцена раздета, выпотрошена, пуста как коробка. В раскинувшемся пространстве сцены главному герою Хендрику в исполнении Алексея Кравченко все труднее держать дыхание. На оголенной сцене не спрячешься. Здесь софит как прицел.

Хендрик примеряет одну за другой роли первого актера рейха и директора государственных театров, сенатора и государственного советника, но мелковат он для таких ролей. И сам мельчает, и в нем норовят измельчить все то, что ролью не предусмотрено: человеческое содержание, душу, совесть. Чем крупнее, выпуклее роль, тем мельче в ней исполнитель. Уже не актер, а именно исполнитель. О том, что Хендрик исправляет не должность, а лишь играет роль, напомнят, грубо оборвав его однажды: «Заткнись!», и брезгливо добавят, - «артист!».

«Мефисто» на Основной сцене, более походит на сказку. Совсем не страшную. «Все потеряли чувство страха», - звучит фраза из «Фауста», но на фоне спектакля она обозначает отнюдь не бесстрашие, а просто отсутствие пугающего на сцене. Не сообщается с нее в зал ни страх, ни отчаяние третьей империи - спектакль по этой пьесе Бертольта Брехта когда-то поставил Адольф Шапиро. В «Мефисто» режиссер ведет своего персонажа от сцены к сцене как в квесте, не давая ни ему, ни публике ни намека на альтернативу сюжета, ни нового ракурса повествования. Спустя 70 лет после Победы над нацизмом, ставшей триумфальной, но не окончательной, этот новый взгляд на книжный сюжет должен был обогатить постановку об «истории одной карьеры», оказавшейся историей болезни, от которой до сих пор не найдено вакцины. «Мефисто» Адольфа Шапиро, в котором много эпизодов посвящено репетициям, и сам пока представляет открытую репетицию. О спектакле здесь можно говорить только в будущем времени. В настоящем же бесспорна лишь его финальная фраза, которую с сожалением можно адресовать режиссеру– «… С ним время совладало».

"Комсомольская правда"

0
0
...
29 июня 2015
Фото Влад  Васюхин
Фото Влад  Васюхин
Влад Васюхин
отзывы: 99
оценок: 150
рейтинг: 157
9

Один из лучших спектаклей, увиденных за последнее время. Адольф Шапиро и актеры сделали яркое, актуальное и острое зрелище. Хочу посмотреть еще раз!

3
0
...
2 мая 2015
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
sveta orlova
отзывы: 198
оценок: 288
рейтинг: 130
7

Не все могут быть Богомоловым и Тальхаймером, а жаль. Крепкий и честный спектакль, но существует в границах допустимой беззубости для остроактуального произведения.
Подспудно сопоставляла версию с фильмом Иштвана Сабо. Видно как кино заходит на территорию театра, который тоже вбирают в себя приемы кино. Везде актер беспросветно жалкий беспомощный прошлый век.
"Мефисто" киношный выглядит и подается неуклюжим чудаком в драме сломленной личности мужчины-ребенка.
"Мефисто" театральный получился пружинистый атлет актер-подросток жаждущий славы и признания.
Очень необходима рефлексия о загубленных жертвах и других кошмарах. Пока удается проговаривать на чужом творчестве, неизвестно когда дело коснется отечественного.

1
0
...
28 июня 2015
Фото Irina Gulneva
Фото Irina Gulneva
Irina Gulneva
отзывы: 42
оценок: 52
рейтинг: 64
7

Самое сложное - забыть фильм и смотреть именно спектакль Адольфа Шапиро. Если удастся - то всё, или почти всё, что хотел сказать режиссер, можно услышать.
"История одной карьеры" в двух актах, разных по стилю и исполнению. И поэтому не стоит уходить в антракте. Кстати, и не только.
История, как известно, развивается по спирали, возвращая нам былое в других одеждах и временах, и нелегко порой понять, предостережение это или насмешка. Искусство нам в помощь. "Мефисто" в МХТ им. А.П. Чехова - второй спектакль А. Шапиро (после Rock'n'roll в РАМТе), задевающий меня своей актуальностью и препарированием человеческой личности.
Акт первый напоминает кабаре - театральными занавесами, анфиладой уходящими вглубь сцены; яркими хореографическими номерами (бесподобное "фуэте" П. Ващилина (Бонетти), танец в банных халатах), обворожительным стриптизом, легким эпатажем и опереточной наигранностью (поклоны "наоборот" и триумф "царевича"). Здесь всё театр, всё ненастоящее, и главный герой Хендрик Хёфген/ А. Кравченко, порхая, словно мотылёк, едва замечает, сколь опасно так влекущее его пламя славы и власти.
Второй акт жёстче и напоминает скорее кино, чем театр, фильм показывают черно-белый, почти документальный. В цвете лишь один персонаж - Генерал/ Н. Чиндяйкин, в белом мундире с красными обшлагами, и этот цвет кровавый зеркалит затем на плаще Мефисто.
В финале оригинально использованы софиты - они не слепят Актёра, как в фильме, но угрожающе опускаются сверху, давят, заставляя пригнуть голову, сжимая пространство сцены, выталкивая актеров к рампе. Вообще-то финалов как бы два, и дважды звучат аплодисменты, и, мне показалось, такой прием выделил и сделал выпуклым заключительный монолог главного героя. Последняя фраза: "С ним время совладало" - ключ ко всему спектаклю.
Как ни странно, но впечатлили меня двое: Юлия Снегирь/ Барбара, красноречивым молчанием и выразительностью взора, и Павел Ващилин/ Бонетти - необыкновенной грациозностью и живостью. Юлию я видела на сцене впервые, а вот Павла наблюдаю давно, и актер он запоминающийся и разный, играет тонко. Жаль, что нет главных ролей.
Прекрасно, что на сцене звучит живая музыка, в исполнении МАСМ п/р В. Коршуновой. Замечательно, что актёры выходят в зал, почти включая зрителей в игру. И очень интересно смотреть на весь ансамбль и разглядывать каждого артиста отдельно. Ловить актуальные фразы, словно мячики, и "отбивать" их на сцену смехом и аплодисментами.
И всё же, в этой истории мне не хватило именно акцентов, восклицательных знаков и правильных пауз. Трагедия Актёра, его терзания и муки как-то потерялись среди буффонады, и Генерал совсем не страшный, и телохранители, похожие больше на рыночных торговцев, чем на орудия власти. Впрочем, может так и задумано, ведь и Мефисто - "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

0
0
...
26 сентября 2015
Фото Анастасия
Фото Анастасия
Анастасия
отзывы: 22
оценок: 19
рейтинг: 29
5

Ну, вполне себе спектакль.Особенно, если учесть, что я была на предпремьерном показе.Сейчас выглядит на твердую четверку. Иногда действие захватывает (особенно, когда на сцене появляется Николай Дмитриевич Чиндяйкин), иногда откровенно скучно. Декорации очень интересные и актеры добротно играют. И я бы даже поставила четыре, если бы не главный герой. Я не знаю, чья идея пригласить на эту роль господина Кравченко, но он главного героя не тянет. Ну, не похож он на актера с тонкой душевной организацией.Когда начинаются его монологи (да и диалоги с не самыми яркими коллегами) понимаешь, что сейчас можешь и уснуть:) Возможно, когда то это и был классный актер, но весь талант ушел в мышцы:) И поэтому, глядя на его главного героя, вспоминаешь легендарное "Не верю!". Сложно верить актеру с одним выражением лица на весь спектакль. Так что, троечка. С надеждой, что в будущем спектакль склеится и получит свою четверку. А пятерку - только в случае замены главного героя:)
На заметку разработчикам сайта - спектакль идет 2 часа 45 минут, а не ровно 2 часа.

1
0
...
29 апреля 2015
Фото cULt Jaibatsu
Фото cULt Jaibatsu
cULt Jaibatsu
отзывы: 39
оценок: 41
рейтинг: 21
7
"Бардак - не в театре. Бардак - в стране!"

Постановки МХАТа всегда отличаются необычайной зрелищностью, богатством декораций и интересными режиссёрскими находками наряду с заметной игрой актёров первой величины. Не стал исключением и спектакль Адольфа Шапиро, поставленный по одноимённому, отчасти автобиографическому, роману немецкого писателя Клауса Манна.
Сюжет постановки вращается вокруг преуспевающего актёра и режиссёра гамбургского театра Хендрика Хефгена. Ведомый жаждой славы и богатства, Хендрик идёт на компромисс со своей совестью и прогибается под фашистский режим. Этот шаг даёт весомый толчок его карьере, но проданная нацистам душа терзает новоявленную звезду своими острыми когтями, заставляя с каждым днём всё отчётливее и отчётливее осознавать цену обретённого успеха.
Сказать, что спектакль поразил - считай, не сказать ничего. Адольф Яковлевич смог всего в три часа уложить весь сюжет огромной книги, передав его необычайно точно и аккуратно, при этом - грамотно сконцентрированно, и от того - динамично, насыщенно и по-настоящему интересно.
Спектакль увлекает практически с первых минут и завладевает всем вниманием зрителя до самого конца. Мощная, очень глубокая история о взаимоотношениях творческой личности и власти проникает в самую глубь души и заставляет крепко задуматься о личных компромиссах, жертвах. И что поразило особенно - несмотря на явное наличие главного героя, все второстепенные персонажи раскрыты режиссёром также весьма детально и полно, благодаря чему за спектакль умудряешься побывать "в шкуре" каждого из участников событий и посмотреть на сложившуюся ситуацию его глазами, "обмусолив", тем самым, поднимающиеся проблемы со всех сторон. Очень правильный и интересный подход к интерпретации книги. Такую титаническую работу нельзя не оценить по достоинству - ничего лишнего, ни одной провальной или затянутой сцены. Особенно мне понравилось, как динамично и безостановочно переходят сцены одна в другую - сменяются места, герои, события. Даже здесь не успеваешь заскучать и отвлечься от происходящего на сцене. Сценография, отточенность движений актёров, переключение внимания зрителя - на высоте.
Порадовали и постоянные живые музыкальные вставки - аутентичные песни на немецком языке в соответствующем антураже и под живую оркестровую музыку, что здорово оживляло действо и разбавляло серьёзную, тяжёлую волну сюжета. Единственное, что здесь не понравилось - это баланс микрофонов. Голоса актёров то и дело срывались на такую громкость, что я волей-неволей вздрагивал. В целом же, музыкальное оформление спектакля понравилось - необычно и весьма захватывающе!
Что касается актёрской игры - то я оценил бы её на четвёрочку - всё ровно, качественно, но без каких-то особых заслуг. Да, она понравилась, но ни про кого не захотелось сказать, что "я не представляю в этой роли кого-то более идеально под неё подходящего". Просто чистая, качественная игра.
Главную роль - Хендрика Хефгена - исполнил заслуженный артист РФ Алексей Кравченко. У Алексея отлично получилось изобразить и терзаемого внутренней борьбой творца и все его эмоции, переживания, но меня весь спектакль не покидало ощущение некоей грубоватости его героя - ну не похож Алексей на тонкую, ранимую личность. Не хватает ему немного этой чувственности, мягкости. Его герой вышел прямым, резковатым и... немного ребёнком. Забавно, хотя, как мне показалось, не совсем в идее романа. Зато танцевальные номера Алексея - это что-то феноменальное. Я хохотал до слёз над его пассажами и пируэтами. Отлично! Почти чувственный Терминатор в трико. Это номер! Вообще, складывается ощущение, что каждый раз, как я вижу Алексея на сцене, он становится всё шире и шире. Это здорово, но при росте габаритов и мышечной массы, как мне кажется, эмоциональные роли нужно играть ещё усиленнее, тоньше, чего пока Алексею чуточку не хватает.
Понравился и генерал Николая Чиндяйкина, хотя как раз он получился, по мне, мне недостаточно жёстким, недостаточно нацистским. Этакий добрый дядюшка, скрывающий за своей мягкой личиной сущего дьявола. Шикарный образ.
Порадовали сыгравшие столь значимые роли в жизни главного героя хрупкие, нежные очаровательные героини Александры Ребенок, Яны Гладких и Светланы Ивановой-Сергеевой. Яркие женственные образы и прекрасная драматическая игра восхитительных актрис.
Удивила дерзкая Джульетта Елизаветы Мартинес Карденас. Женщина-вспышка в блистательном исполнении весьма характерной актрисы. Интересно и точно.
А вот больше всех, всё же, впечатлили меня исполнители ролей Микласа, Отто Ульрихса и Лотты - Андрей Бурковский, Артём Быстров и Лариса Кокоева, соответственно. Вот уж чьи герои вызвали у меня действительно массу эмоций и впечатлений! Я искренне ненавидел Лотту, сопереживал Отто и так хорошо понимал и принимал Микласа. Герои и актёры, оставившие после просмотра самый глубокий след в моей душе. Браво!! Впечатляюще и по-настоящему искренне, живо, эмоционально! При том, мимика Андрея заслуживает самых горячих оваций - настолько она была натуральна и пронзительна. Актёр, способный сказать всё одним своим взглядом. Браво!
Но на самом деле, больше всего потрясли совершенно невероятнейшие декорации и художественное оформление спектакля лауреатом всевозможных премий (в том числе, неоднократно и самой "Золотой маски") Марией Трегубовой. Это уже не первый спектакль Марии, который я смотрю - и каждый раз - шок, ощущение погружения в какой-то невозможный, волшебный мир. Фантазия, талант и мастерство Трегубовой поражают воображение. Шикарные приёмы с игрой занавесами, мастерская постановка света (я бы её во все учебники занёс!), создание завораживающих живых картин, постоянная динамика сцены, идея с экраном с тенями и печатным текстом, великолепное управление фокусом зрителя и невероятное создание объёма - от этого зрелища попросту невозможно оторваться! То, что творилось на протяжении спектакля с кулисами - их постоянное движение - танец, можно сказать, объёмная подсветка и создание эффекта кадрирование - такое надо видеть вживую! Ощущения - не передать. В очередной раз убеждаюсь, что порой ходить стоит не на актёров или режиссёра, а именно на художника. Думаю, 70% магии этого спектакля принадлежит именно "перу" Марии, за что ей отдельная, огромная благодарность!
В целом - я остался доволен увиденным. Интересная, серьёзная история о творении в условиях власти тоталитаризма, о манипуляции искусством и людьми искусства, а через них - и народными массами, о всегда актуальной проблеме нравственности и выбора, о жизни, о Человеке. О театре изнутри. Для меня это любимейший жанр, так что я бы однозначно посоветовал спектакль к посещению. Единственное - учитывайте катастрофически малый уклон зала МХАТа при приобретении билетов, ибо любование затылками впередисидящих зрителей - не самая большая радость жизни.

"Я ведь всего-навсего самый обыкновенный актер!"

0
0
...
18 мая 2015
Фото Евгений Чу
Фото Евгений Чу
Евгений Чу
отзывы: 22
оценок: 495
рейтинг: 20
9

Был на премьере 17 апреля 2015 года. Ощущение, что попал на финальный прогон, но спектакль все равно понравился. Фильм не смотрел, книгу не читал, поэтому воспринимал все с чистого листа. Хочу сразу отметить, что было не скучно, а поэтому и не утомительно. А это уже хорошо, когда речь идет не о комедии положений. Данное произведение - очередное высказывание о конформизме; слабее, чем «Нюрнберг» в РАМТ, но ругать все равно не хочется, хотя при желании недостатки найти будет довольно просто. Немножко смазанной показалась концовка — для меня это главный минус. Задействован мощный актерский состав, хотя и не было ощущения, что актеры на сцене переусердствовали. Алексей Кравченко мне понравился. Он здесь не так органичен, как в «Сказке о том, что мы можем, а что нет» или «Идеальном муже», но на каком-то подсознательном уровне я понимаю, почему Адольф Шапиро выбрал именно его. Возможно, чтобы был контраст с фильмом. Хочу также отметить Елизавету Мартинес Карденас. Остальные девушки как-то потерялись. Хороший спектакль, всем рекомендую.

0
0
...
12 ноября 2015
Фото Екатерина Юсупалиева
Фото Екатерина Юсупалиева
Екатерина Юсупалиева
отзывы: 13
оценок: 110
рейтинг: 14
5

Через несколько дней совершенно не могла вспомнить что смотрела какой-то спектакль , а когда вспомнила ,что была - не могла вспомнить долго - о чем спектакль. С моей точки зрения ( и мужа ) - спектакль не удался, совершенно не запоминается и не раскрыта идея и не трогает....

1
0
...
21 декабря 2015
Фото Irina Zueva
Фото Irina Zueva
Irina Zueva
отзывы: 9
оценок: 12
рейтинг: 12
9

Спектакль шикарный. Вот именно – шикарный. Захватывающее динамичное действие, фееричная игра актеров, великолепное оформление сцены, живая музыка (настоящий оркестр!) и исполнение актерами песен и арий на немецком языке. В нем так много всего, что его можно разглядывать, а не то что смотреть. Но самое главное, конечно – его надо слушать! Я смотрела одноименный великолепный фильм раза три, но только вчера, кажется, по-настоящему услышала этот текст. Актуальный до невозможности. Хотела бы сказать, что сюжет полностью сохранен, ничего не додумано, не переделано, не осовременено и не перенесено восточнее Германии. И без этого – риторика людей, пришедших к власти в Германии 1933 года – до жути напоминает сегодняшние лозунги и мантры, звучащие по ТВ… Слушаешь и вдруг понимаешь, что сами слова-то о величии страны и национальном самосознании - все правильные, но как часто ими манипулируют с целями, не имеющими ничего общего с подлинным патриотизмом и заботой о народе. Но еще раз хочу сказать, что спектакль не проводит прямых аналогий, и это, на мой взгляд, очень правильно. Потому что в итоге он получился - не о политике и сегодняшнем дне, а о том что вне времени и места - о совести и нравственности каждого отдельно взятого человека. Не обязательно творческого, хотя несомненно то что публичные люди, актеры, несут удвоенную ответственность за тот нравственный выбор, который они делают. И когда действие заканчивается, думаешь, - какой важный этот спектакль и как он нужен именно сейчас. Хотелось бы отметить актерские работы – потрясающе аристократичный Любшин! Чиндяйкин, ужасный и прекрасный! Кравченко – феерия! Подумалось, а есть ли какое-то ограничение для его актерских возможностей? Понравилось исполнение всех женских ролей, а также очень понравились Артем Быстров в роли Отто и Андрей Бурковский в роли Микласа. Подводя итог, хочется сказать – спектакль сделан безусловным Мастером, и это вы почувствуете с первых сцен, во всем, и в главном и во всех нюансах. Браво!

2
0
...
29 апреля 2015
Фото Владимир Аносов
Фото Владимир Аносов
Владимир Аносов
отзывы: 12
оценок: 12
рейтинг: 3
3

К сожалению, сидел в первом ряду и отчётливо видел маску на лице главного героя. А перед глазами всплывал крупный план лица Клауса Мария Брандауэр, из виденного давным-давно фильма Иштвана Сабо, а вот подишь-ты, не забылось лицо, хотя прошло лет тридцать. Когда герой разделся, с удивлением увидел накаченные бицепсы и круглый пивной животик и сразу становится понятна вся искусственность суперменистости, ну как в случае с девушками с накачанными частями тела. Если бы спектакль захватил, то я не говорил бы о таких пустяках. Увы, но полное разочарование, и режиссурой, и актёрами (за редким исключением), и, к сожалению, оформлением. А уж зачем вся эта чехарда с оркестром совсем не понятно, прям неловко за, видимо, неплохих музыкантов. Вот только текст не разочаровал и Клаусу Манну готов аплодировать. Главного героя краем глаза замечал на включенном экране в каких-то сериалах, кажется, боевиках. Вот если вы смотрите эти произведения, то вам в театр на этот спектакль прописано - любоваться "Актёр Актёрычем." Во всех других случаях лучше потратьте время на одноимённый фильм.

0
0
...
1 октября 2015
Фото Anna Lisitsina
Фото Anna Lisitsina
Anna Lisitsina
отзывы: 29
оценок: 29
рейтинг: 2
1

Не понравилось. Ушла после первого акта. Не пошло...

1
0
...
24 апреля 2019
Фото Эрнст Асланян
Фото Эрнст Асланян
Эрнст Асланян
отзывы: 26
оценок: 67
рейтинг: 1
9

Великолепный спектакль. Прямо в точку. Все актуально. Очень как то гадко от того что людям приходилось мириться и подстраиваться под такую власть. Думаю этот спектакль точно станет открытием сезона

0
0
...
15 июня 2015