Мастер эстетской зрелищности, Адольф Шапиро с опаской признается, что, кажется, пророчествует: спектакль по роману Клауса Манна «Мефистофель» — про специфику творческого процесса в условиях тоталитаризма. В центральной роли амбициозного театрального деятеля по имени Хендрик Хефген — Алексей Кравченко. За внешний вид спектакля отвечает Мария Трегубова, регулярно получающая «Золотые маски» в номинации «Работа художника».
Драматический |
16+ |
Адольф Шапиро |
17 апреля 2015 |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Один из лучших спектаклей, увиденных за последнее время. Адольф Шапиро и актеры сделали яркое, актуальное и острое зрелище. Хочу посмотреть еще раз!
Не все могут быть Богомоловым и Тальхаймером, а жаль. Крепкий и честный спектакль, но существует в границах допустимой беззубости для остроактуального произведения.
Подспудно сопоставляла версию с фильмом Иштвана Сабо. Видно как кино заходит на территорию театра, который тоже вбирают в себя приемы кино. Везде актер беспросветно жалкий беспомощный прошлый век.
"Мефисто" киношный выглядит и подается неуклюжим чудаком в драме сломленной личности мужчины-ребенка.
"Мефисто" театральный получился пружинистый атлет актер-подросток жаждущий славы и признания.
Очень необходима рефлексия о загубленных жертвах и других кошмарах. Пока удается проговаривать на чужом творчестве, неизвестно когда дело коснется отечественного.
Спектакль шикарный. Вот именно – шикарный. Захватывающее динамичное действие, фееричная игра актеров, великолепное оформление сцены, живая музыка (настоящий оркестр!) и исполнение актерами песен и арий на немецком языке. В нем так много всего, что его можно разглядывать, а не то что смотреть. Но самое главное, конечно – его надо слушать! Я смотрела одноименный великолепный фильм раза три, но только вчера, кажется, по-настоящему услышала этот текст. Актуальный до невозможности. Хотела бы сказать, что сюжет полностью сохранен, ничего не додумано, не переделано, не осовременено и не перенесено восточнее Германии. И без этого – риторика людей, пришедших к власти в Германии 1933 года – до жути напоминает сегодняшние лозунги и мантры, звучащие по ТВ… Слушаешь и вдруг понимаешь, что сами слова-то о величии страны и национальном самосознании - все правильные, но как часто ими манипулируют с целями, не имеющими ничего общего с подлинным патриотизмом и заботой о народе. Но еще раз хочу сказать, что спектакль не проводит прямых аналогий, и это, на мой взгляд, очень правильно. Потому что в итоге он получился - не о политике и сегодняшнем дне, а о том что вне времени и места - о совести и нравственности каждого отдельно взятого человека. Не обязательно творческого, хотя несомненно то что публичные люди, актеры, несут удвоенную ответственность за тот нравственный выбор, который они делают. И когда действие заканчивается, думаешь, - какой важный этот спектакль и как он нужен именно сейчас. Хотелось бы отметить актерские работы – потрясающе аристократичный Любшин! Чиндяйкин, ужасный и прекрасный! Кравченко – феерия! Подумалось, а есть ли какое-то ограничение для его актерских возможностей? Понравилось исполнение всех женских ролей, а также очень понравились Артем Быстров в роли Отто и Андрей Бурковский в роли Микласа. Подводя итог, хочется сказать – спектакль сделан безусловным Мастером, и это вы почувствуете с первых сцен, во всем, и в главном и во всех нюансах. Браво!