Композитор-экспериментатор Александр Маноцков сочинил оперу по мотивам пьесы драматурга-экспериментатора Максима Курочкина — по заказу неравнодушного к экспериментам Театра им. Покровского. Режиссером выступил мэтр подвижных и монументальных форм Владимир Мирзоев — давно, впрочем, не экспериментирующий. Вышло следующее: в далеком будущем покорившее галактики человечество, как никогда, озабочено поиском смысла жизни, якобы зашифрованного в великих образцах культуры прошлого. Космонавт, призванный обнаружить этот смысл, приходит в оперный театр посмотреть на новейшую интерпретацию шекспировской трагедии «Тит Андроник». Шум, хор, а затем и оркестр в полную силу загадочным образом становятся героями повествования.
Опера |
18+ |
Владимир Мирзоев |
2 часа 45 минут |
Театр Покровского люблю давно, он действительно очень камерный, с небольшим залом и великолепной акустикой.
Сразу понравилось оформление сцены, темные зловещие нотр-дамовские скульптуры добра в образе пеликана и зла в образе химеры по обеим сторонам сцены.
Дирижер взмахнул палочкой, и на сцене появились трое, странно одетые, словно бы склеенные друг с другом, в хламидах, пальцы в красной краске.. Ух ты, классные какие, лица-маски, кто это? А это не они, не люди, это оно! Сгусток, персонаж такой.
Ладно, вот уже понятнее, бравый капитан-космолетчик, но.. А что же это они так странно поют? Громко очень, мелодично, профессиональные оперные певцы и певицы ведь, да только как необычно звучит-то, никакой привычной уху мелодии на самом деле нет, то ли речетатив, то ли декламация распевная.. О! "Шпрехгезанг" - всплыло откуда-то слово, означающее пение без определенной высоты. Но мощно-то как!
И понеслось.. Абсурд! Вот еще одно слово, которым можно охарактеризовать сюжет, опера абсурда, опера в опере.
Капитана заставляют смотреть спектакль по Шекспиру, чтобы он перестал материться, внял искусству, и что-то вынес поучительное из истории Тития Безупречного (Александр Полковников), великого полководца, презрительно отказавшегося от власти в пользу жестокого человечка. В первом действии много смеха над абсурдностью ситуаций, а во-втором совсем не смешно - там ранят, убивают и умирают в духе самой кровавой драмы Шекспира.
Помимо великолепных голосов завораживает, не побоюсь этого слова, хореография спектакля. Каждое движение выверено и пластично, будь то сексуальные покачивания бедрами блестящего колоратурного сопрано (Екатерина Ферзба), легкие пружинистые прыжки коварного Субурбия (Борислав Молчанов) или веселые кривляния шута-жены Тития, безмолвно плачущего кровавыми слезами (Анна Костылева).
Материал сложнейший, но как же это было хорошо!
Зал ладони отбил))
Спектакль-ребус. Два временных пространства. Далёкое будущее и античность.Театр в театре. Енот-парашютист и Шекспир. Классический вокал и шумовые эффекты. Высокая трагедия и пытка запахом сэндвича. И очень интересно разгадывать, что здесь к чему и что хотели сказать авторы. Не уверена, что всё правильно поняла, но тут главное - процесс, а что вынес из той якобы шекспировской постановки Капитан, вообще сложно сказать. Но впечатление спектакль произвёл - это несомненно!
Очень необычный спектакль. Опера местами практически без музыкального сопровождения, Шекспир, но в будущем. К тому же довольно пластичный спектакль. И сюжет, в котором разбираться и разбираться. Абсурдно, но очень интересно!
Много комичных ситуаций, но и трагедия (у Шекспира вообще тридцать четыре трупа, три отрубленные руки и один отрезанный язык)! Прекрасный вокал и игра артистов.
И всё ж е - что из всего этого "Шекспира" вынес космонавт будущего?
Спрессованный смыслами Титий при этом не теряет зрелищности... В оперной табакерке Покровского звук распространяется иначе, чем в больших залах, все звучат прекрасно.
Александр Маноцков - мастер и пропагандист культуры!
Прекрасное событие!
А еще спасибо Александру, что привел в этот тайный мир - театр Покровского