Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Хармс. Мыр

Постановка Гоголь-центр

Выбор «Афиши»
7.7

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Феерический бессюжетный мюзикл по Хармсу

Полгода назад петербуржец Максим Диденко («Барбузоны», «The Drystone», «АХЕ») попробовал поставить мюзикл — такой, чтоб новаторски и наповал. В качестве труппы выступила знаменитая, готовая на все «Мастерская Дмитрия Брусникина», а сюжетной основой стало бесстрашно избранное наследие Исаака Бабеля — так получилась помпезная и несуразная «Конармия» в Центре им. Мейерхольда. Без этого бедового опыта, по-видимому, не случилось бы последующего успеха в выбранном жанре. Заменив Бабеля Хармсом, учеников Брусникина (гениальных во всем, что касается правдоподобия) учениками Серебренникова (гениальных во всем остальном), фонограмму на оркестр, а повествовательность на выразительность, Диденко явил высший на данный момент образец собственного метода: психованный лирический мюзикл.

Обычно мюзиклы рассказывают максимально простую историю с помощью общепонятных песен — но опус Диденко на главной, только что отремонтированной сцене «Гоголь-центра» создан по принципу прямо противоположному. Небольшой, но мощный оркестр строгими мелодиями и ритмами в духе «Авиа» (саундтрек заслуживает места на полке аккурат рядом с «Жильцом вершин» Хвоста и «Ауцыона») раскочегаривает механическое безумство: артисты с толстым слоем грима расхаживают по стенам, поют на шарах, обливаются краской и швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса, намеренно не связанных в какую бы то ни было историю. Пока центральный персонаж — пожилой и усталый, всезнающий и молчаливый профессор Трубочкин (Болсунов) в цилиндре — восседает где-то сверху, глядя за горизонт, по авансцене вышагивает сатанинского вида паренек (Мухаметов) в прозодежде и чеканит с горящими глазами: «Здыгр аппр устр устр! Я несу чужую руку!» Сменяет его китаянка (Гэ) в фольклорном одеянии — тоненьким голоском она принимается раскладывать на витиеватую пентатонику хармсовские анекдоты про Пушкина.

Как и композитор Иван Кушнир, заменяющий арт-роком пресловутую балканско-цирковую музыку (в традиции постановок Хармса есть и такой штамп), Диденко легко сворачивает с проторенных троп, ведущих прямиком к банальностям. Из наследия гения русского авангарда он раздает актерам фрагменты дневниковых записей, некоторые короткие рассказы и даже детские стихи, минуя при этом не только «Старуху», самый заигранный театрами текст, но и собственно главную обэриутскую пьесу «Елизавета Бам». А когда дело доходит до знакомых всем со школьных лет историй про Пушкина с Гоголем, Диденко выводит на сцену анти-рассказчика — необъяснимого персонажа из китайского традиционного театра, словно цитируя первые сценические опыты ОБЭРИУ, где непременно появлялись танцовщица-каучук или полицейский в костюме пожарного.

Но главная победа — в содержательной части. Дело в том, что чуть ли не каждый спектакль по обэриутам на российской сцене оборачивается если не унылым вечером кривляний, так постановкой про 1937 год. Даже Роберт Уилсон (эстетике которого подражает в этот раз художник Павел Семченко), ставя «Старуху» с Дефо и Барышниковым, не удержался и во всю сцену растянул в финале тюремное (последнее) фото Хармса. Диденко удалось сохранить грациозную дистанцию к обеим крайностям: его модель вмещает запросто и то и это без потерь и потолка. Режиссер уловил связь вселенной последних авангардистов с музыкальной фактурой пионеров Ленинградского рок-клуба, ровно как и с вывихнутым сарказмом «Монти Пайтона» — а это немало; куда больше, чем обнаружить Библию в Бабеле. Видимо, энергия этого открытия настолько ошарашила авторов, что они даже несколько оробели, получив на выходе скорее шероховатую колыбельную, нежели атомную бомбу. Хотя претендовали, кажется, на второе.

28 апреля 2015

Лучшие отзывы о спектакле «Хармс. Мыр»

    • 9

      Абсурд. Смеялась как ребенок во время сцены перемещения молодых людей ожидающих прибытия Профессора на руках ногами вперед с высунутыми языками. Очень понравилась игра актеров задействованных в других постановках (и чья игра великолепна в других постановках!). Михаил Тройник ("Мертвые души", "Пастернак", "Ивонна" Театра Наций) в "Хармсе" великолепен. Герой Михаила - один из Главных Героев (Андрей Семенович Ракукин) чья сюжетная линия идет через всю постановку и развивается. Его оппонент Петр Павлович Пакин в исполнении Риналя Мухаметова ("Арлекин") - великолепен. Плохиш, строящий козни герою Михаила. Поцелуи (особенно Редактора - Ильи Ромашко) и раскрепощенные сумасшедшие танцы художника Тутина в исполнении Александра Горчилина ("(М)ученик") - великолепны. Отсылка режиссера к злободневным вопросам. Курьер в исполнении Георгия Кудренко ("Мандельштам", "Пастренак") заряжающе танцует - также раскрепощенно и зажигательно как танцы Александра Горчилина. Понравилось как сыгран монолог Корректора о женщинах в исполнении Игоря Бычкова - как он правдиво падал в обморок. Филипп Авдеев ("Обыкновенная история", "Мандельштам") также великолепен в роли Топографа Петрова в группе молодых людей ожидающих встречи с Профессором и зажигательно танцует в образе Милиционера. Я сначала пыталась понять что происходит на сцене, найти "драму", а потом во время передвижения актеров на руках ногами вперед с высунутыми языками рассмеялась, расслабилась и прониклась режиссерским видением - на эмоциональном уровне. Поют, голоса великолепны, чистые, приятные. Живая музыка.

      29 марта 2017
    • 9

      Прекрасная работа! Тонкая, эмоциональная. Сделано с любовью и точно по Хармсу. О таком требьете Даниилу Ивановичу и мечтать не думалось, а вот случилось! Выше всяких похвал.

      27 марта 2015
    • 3

      Ура! Можно наконец поздравить Гоголь-центр с появлением в репертуаре по-настоящему плохого спектакля. И все благодаря непревзойденному таланту (разве что Мирзоев талантливее по этой части) Диденко испортить все даже там, где испортить казалось бы невозможно. А вот и нет, гению под силу абсолютно все. Браво!
      (пояснение - все по частям и нормально, местами даже неплохо, а вместе не собирается ни в какое мало мальски приемлемое целое, про цельное даже и речи нет)

      28 марта 2015
    • 9

      Это космос какой чудо.стильный до мелочей, мультижанровый,тонкий абсурд нашел красивое и чувствительное художественное воплощение. Прекрасное триединство Хармса в усталом и мудром художнике, мальчике на шаре еще только познающий мир и веселый старичок, который троллит тупых детей и других недоумков.
      Яркая визуальная картинка при насыщенном содержании, что просится на повторный просмотр.

      28 марта 2015
    • 1


      Хармс сам по себе необычный, в если его "усилить", то прямо вообще бред получается..."танцевать Хармса" - это сильно, но очень сложно для восприятия. С таким же успехом можно было бы поставить спектакль по "Чёрному квадрату" Малевича! Есть ощущение, что из этюда на 10 минут сделали целый спектакль на 2 часа! Если бы был антракт, то мы бы капитулировали.

      26 января 2017
    • 9

      Для современных постановок неожиданно хорошо. Предполагала, что будет треш, как почти все современное искусство, когда на сцене происходит нечто, понятное только автору и которое автор не пытается обьяснить зрителям. Поймут они или не поймут, ему все-равно, отклик у зрителя современное искусство не предполагает.
      И это не про "Хармс. Мыр.". Было чувство вовлеченности: хотелось подпевать. Как обычно бывает при просмотре мюзиклов. Последняя песня особенно хороша. Музыка - лучшее в спектакле.
      Происходящее на сцене отдавало наркоманщиной. Но в целом впечатление от спектакля положительное, он дает заряд бодрости.

      29 марта 2015
    • 9

      Это самая настоящая крутизна! Абсолютно мульти жанровая, очень многослойная постановка. Так обработать тексты Хармса – это дорогого стоит! Гениальная идея положить его стихи на музыку. И на какую музыку! Музыкальные номера один лучше другого. Из большого отряда исполнителей даже невозможно кого-то выделить. Сегодня был всего лишь третий официальный показ, а уже всё функционирует, как хорошо отлаженная машина: цирк, эстрада, драма, комедия, клоунада, акробатика, абсурд, всё смешивается в безумном калейдоскопе. Ехать смотреть обязательно! Не пожалейте 1ч.45м. своего времени.

      30 марта 2015
    • 9

      Уже два месяца прошло с просмотра этого спектакля в Гоголь-центре, а я забыть его не могу и не прекращаю о нем думать… Он оставил мощное впечатление. Он сразу приходит на ум при мысли о чем-то сложном и эффектном. Я знала, что Диденко – это сложно, и Хармс тоже сложно, как я уяснила из его биографии. Но когда это еще и вместе – это просто адская смесь, бешенный коктейль. Да, начинать знакомство с творчеством обоих с этого спектакля было очень опрометчиво. Но ведь незабываемо! Спектакль настигал меня волнами – то накрывал с головой, оглушающе и обескураживающе, то мило убаюкивал. Это был такой взрыв мозга! В хорошем смысле. И нежный финал "Летят по небу шарики". Но знаний мне основательно не хватало во время просмотра. Уже после какие-то фрагменты начали складываться в общую картинку. Да, сегодня, не читая автора, в театр ходить не стоит, особенно в Гоголь-центр, особенно на таких режиссеров и авторов. Ушла готовиться и пересматривать. Но это точно было одно из самого невероятного, что я когда-либо видела!

      28 декабря 2017
    • 7

      Хармс это совсем не моё. Однако спектакль смотреть было очень любопытно, не скучно и не утомительно. Режиссёр демонстрировал разнообразие выразительных средств, а актёры Гоголь-центра как обычно все необычайно хороши.

      6 октября 2015
    • 1

      Первый и полнейший провал Гоголь-центра. Да, Хармс сложен для постановки, но режиссера Диденко это не остановило и он преуспел в убийстве текстов и смыслов Хармса, как никто. Просто бессвязность, бессюжетность, безнадежность, ноль во всём. Полный зал и ни одной реакции на очень смешного Хармса в то время как, например, в "наколенной", камерной постановке Молоткова зал ухахатывается, живо реагирует, а после спектаклся еще какое-то время отходит от эмоций, ощущений, люди обсуждают увиденное в кафе и пьют за артистов. А тут пустота. Зато дорого, богато, куча народу на сцене. Еле досидел до конца и зрители рядом спали, цокали, храпели и охали, висели в телефонах, но тужились и смотрели со мной этот бред. В финале, конечно, шквал апплодисментов. А как иначе? Мы же в модном ГОГОЛЬ-ЦЕНТРЕ! Не будешь хлопать - скажут, что не в теме, не допёр, это абсурд, это ведь Хармс, а постановка самом деле крутая, как и всё тут, а ты не дорос, парень, иди включи СТС дома... Нет, господа модники, к сожалению, этот спект в "Гоголе" отстой и потеря времени.

      19 марта 2016
    • 9

      Добро пожаловать в мир абсурда! Очень понравилось, хотелось разглядывать мимику актеров на каком-нибудь экране доролнительно))
      Ярко! Небанально! Незабываемо!

      6 февраля 2018
    • 9

      Абсурд песни и плясок

      Мюзикл по мотивам Даниила Хармса на сцене Гоголь-центра

      Максим Диденко – режиссер, чье имя пора запомнить. Он закончил питерскую театральную академию, занимался физическим и уличным театрами, поставил ретро-авангардный мюзикл «Ленька Пантелеев» и был номинирован на «Золотую маску», в конце концов, побывал на гастролях в Москве. После чего столичные театры, которые гоняются за новыми именами, стали приглашать его на постановку. Дебютировал в Москве он с Бабелем и «брусникинцами». Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ в тот момент превращался в профессиональный театр и к нему были приковано все внимание, заметили и «Конармию», хотя балет-оратория не всем пришелся по вкусу из-за излишней серьезности и дидактичности. Следующий спектакль Диденко поставил в «Гоголь-центре» и это был «Хармс.Мыр». В мюзикле на стихи авангардиста Даниила Хармса играют экспрессивные актеры «Седьмой студии».

      Если все декорации «Конармии» составляли три стола да десятка два стульев, то в «Хармсе.Мыре» Павел Семченко из питерского Инженерного театра АХЕ дал волю фантазии. На сцене стоят три светло серые коробки, напоминающие автобусные остановки. По ходу спектакля они движутся: то собираются одна в другую, как матрешки, то, становясь «по росту», превращаются в лестницу. На задник сообразно тексту проецируется видео-арт. Прибавьте к этому откликающийся на энергичную музыку сложный свет и получите живое, меняющееся пространство, которое вполне себе можно счесть отдельным персонажем. В контексте «Хармса.Мыра» мир мыслится как нечто доступное человеческому анализу и влиянию. В купе с артистами в разноцветных костюмах и клоунском гриме визуально «Хармс.Мыр» отсылает нас к живописи авангарда, а там уже кто вам ближе: Малевич, Кандинский или Гончарова.

      Драматург Константин Федоров выбрал из разных произведений Хармса три сюжетные линии. Первая: группа журналистов ищут всезнающего профессора Трубочкина (Андрей Болсунов), который только что вернулся из кругосветного путешествия. Акулы пера (Илья Ромашко, Александр Горчилин, Филипп Авдеев, Ятем Шевченко и Игорь Бычков) жаждут передать читательские письма ученому, но светило науки увлечено другими делами. Вторая история: Петр Павлович Пакин (Риналь Мухаметов) тиранит бедного Андрея Семеновича Ракукина (Михаил Тройник) отрывает ему весьма нужную конечность - руку. Разумеется, злодей отказывается ее возвращать. Третья: отношения профессора Трубочкина и великана Бобова (Мария Поезжаева), который оказывается единственным, кто способен поддержать ученую беседу. В перерывах между действиями, которые заставляют сюжетные линии то пересекаться, то идти параллельно, появляется миниатюрная китаянка (Ян Гэ), причудливо распевающая «Анекдоты о Пушкине» авторства того же Хармса.

      «Хармс.Мыр» называют «мюзиклом», но спектакль сложно назвать развлекательным – у него сложная сюжетная схема и большая идея: рационально познавая мир, важно не потерять поэтического отношения к нему; идеальный способ существования – баланс между этими двумя противоположными способами освоения действительности. Как у Хармса: «А кошка отчасти идет по дороге, / Отчасти по воздуху плавно летит». Именно этот стишок распевают в финале актеры, отпуская воздушные шарики.

      После спектакля какое-то время тебя не покидает чувство умиротворенности, сознание того, что жизнь - гармоничная штука. Диаметрально противоположное испытываешь после «Конармии». Неизбежен вопрос: что же из этих двух крайностей есть Диденко настоящий? Ответ стал возможен только с выходом «Идиота». В этот спектакль перекочевало много находок, сделанных в «Хармсе.Мыре» (видео-проекции, клоунский грим, пантомима), и мрачность «Конармии». Не скажем про всю действительность, но рецепт освоения питерского театрального эксцентрика такой: за злым Диденко идите в ЦИМ, за добрым - Гоголь-центр и за настоящим - в театр Наций.

      16 января 2016
    • 7

      Спектакль мне неожиданно понравился - абсолютно цельное, яркое и неординарное зрелище. Непонятно и странно, почему в перечне актеров Афиша не упомянула Михаила Тройника, хотя его образ был одним из самых запоминающихся

      30 марта 2015
5 спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
5
спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
5 спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
8 весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
8
весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
8 весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость