Москва
7.7

Спектакль
Хармс. Мыр

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Феерический бессюжетный мюзикл по Хармсу

Небольшой, но мощный оркестр строгими мелодиями и ритмами в духе «Авиа» раскочегаривает механическое безумство: артисты под толстым слоем грима швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса. В конечном счете этот бессюжетный мюзикл Максима Диденко с артистами «Гоголь-центра» претендует на воплощение (буквально — от слова «плоть») вселенной уникального писателя, демиурга вывихнутой реальности.

  • Хармс. Мыр – афиша
  • Хармс. Мыр – афиша
  • Хармс. Мыр – афиша
  • Хармс. Мыр – афиша
  • Хармс. Мыр – афиша
Драматический
16+
Максим Диденко
2 часа

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
28 апреля 2015
Феерический бессюжетный мюзикл по Хармсу

Полгода назад петербуржец Максим Диденко («Барбузоны», «The Drystone», «АХЕ») попробовал поставить мюзикл — такой, чтоб новаторски и наповал. В качестве труппы выступила знаменитая, готовая на все «Мастерская Дмитрия Брусникина», а сюжетной основой стало бесстрашно избранное наследие Исаака Бабеля — так получилась помпезная и несуразная «Конармия» в Центре им. Мейерхольда. Без этого бедового опыта, по-видимому, не случилось бы последующего успеха в выбранном жанре. Заменив Бабеля Хармсом, учеников Брусникина (гениальных во всем, что касается правдоподобия) учениками Серебренникова (гениальных во всем остальном), фонограмму на оркестр, а повествовательность на выразительность, Диденко явил высший на данный момент образец собственного метода: психованный лирический мюзикл.

Обычно мюзиклы рассказывают максимально простую историю с помощью общепонятных песен — но опус Диденко на главной, только что отремонтированной сцене «Гоголь-центра» создан по принципу прямо противоположному. Небольшой, но мощный оркестр строгими мелодиями и ритмами в духе «Авиа» (саундтрек заслуживает места на полке аккурат рядом с «Жильцом вершин» Хвоста и «Ауцыона») раскочегаривает механическое безумство: артисты с толстым слоем грима расхаживают по стенам, поют на шарах, обливаются краской и швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса, намеренно не связанных в какую бы то ни было историю. Пока центральный персонаж — пожилой и усталый, всезнающий и молчаливый профессор Трубочкин (Болсунов) в цилиндре — восседает где-то сверху, глядя за горизонт, по авансцене вышагивает сатанинского вида паренек (Мухаметов) в прозодежде и чеканит с горящими глазами: «Здыгр аппр устр устр! Я несу чужую руку!» Сменяет его китаянка (Гэ) в фольклорном одеянии — тоненьким голоском она принимается раскладывать на витиеватую пентатонику хармсовские анекдоты про Пушкина.

Как и композитор Иван Кушнир, заменяющий арт-роком пресловутую балканско-цирковую музыку (в традиции постановок Хармса есть и такой штамп), Диденко легко сворачивает с проторенных троп, ведущих прямиком к банальностям. Из наследия гения русского авангарда он раздает актерам фрагменты дневниковых записей, некоторые короткие рассказы и даже детские стихи, минуя при этом не только «Старуху», самый заигранный театрами текст, но и собственно главную обэриутскую пьесу «Елизавета Бам». А когда дело доходит до знакомых всем со школьных лет историй про Пушкина с Гоголем, Диденко выводит на сцену анти-рассказчика — необъяснимого персонажа из китайского традиционного театра, словно цитируя первые сценические опыты ОБЭРИУ, где непременно появлялись танцовщица-каучук или полицейский в костюме пожарного.

Но главная победа — в содержательной части. Дело в том, что чуть ли не каждый спектакль по обэриутам на российской сцене оборачивается если не унылым вечером кривляний, так постановкой про 1937 год. Даже Роберт Уилсон (эстетике которого подражает в этот раз художник Павел Семченко), ставя «Старуху» с Дефо и Барышниковым, не удержался и во всю сцену растянул в финале тюремное (последнее) фото Хармса. Диденко удалось сохранить грациозную дистанцию к обеим крайностям: его модель вмещает запросто и то и это без потерь и потолка. Режиссер уловил связь вселенной последних авангардистов с музыкальной фактурой пионеров Ленинградского рок-клуба, ровно как и с вывихнутым сарказмом «Монти Пайтона» — а это немало; куда больше, чем обнаружить Библию в Бабеле. Видимо, энергия этого открытия настолько ошарашила авторов, что они даже несколько оробели, получив на выходе скорее шероховатую колыбельную, нежели атомную бомбу. Хотя претендовали, кажется, на второе.

9
0

Отзывы

3
Vladislavs
77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 261
28 марта 2015

Ура! Можно наконец поздравить Гоголь-центр с появлением в репертуаре по-настоящему плохого спектакля. И все благодаря непревзойденному таланту (разве что Мирзоев талантливее по этой части) Диденко испортить все даже там, где испортить казалось бы невозможно. А вот и нет, гению под силу абсолютно все. Браво!
(пояснение - все по частям и нормально, местами даже неплохо, а вместе не собирается ни в какое мало мальски приемлемое целое, про цельное даже и речи нет)

6
0
9
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
29 марта 2017

Абсурд. Смеялась как ребенок во время сцены перемещения молодых людей ожидающих прибытия Профессора на руках ногами вперед с высунутыми языками. Очень понравилась игра актеров задействованных в других постановках (и чья игра великолепна в других постановках!). Михаил Тройник ("Мертвые души", "Пастернак", "Ивонна" Театра Наций) в "Хармсе" великолепен. Герой Михаила - один из Главных Героев (Андрей Семенович Ракукин) чья сюжетная линия идет через всю постановку и развивается. Его оппонент Петр Павлович Пакин в исполнении Риналя Мухаметова ("Арлекин") - великолепен. Плохиш, строящий козни герою Михаила. Поцелуи (особенно Редактора - Ильи Ромашко) и раскрепощенные сумасшедшие танцы художника Тутина в исполнении Александра Горчилина ("(М)ученик") - великолепны. Отсылка режиссера к злободневным вопросам. Курьер в исполнении Георгия Кудренко ("Мандельштам", "Пастренак") заряжающе танцует - также раскрепощенно и зажигательно как танцы Александра Горчилина. Понравилось как сыгран монолог Корректора о женщинах в исполнении Игоря Бычкова - как он правдиво падал в обморок. Филипп Авдеев ("Обыкновенная история", "Мандельштам") также великолепен в роли Топографа Петрова в группе молодых людей ожидающих встречи с Профессором и зажигательно танцует в образе Милиционера. Я сначала пыталась понять что происходит на сцене, найти "драму", а потом во время передвижения актеров на руках ногами вперед с высунутыми языками рассмеялась, расслабилась и прониклась режиссерским видением - на эмоциональном уровне. Поют, голоса великолепны, чистые, приятные. Живая музыка.

5
0
9
Дмитрий Жуков
27 отзывов, 28 оценок, рейтинг 21
30 марта 2015

Это самая настоящая крутизна! Абсолютно мульти жанровая, очень многослойная постановка. Так обработать тексты Хармса – это дорогого стоит! Гениальная идея положить его стихи на музыку. И на какую музыку! Музыкальные номера один лучше другого. Из большого отряда исполнителей даже невозможно кого-то выделить. Сегодня был всего лишь третий официальный показ, а уже всё функционирует, как хорошо отлаженная машина: цирк, эстрада, драма, комедия, клоунада, акробатика, абсурд, всё смешивается в безумном калейдоскопе. Ехать смотреть обязательно! Не пожалейте 1ч.45м. своего времени.

4
0
9
Alena Manina
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг 4
6 февраля 2018

Добро пожаловать в мир абсурда! Очень понравилось, хотелось разглядывать мимику актеров на каком-нибудь экране доролнительно))
Ярко! Небанально! Незабываемо!

1
0
7
Irina Filippova
10 отзывов, 18 оценок, рейтинг 12
6 октября 2015

Хармс это совсем не моё. Однако спектакль смотреть было очень любопытно, не скучно и не утомительно. Режиссёр демонстрировал разнообразие выразительных средств, а актёры Гоголь-центра как обычно все необычайно хороши.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все