Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Женитьба, Москва
Постановка Театр наций

5.5

Тотальный панк-гламур Филиппа Григорьяна с Ксенией Собчак и Максимом Виторганом

По случаю Года русской классики, объявленного Театром наций, эстет Филипп Григорьян сочинил беспроигрышный хит: сюрреалистический кошмарный сон москвича 10-х годов XXI века по «Женитьбе», пьесе, с феноменальной легкостью вспарывающей бессмыслицу столичного социального уклада, нравов и архетипов. Килограммы грима, приторный гламур художника по костюмам Гали Солодовниковой, омоновцы и продавцы шаурмы и, разумеется, обильный видеоряд — почему нет. Максим Виторган играет Подколесина, намеренного жениться на Агафье Тихоновне в исполнении Анны Уколовой, тогда как в образе свахи Феклы, кажется впервые в жизни, на сцену выйдет Ксения Собчак. Театр сообщает, что спектакль на самом деле сугубо лирический: про невыносимую тяжесть социальных масок в нашу непростую эпоху. Режиссер же утверждает прямо: «Мы попытаемся показать кризис страны через кризис отдельно взятого человека».

Место проведения

Театр наций

Театр наций

7.8
Спектакли главных режиссеров России и мира — с Евгением Мироновым
На сегодняшний день Театр наций, руководимый Евгением Мироновым — самый успешный продюсерский проект с амбициозными реализующимися художественными планами. Тут играют спектакли режиссеров со всего мира: Алвиса Херманиса, Робера Лепажа, Роберта Уилсона. Здешняя режиссура представлена не менее убедительно: Кирилл Серебренников, Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, Максим Диденко. Кассу собирают имена на афишах: Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова, Ингеборга Дапкунайте — список можно продолжать. Здесь собирают театральные достижения провинции на Фестивале театров малых городов. Сохранять звездную команду и жанровую гибкость — от драмы и комедии до постдрамы и балета — позволяет отсутствие труппы.
касса+7 (495) 629 37 39
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
553
7

Психоделический трип с Максимом Виторганом и Ксенией Собчак

У господина Подколесина все хорошо. Живет он в роскошных интерьерах умного дома с видом на Кремль, а необременительное руководство нефтяной компанией позволяет ему с головой погружаться в благостное наслаждение бездельем и одиночеством. Впрочем, есть у него два верных друга: непоседливый мужичище Кочкарев, килограммами употребляющий кокаин, героин и малоизвестные стимуляторы, а также розовый плюшевый медведь. Эти двое и поведут его, 45-летнего инфантильного холостяка, к потенциальной невесте, на пути к которой им предстоит преодолеть сопротивление тонкого зеленого пехотинца, толстого черного омоновца, старого ветерана в скафандре и золотой свахи с косой. Последнюю играет, дебютируя в качестве театральной актрисы, Ксения Собчак.

Однако в центре внимания одиозного представления оказалось не актерское дарование популярной журналистки, не выверенная многоступенчатая работа Максима Виторгана в главной роли и даже не неистовство Виталия Хаева в образе Кочкарева. Более того, за скобками остался собственно гоголевский абсурд, ровно как и выпуклые фразеологизмы текста (а текст, к слову, оставлен без малейших изменений и сокращений), которые попросту пробалтываются. Бенефициантом премьеры стала команда художников: создатель фантастических гротескных костюмов Галя Солодовникова и авторы обильного мультообразного видеоконтента Мария и Александра Ястребовы. И, собственно, сам режиссер Филипп Григорьян, традиционно выступающий и в качестве сценографа. Иными словами, визуальный текст «Женитьбы» одерживает сокрушительную победу над драматургическим.

Удивительным образом такое смещение акцентов выявило в гоголевской пьесе кое-что неожиданное. Например, за глупыми именами и манерами карикатурных женихов, немудрено упустить из виду лежащую на поверхности данность: все они — стражи закона, порядка и государственных интересов. Кажется, впервые настолько очевиден стал этот момент тотальной милитаризации вокруг одной маленькой частной жизни: появление упакованного в гигантский бронежилет экзекутора Яичницы (Комаров мастерски копирует наглый лаконизм бюрократических монстров) предваряется визитом бравых омоновцев-телохранителей, а отставной пехотный офицер Анучкин (Антон Ескин, замечательный артист) прибывает на смотрины в партии «Груз-200». Ряд вопросов вызывает разве что образ маразматического ветерана Жевакина (Пинегин), говорящего голосом «новой русской бабки». Так или иначе, когда к напряженной расфуфыренной Агафье Тихоновне (Уколова) заявляются три ужасных солдафона и один бесхарактерный инфантил, кажется, пьеса Гоголя несколько приоткрывает свою темную сторону.

Григорьян, представляющий собой редкий вид режиссера-дизайнера, привык выкручивать яркость одновременно с контрастностью. Лучший способ раскрасить в ядовитые цвета затхлый мир гоголевской пьесы (произведение предложил автору Театр наций, посвятивший этот сезон русской классике) — накормить персонажей галлюциногенами. Так приключения Подколесина и Кочкарева превратились в тягостный трип в ларьке с шаурмой — кем, как не продавщицей, должна работать простая одинокая русская женщина. И, разумеется, обстоятельство измененного сознания главных героев позволяет по-монтипайтоновски обосновать всякую реплику и поворот сюжета лучезарной логикой Хантера Томпсона. Просто чтобы не спотыкаться о Гоголя.

Спектакль до отказа набит мотивированными и немотивированными трюками и фокусами: у одного вываливаются кишки, у другого меняется голос, третий врос в стену, а четвертый носится с дым-машиной. А обилие двухмерной бутафории плюс восьмибитные джинглы ненароком передают привет «Копам в огне».

Вообще же, вопросы интерпретации и жизни гоголевского текста и мутирующего восприятия этого текста, который нам сегодня проще понять через Хармса (как, например, поступил с Рабле Константин Богомолов на этой же сцене в своем «Гаргантюа и Пантагрюэле»), Григорьяна, кажется, совершенно не заботят. Текст ему катастрофически мешает, режиссер цепляется за всякую мало-мальски подходящую возможность досочинить какой-нибудь немой этюд; в результате в двухактном спектакле образовалось аж три эпилога.

Не заботят его и собственно актерские работы — исполнителей он расставляет как живые скульптуры посреди безукоризненной кислотной декорации. Строго говоря, знание того, что под вон тем золотым костюмом скрывается Ксения Собчак, не дает ни зрителю, ни спектаклю решительно ничего (кроме бесконечных обвинений Театра наций некоторыми СМИ в якобы заоблачном гонораре исполнительницы, а также дикого плаката, появившегося сегодня напротив театра). Григорьяну-художнику, занимающемуся оживлением объемных картин, кажется, непринципиальным: Собчак или Майкл Джексон выполняет входы и выходы. Впрочем, ряд нехитрых телодвижений и пара монологов Ксении даются на удивление легко, что для дебютанта подвиг.

В заглавной песне «Петли пристрастия» альбома «Всем доволен» в емкой форме содержится все то, что изобретательно выдавил из Гоголя Григорьян. Песня — про социально и финансово устроенного человека, измученного странным ощущением, что что-то в его жизни категорически не то. Об этом ключевой, истеричный монолог молчавшего весь спектакль безвольного Подколесина, которого так не вовремя стало отпускать, так не вовремя придавило осознанием, что пресловутое «не то» — это та самая смерть, что приходила пару часов назад, притворившись свахой. И там, где у «Петли» затяжной, отчаянный вопль, в «Женитьбе» не менее затяжная и отчаянная кода, умножающая безответственный монтаж аттракционов не только на экзистенциальный, но и на гражданский пафос.

И совершенно неважно, что Филипп Григорьян недавно поставил спектакль ровно о том же — «Сияние» в Château de Fantômas, с таким же Кремлем на фоне и таким же ходячим мишуткой, где вместо пьесы Гоголя — песни Егора Летова. Важно, что актуальный театр, работающий с чем угодно, только не с хрестоматийной драматургией, ставит перед собой задачу пройти проверку классическим текстом, применяя найденные на совершенно других территориях методы, попутно оттачивая собственный стиль. Проверка пройдена, со стилем все прекрасно; остается надеяться на новый уровень, где миссии несколько фундаментальнее.

Отзывы пользователей о спектакле «Женитьба»

Фото Саша  Франке
отзывы:
5
оценок:
30
рейтинг:
3
7

Пожалуй, за последнее время самый удачный пример превращения классики в треш и угар. Происходящее на сцене пошлости лишено почти полностью, зато иронией набито под завязку, и смотреть интересно, даже если не задумываться, почему же Гоголь не теряет своей актуальности и в таких сюрреалистических обстоятельствах. Поэтому удивительно, что половина партера разбежалась в антракте. То ли за блеском костюмов не рассмотрели тонкого сарказма режиссерских находок, то ли, наоброт, гоголевская острота переведенная в совсем уж прямолинейные образы стала колоться пуще прежнего.

Фото creepvera
отзывы:
29
оценок:
50
рейтинг:
21
1

Невыносимая чушь. Полнейшая безвкусица. Вначале ещё на что-то надеешься, но это, извините, говно говном. Единственное что запомнилось -- неожиданный медведь и Хаев. Было очень скучно.Больше добавить нечего.

Фото Лана Грачч
отзывы:
55
оценок:
55
рейтинг:
2
7

Достаточно удачная интерпретация книги. Это не классическая постановка, но и не адский современный трешь да заданную тему, очень удачный баланс. Тонко высмеивается сватовство, образы кандидатов даже где то гиперболизированы, но воспринимается очень хорошо и даже забавно. Прекрасный актерский состав. Ксении Собчак респект, она очень органически смотрится и соответствует образу и месту.

Фото Svetlana Fidarova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Одно слово - разочарование. Не смешно и безвкусно, но это скорее претензия к сценарию и постановке, так как актеры вытягивали это все как могли...единсвенно интересное было посмотреть на игру Собчак, и к моему удивлению она очень даже не плохо справилась с ролью свахи.

Фото Alla
отзывы:
137
оценок:
137
рейтинг:
18
7

Комедия. Вышла после спектакля и решила не решенный вопрос. Ксения Собчак хороша в роли Свахи: мутузят Ксению, по сцене катают! Максим Виторган не произвел на меня впечатление, игра средне, на троечку. Великолепна Анна Уколова в роли невесты Агафьи Тихоновны: Анна также превосходно "живет" жизнью героев и в "Фигаро", и в "Киллер Джо". Не понравился акцент режиссера на образ Кочкарева сыграный Виталием Хаевым: реклама наркотиков. Понравился жених - пехотинец Анучкин "прожитый" Антоном Ескиным: так феерично наклонялся когда повествовал, что зрители в первом ряду боялись как бы Антон на них не упал. Вано Миранян великолепен в роли Мишки. Согласна, эдакого Мишку хочется себе домой забрать. Спектакль дарит хорошее настроение и заряжает позитивом: и у невесты все хорошо - по замыслу режиссера она принимает любовь рационального меркантильного Яичницы в финале. Омоновцы и автозак смотрятся особенно актуально в свете последних событий. Для сравнения посмотрите бутусовский "Город. Женитьба. Гоголь" в Ленсовета в Петербурге. У Юрия Николаевича тоньше "Женитьба".

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить