«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере Александр Бородин.
Оперу восторженно принял и Александр Островский: «Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил ее значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы Римский-Корсаков уделял вокальному стилю – удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива.
Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье, – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
«Снегурочка» появилась в репертуаре нашего театра уже в самый первый сезон его существования – 1931/32. Позже «Снегурочка» ставилась еще в 1933 (режиссер Александр Варламов), 1935 и 1943 (режиссер обеих постановок – Иван Просторов) годах. Нынешняя постановка 2015 года – пятая в истории САТОБ. А предшествовавший ей спектакль 1983 года выпускали легендарные руководители театра – режиссер Александр Тумилович и дирижер Лев Оссовский, который позже стал музыкальным руководителем театра Бориса Покровского в Москве; с ними в команде были балетмейстеры Большого театра России Юламей Скотт и Юрий Папко.