Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.3 из 5

Голосов: 12

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Монументальное историческое полотно Мусоргского про допетровские казусы — впервые на сцене Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер Александр Титель со сценографом Владимиром Арефьевым не мудрствуя лукаво поместили действие внутрь гигантского сруба и нарядили исполнительские массы (более 100 артистов на сцене) в более или менее исторические костюмы (художник по костюмам — Мария Данилова). В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репрессии и безысходность.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 2
Алексей Киселёв

105 рецензий · 205 оценок · 538 спасибо

Громогласная историческая опера про доносы, репрессии и безысходность

На сцене — огромная толпа, вопиющая хором: «Горе нам!» Начинается все с доноса, заканчивается репрессиями. В 1872 году Модест Мусоргский терзался, что ничего за двести лет не изменилось. То же тревожит авторов спектакля в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, цитирующих переживания Мусоргского в аннотации. Слишком знакомые ситуации (в оперном мире особенно — премьера вышла... Показать полностью

Громогласная историческая опера про доносы, репрессии и безысходность

На сцене — огромная толпа, вопиющая хором: «Горе нам!» Начинается все с доноса, заканчивается репрессиями. В 1872 году Модест Мусоргский терзался, что ничего за двести лет не изменилось. То же тревожит авторов спектакля в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, цитирующих переживания Мусоргского в аннотации. Слишком знакомые ситуации (в оперном мире особенно — премьера вышла вровень со скандалом по делу «Тангейзера», начавшегося — кто бы мог подумать? — доносом, закончившегося увольнением), сочиненные по мотивам конкретных исторических событий, вынуждают рассуждать о «Хованщине» не как об исторической опере про Стрелецкий бунт допетровского времени, а как о монументальном полотне о парадоксальности российской истории в целом. И музыка здесь — плясовая, и раскатистая, и беспредельно мрачная, и восточная, но неизменно широкая, — иллюстрирует богатый срез представлений о русской душе.

Режиссер Александр Титель со сценографом Владимиром Арефьевым не мудрствуя лукаво поместили действие внутрь гигантского сруба со стенами и двускатной крышей и нарядили исполнительские массы в более или менее исторические костюмы (художник по костюмам — Мария Данилова). Несколько сбивают с толку свеженькие сапоги из «Спецодежды» на всех посетителях игрового пространства, независимо от исполняемой роли. Нужны они, оказывается, для одной трагической мизансцены, когда снятая и выставленная рядком обувь символизирует человеческие жертвы; точь-в-точь как десять лет назад в «Голой пионерке» Кирилла Серебренникова и следом еще в сотне спектаклей.

Сам сруб, во многом благодаря магии художника по свету Дамира Исмагилова, живет полной жизнью — от пробивающегося через щели рассвета до тлеющего в воздухе заката. Эта же магия фантастическим образом вмиг превращает замкнутое деревянное пространство в ветреную городскую площадь в кульминационной сцене.

Эта предельно конкретная декорация диктует солистам не менее конкретную игру; вложенные в партитуры эмоции совершенно некрасовской Марфы (сложнейшие интервалы с достоинством решены Натальей Зиминой), старца Досифея (плотный бас Дениса Макарова), нервозного князя Хованского (приглашенный молодой бас Андрей Валентий) исполнители умудряются наполнять психологическим содержанием. Режиссер это всячески поощряет, выводя пафос на грань фола: в арии боярина Шакловитого (Антон Зараев) «Спит стрелецкое гнездо», к примеру, герой выходит к авансцене, опускается на колени и бьет себя кулаком в грудь.

Величие встреч струнных с духовыми, арф с литаврами, бубна с дудуком, а также совершенно сногсшибательные хоры могли бы перевесить в «Хованщине» Тителя артистическую составляющую — кабы не бросающаяся в глаза откровенно безалаберная работа со вторым планом. Режиссер мастерски разводит по периметру сцены толпы, однако далее, по всей видимости, предоставляет их самим себе; артисты разных внешности и возраста, как пионеры на линейке, безо всякого энтузиазма входят, поют и уходят. Впрочем, такая потерянность исполнителей массовых сцен хоть и контрастирует с громоподобной музыкальной партитурой и глубокой вовлеченностью в нее солистов, зато рифмуется с сюжетом, согласно которому толпа эта не что иное, как загадочный и неподконтрольный русский народ.

По итогам недоуменно пожимаешь плечами — заявленный акцент на актуальности не привел к разговору о современном мире и остался далеко за скобками спектакля, и никаких обобщений (не считая сапог) предпринято не было. Но всевозможные несовершенства теряют вес рядом с фактом: спектакль Музтеатра на сегодняшний день — единственная возможность услышать в Москве высококлассное исполнение оперы Мусоргского (дирижер — Александр Лазарев), да еще и в достойной, пусть и с рядом оговорок, постановке.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1
Надежда Андреевна Матвеева

8 рецензий · 8 оценок · 3 спасибо

Я слушала музыку, вслушивалась в текст и думала о том, что, пожалуй, по исполнению этой оперы можно определять уровень театра – столько грандиозного в этой музыке и для хора, и для оркестра, и для солистов, что соткать идеально это многослойное музыкальное полотно по силам только очень хорошему коллективу. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко это удалось! И Золотая Маска 2016 года неслучайна…
С первого взгляда потрясает сценографическое решение спектакля Владимира Арефьева –... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1
Ирина О.

11 рецензий · 11 оценок · 10 спасибо

Хованщина. МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко. 30.11.2017.

Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла.
Так что все мои знания сводились к прочитанному в интернет либретто, да еще к речи «черноусого в жилетке» из «Москва-Петушки»: «Бог ты мой, а Модест-то Мусоргский! Вы знаете, как он писал свою... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1
Надежда

31 рецензия · 166 оценок · 7 спасибо

Эпично! Полный восторг!
На высоте и картинка, и звук, и постановка. Очень сильный состав, все звучали отлично, хор выше всяких похвал, музыка чудесная. Зал битком, все проходы заставлены стульями. Браво!

Оценка: 3 из 5
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Разочарование полное. Не только сценография несуразная, но и оркестр, вообще, не про Мусоргского. Испорченное настроение

Все рецензии 5

Из первых рук «Люди слишком верят в свою уникальность»: легко ли быть редактором «Подслушано»
Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Декабрь — традиционное время подведения итогов. Так, словарь Уэбстера провозгласил словом года...

Орехокол, ножи, блюда, мельница для перца, доски и игрушечный суши-набор — «Афиша Daily» выбрала 10...

Взлеты и падения первых супермоделей, вражда между дизайнерами, работа в Condé Nast изнутри и мода...

Олдскульная графика, новая искренность и больной моушен-дизайнер....