Драматический |
16+ |
Яна Тумина |
1 час 40 минут, без антракта |
Барьер в данном случае — это понятно метафора той самой границы, которую устанавливает всякий нормальный человеческий мозг ради сохранения жизни. История в спектакле Яны Туминой происходит по ту сторону границ разумного. В ее основе — роман болгарина Павла Вежинова «Барьер», который публике среднего поколения знаком еще и по фильму со Смоктуновским и Ваней Цветковой. Некий композитор Манев, пребывающий в глубоком личном и творческом кризисе, встречает девушку, умеющую летать. Это синопсис спектакля, где в отличие от книги, переполненной диалогами, слова почти не звучат. Единственный посторонний человек — врач-психиатр Юрукова — присутствует лишь в качестве голоса в мобильном телефоне. Голос транслирует нормальную логику. Все остальное, что делают артисты Дмитрий Поднозов и Алиса Олейник при участии человека со скрипкой Бориса Кипниса, логике не поддается. Как и дымящееся пианино, и японские деревянные палочки, играющие десяток «ролей», и завораживающий театр с картонными куклами. Мастер гипнотизировать словом, Поднозов по большей части молчит, а специалист по так называемому physical theatre Алиса Олейник рассказывает истории, что и обеспечивает спектаклю эффект нетеатральности происходящего. Режиссер Яна Тумина в который уже раз доказала, что чем меньше делаешь вид, что сцена — это не театр, тем сильнее чувство фальши. Наоборот, открытый прием рождает эффект реальности событий. Актерам достаточно намочить куртки в ведре с водой и напялить их на себя, чтобы воображение зрителя дорисовало картину рыбалки под проливным дождем. С эффектом полета дело обстоит так же просто, но учащенное сердцебиение публике обеспечено.