Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Молодость Людовика XIV

Постановка Малый театр

7.3

Лучшие отзывы о спектакле «Молодость Людовика XIV»

    • 10Три часа на одном дыхании

      Дюма, далее Мольер


      Мольер, Дюма… Есть некие величины вечные для театра, тем более для театра Академического. Спектакль Малого театра «Молодость Людовика XIV», как раз из этой темы. И данная трактовка Дюма, отношений Государя и Актера, отнюдь не самая худшая. Чувствуется, что о книге Макиавелли «Государь», отец Трех мушкетеров, знал не понаслышке.

      Что всегда отличало Малый театр, так это солидность постановок, причем во всем. И в стиле, и в декорациях, и в режиссуре и естественно в игре актеров. В этом спектакле, все это присутствует в полной мере…

      Декорации, это было первое, что поражало зрителей. Помпезный ампир, а ля Людовик, причем не лишенный изящества, куда органически вписалась очаровательная Мольеровская беседка, задник с буквально настоящими деревьями, все это было неизгладимо. Художникам и костюмерам, огромный респект и отдельное спасибо костюмерам за уважение к зрителю. Первый раз в театре и кино, я увидел реально уставную униформу мушкетеров и гвардейцев кардинала. И вообще все костюмы были весьма адекватны эпохе.
      Как и всегда в Малом, вельми порадовали актеры…
      В первую очередь конечно блистательный цветник королев, принцесс и фрейлин, Светлана Аманова – Анна Австрийская, Екатерина Васильева – Принцесса Генриетта, Валерия Князева – Мария Манчини, искрометная Дарья Мингазетдинова в роли Жоржетты, воистину Мольеровский типаж, но и мужчины не подкачали...

      Филипп, герцог Анжуйский, актера Алексея Коновалова, черты лица которого имели много общего с портретами семейства Валуа, что думаю было не случайно.

      Великолепный король Людовик, Михаила Мартьянова. Его харизма, была поистине королевской. (Такие роли кстати, порой весьма опасны для актеров, ибо сильно отпечатываются в подсознании и иногда проявляются в дальнейших работах актера, но я уверен, что Михаил справится).

      Молодой Мольер, Дмитрия Марина, который будто бы находясь в тени, постепенно начинал доминировать на сцене.

      Постаревший, но по-прежнему зело сановный, кардинал Мазарини, Александра Ермакова, который сыграл эту роль с внезапной иронией, что оказалось очень удачным решением.

      Ну и конечно, великолепный гвардейский капитан Гито, Виктора Бунакова, как мне показалось, самый выделенный зрителями персонаж этого спектакля. Старый солдат, скучающий по бурным временам прошлого правления, истово рвущийся кого-нибудь арестовать. Прекрасная работа актера.

      Что самое ценное в этой работе коллектива Малого театра, так это то, что дух Дюма и Мольера, был полностью сохранен и отражен в постановке. Три часа пролетели как мгновение, спектакль явно удался и овации зрителей, были тому подтверждением.

      4 октября 2018
    • 9

      Не найдя ни одной положительно адекватной рецензии на Афише, я удивилась, потому что спектакль мне очень понравился. Возможно, это связано с тем, что мне не с чем сравнить - я молода и постановку в театре «Сатиры» я просто-напросто не застала. Зато после спектакля Ю.М. Соломина я вышла в прекрасном настроении, для меня «Молодость Людовика XIV» в Малом театре – это история о взрослении Короля Солнца не сколько чувствами, сколько разумом.
      Я считаю, что Режиссер не просто так сокращает оригинальную пьесу именно на лирических моментах. Для Ю.М.Соломина главное показать зрителю, какими интригами и заговорами был окружен молодой легкомысленный Король, и как быстро, неожиданно для себя самого при помощи знакомства с Мольером и небольшой шутки, за один день он становится настоящим правителем.
      Думаю, не просто так даже элегантный Филипп Орлеанский в пьесе представлен в виде пухлого мальчишки, который на протяжении всего спектакля бегает, шутит и кривляется, все это добавляет первым сценам спектакля еще больше абсурда, шутовства. Соломин не считает важным доносить до зрителей, как Король переступил через свои чувства ради выгодного политического союза, для Художника важнее показать, насколько Людовик был слеп, как не думал о политике и как неожиданно для себя самого повзрослел, раскрыв все интриги вокруг себя.
      У Юрия Соломина свой взгляд на пьесу Александра Дюма-отца и это прекрасно.

      Малый театр для меня оставался и остается одним из немногих театров в Москве, где чтут любовь к классическим костюмам и декорациям. Я, как зритель, как будто попадаю в другой мир, мир классического театра.

      11 апреля 2017
    • 7

      Забавная вещица, интригующий сюжет, роскошные костюмы. И политика, и любовь, и страсти, и деньги, и... великая сила искусства, которое управляет даже королями. Нет сугубо отрицательных персонажей. Разве что Поклен. Но он настолько нелеп и потешен, что не может ассоциироваться со злом. Показалось, что не попадают в образы артисты, играющие Мазарини и Мольера. Они слишком правильные. В Мазарини нет коварства и лицемерия, а в Мольере экстравагантности и яркости. Но все это придирки! Спектакль очаровывает и выдергивает из повседневности. Юмор архаичный, а потому забавный и не злой.

      23 апреля 2015
    • 7

      Я тоже смотрела этот спектакль 30 января. И пошла лишь потому, что так же пятнадцатилетней девчонкой бегала на этот спектакль в театр Сатиры на обожаемого мною Васильева, и тоже читала и имею в своей библиотеке эту прекрасную пьесу.
      Во многом я согласна с Алексом, но не во всем. Все-таки это совсем разные театры. Да, та постановка была замечательной, в ней не было таких красивых костюмов и декораций - они были не нужны. В центре всего действа был Людовик, красивый настолько, что невозможно было оторвать глаз. Здесь я не ожидала увидеть ничего сверхъестественного, все-таки в Малом чаще всего ставят костюмные спектакли четко по пьесе. И все-таки спектакль мне понравился.
      Большим минусом постановки я считаю ошибочное «урезание» пьесы. Ее сокращать конечно надо, иначе зритель совсем заскучает, но вырезали явно не те места. Убрали красивейшую сцену объяснения в любви Людовика к Марии. И не думаю, что из-за того, что Юрий Соломин выбрал на роль Марии выпускницу своего курса (то, что она не справилась с ролью, абсолютно согласна, я вообще не могла отличить ее от служанки Шарлотты) – ну в конце концов можно же было взять на эту роль более опытную актрису. Беда в том, что зритель не видит, что Людовик любит Марию! Все вокруг говорят о том, что Король влюблен, а Людовик лишь один раз танцует с ней на балу на заднем плане. Потом Жоржетта приносит цветы и говорит, что самый красивый букет предназначен Марии. И тут Людовик ее спрашивает: «А почему это Марии?!» И как это понимать?
      Видимо режиссер не решился поставить в центр спектакля Людовика, поэтому больше времени отдано диалогам Кардинала и Анны Австрийской. Может быть из-за того, что не доверил вести весь спектакль молодым актерам в присутствии народных.
      В оценке Михаила Мартьянова я с Алексом не соглашусь. Первый раз я увидела его в этом спектакле. Ничего неприятного и невнятного я в нем не увидела. Наоборот, в предлагаемых обстоятельствах (премьерный показ, первая главная роль в 28 лет) он выглядел очень достойно. Этим и заинтересовал меня. Для полной картины я посмотрела его в других спектаклях и убедилась, что это очень талантливый актер с большим потенциалом. Очень добрые глаза, открытое, красивое лицо. Когда после увиденных ролей я смотрю фото из Людовика, мне кажется, что это другой человек. Парик, усы и такой «тяжелый» костюм очень меняет актера, придает ему возраст, он кажется неузнаваемым.
      То, что в спектакле с его героем не происходит сильных метаморфоз, так это вина режиссера, но никак не артиста. Людовик меняется, но не сильно. Переживание о вынужденной разлуке с любимой сведено на нет. Все же видно, что актеру больше удается играть страдание, чем веселость. Так тем более, дали бы ему монолог, где он объясняется с Марией, показали бы, как тяжело ему в конце, он раскрылся бы в этом спектакле, и, может быть его по-другому бы оценили.
      Очень понравилась актриса Васильева, исполняющая роль Генриетты. Это единственная из молодых актрис этого спектакля, которая по-настоящему прожила свою роль. Вот ее бы на Марию и поставили.
      Остальные образы расстроили. Опять же, я не объективна в оценке, сравниваю с тем спектаклем. Но Герцог Анжуйский неприятен (действительно, почему здесь решили, что он должен быть толстяком?), а в игре Коновалова нет ничего притягательного. Анна Австрийская ну слишком строга, Мазарини не индивидуальность, хотя играют актеры профессионально. Мольер… ну как-то совсем не идет Марину такой парик (и правда, почему он весь в белом?!), и не услышала я прекрасного определения поэта, как ни старалась. Поймала себя на мысли, что в Сатире эту роль играл уже довольно пожилой Авшаров, хотя Мольер по пьесе совсем молод, но как он играл!
      А вот кто просто раздражал меня, так это Жоржетта - Мингазетдинова. И еще больше стала раздражать, когда в каждой рецензии, в каждом отзыве я читаю, как ее восхваляют! Я, видимо, совсем слепая, хотя в театр хожу довольно часто вот уже больше 20 лет, но я там никакого очарования не вижу! Жутко дерганая девушка с постоянным обиженным выпячиваем губ - и это милая Жоржетта? Где ей тягаться с прекрасной Светланой Рябовой и очаровательной Ольгой Мотиной?
      Думаю, нужно еще раз сходить на спектакль в конце сезона, посмотреть, как спектакль устоялся - по премьерному показу обо всем судить нельзя. Хотя и цены поднялись в 2(!) раза.

      4 апреля 2015
    • 3

      ИСКУССТВЕННОЕ СОЛНЦЕ.
      Посмотрели с женой 30 января спектакль «Молодость Людовика XIV». Нда...а.
      К сожалению, я знаю пьесу почти наизусть, поскольку был завсегдатаем одноименного спектакля в Театре сатиры 20 лет назад. И я ждал! Терпеливо ждал встречи с любимым текстом в классическом исполнении прекрасных артистов Малого. Лучше бы не ждал. Лучше бы не ходил. Всё ужасно!
      В том старом спектакле Евгения Каменьковича было Решение! Была Режиссура! Там была Музыка Анатолия Кремера в исполнении живого оркестра! Там была чарующая Героиня Марины Ильиной! Там была настоящая Королева (В.К. Васильева и Н.Г. Корниенко - обе были прекрасны). Там был Король-Солнце - лучшая, пожалуй, роль за всю творческую биографию ныне народного артиста РФ Юрия Васильева. Это была история взросления пылкого юноши, крушения идеалов молодости, становления великого властителя. С героем происходила даже не перемена. Метаморфоза!
      Здесь всего этого нет и в помине. Есть пышное, но бездарно используемое оформление, есть совершенно никакая музыка, которую включают в серьезных моментах, ибо сами артисты не справляются.
      Решение спектакля в огромном минусе. Вся режиссура Ю. М. Соломина состоит в том, чтобы артисты переходили на разные точки и с них говорили свой текст. Говорили, играя каждое слово, с придыханием, с «выражением». (кстати, в Сатировском спектакле текст пьесы был гораздо меньше сокращен, а спектакль шел короче почти на час – за счет динамики, за счет стремления каждого к сверхзадаче, а не к самовыражению). От нескольких моментов спектакля, буквально, веет школьным театром. Всё играется «в лоб», при этом ни на секунду не проживается. При этом «великие мастера слова», артисты Государственного Малого, еще и путаются в тексте. И это заметно даже человеку, не знающему пьесу. А свет единственного на всю Москву Дамира Исмагилова освещает всё, кроме артистов.
      Из актеров можно отметить только троих. Первые два - А. Ермаков (Мазарини) и С. Еремеев (Поклен). Но это Народные артисты! И если в «Лесе» (постановка того же Ю. М. Соломина) оба артиста на своих местах, то в этом спектакле А. Ермаков – это классический промах. Он хороший артист, но Мазарини – никакой. Если бы хитрого кардинала играл, скажем, Б. Клюев или В. Бабятинский, это было бы, пожалуй, интереснее. Но в актерской палитре А. Ермакова никакой тонкости нет! С. Еремеев играет смешно, ярко, сочно, тут наконец-то есть попадание, но беда в том, что Поклен – это эпизод. И еще есть Жоржетта молодой Л. Мингазетдиновой. Это, пожалуй, лучшая роль в спектакле. Можно только пожалеть, что талантливой актрисе режиссер совсем не помог. Ну, может быть, еще неплох (не более того) В. Бунаков в роли капитана Гито, но остальные – мимо! С. Аманова очень старается играть Анну Австрийскую. Ну ОЧЕНЬ старается! И от этого выглядит беспомощной. Такая игра простилась бы вчерашней выпускнице, но не Народной артистке России.
      Теперь о самом грустном. Людовик в исполнении М. Мартьянова настолько невнятен, неинтересен и неприятен, что сначала думаешь, что это такое режиссерское решение и дальше он, пройдя путь, изменится. С ним, наверное, что-то по ходу пьесы произойдёт. Не происходит! Его игра напоминает старинную пословицу: «Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп». К тому же, видимо, артист посмотрел фильм «Человек в железной маске» и старается играть скользкого и надменного Людовика, каким его создал Ди Каприо. Но тут же совершенно другая история!
      Герцог Анжуйский в исполнении А. Коновалова кажется симпатичным, если забыть, что артист работает на собственных штампах, тех самых, которые у него были к месту в роли Митрофанушки и загубили роль Сирано. Нет, он одаренный артист. Но зачем этого полного, смешного молодого человека ставить на роль изящного, женственного модника Филиппа? Вопрос к режиссеру.
      О главной героине ничего писать не хочется. Марии Манчини в спектакле нет. Наверное, неслучайно Соломин просто выбросил из спектакля центральную сцену объяснения в любви Людовика и Марии. Можете себе представить себе «Ромео и Джульетту» без сцены под балконом? Я – нет.
      Кстати, о купюрах. Кто не читал пьесу Дюма, тот не поймет, что потерял. Но, кроме вышеуказанной сцены, выброшены лучшие реплики героев, а роль Мольера вообще переписана доступным для артиста языком. Или для публики? Не знаю, но в Театре Сатиры в 90-е годы Ю. Авшаров играл полностью текст Дюма, и мне, 15-и летнему, всё было понятно. Д. Марин весьма органичен в роли Мольера, но для Мольера одной органики недостаточно. Получилось, что зануда в парике занудно читает королю занудные наставления. Зато он (зануда) весь в белом! Я очень удивился, что художник по костюмам - сам Вячеслав Зайцев. До того стандартны и аляповаты эти костюмы. Может, это делали подмастерья, а мастер только подписал? Не знаю, но ни на секунду не вспомнились великолепные костюмы к «Женитьбе Фигаро» в том же театре Сатиры. (Нет, я не поклонник этого театра, на сегодняшний день и он ужасен.)
      Впечатлил и финал спектакля. Для начала позволю себе небольшое лирическое отступление. Несколько лет назад я вышел с «Ревизора» в постановке того же Ю. М. Соломина со словами: «Нельзя 40 минут, сидя на… пятых точках, разыгрывать сцену о том, что приедет ревизор и всех за те самые… пятые точки схватит!» И здесь в финале Людовик-Мартьянов уселся на трон, а придворные сгрудились вокруг него (спасибо, что наконец-то перекрыли). А в Театре Сатиры под звенящий марш Людовик-Васильев бежал от задника к рампе в развивающейся мантии с обнаженной шпагой. А с обеих сторон в шахматном порядке низко склонились перед великим королем все участники спектакля. Чувствуете разницу?
      На том спектакле у меня не раз комок подкатывал к горлу от переполняющих чувств, на этом «душила жаба» за даром потраченные деньги. Скажете, мне есть с чем сравнивать? Но моя супруга эту пьесу даже не знает. А во мнении мы с ней полностью сошлись. Оказалось, что мы попали на премьеру. Много раз откладываемую… Может, лучше было бы ее совсем отменить? Но нет уже над Ю. М. Соломиным худсовета, который признал бы, что его спектакль обидно не получился и порочит честное имя Императорского Малого театра. Наберет ли этот спектакль дальше? Не знаю… Вряд ли… Как говорил король Лир, «из ничего не выйдет ничего».
      Грустно, господа! Грустно видеть, что сегодня стало с Малым театром. Раньше это был театр, где слабая (в большинстве своем) режиссура обслуживала очень хороших (а порой и великих) артистов. Сейчас режиссура стала на порядок слабее (спектакли С. Женовача – исключение). Но артисты-то – на несколько порядков! Неслучайно уважаемый Ю. М. Соломин не входит даже в двадцатку лучших театральных педагогов Москвы, а большинство артистов, пришедших в Малый за последние 25 лет – его непосредственные ученики. Можно сколько угодно говорить о сохранении традиций, но главной традицией Государственно Академического Малого Театра всегда было блестящее актерское исполнение. А тут… Чего нет, того нет.

      31 января 2015
Быков, Старобинец и Дашевская: 6 литературных курсов для подростков от по-настоящему хороших писателей
Быков, Старобинец и Дашевская: 6 литературных курсов для подростков от по-настоящему хороших писателей
25 сентября 2021
10 книг с осенним настроением для детей и родителей
10
книг с осенним настроением для детей и родителей
24 сентября 2021
Забег «Милосердия»: как и зачем подростки помогают другим
Забег «Милосердия»: как и зачем подростки помогают другим
22 сентября 2021
5 спектаклей для подростков на «ДостоевскийФест»
5
спектаклей для подростков на «ДостоевскийФест»
21 сентября 2021