Кукольный, Детский |
0+ |
Денис Казачук |
45 минут |
Помимо канонических героев народной сказки, зрителям являются медведь, отряд муравьев, крот, всяческие жуки, червяк, два поезда. Рассказывая глубоко лирическую историю формирования личности Репки, познающего мир сквозь крохотное отверстие в картонке (основное место действия — поперечный срез верхнего слоя почвы), режиссер Денис Казачук самозабвенно цитирует Пушкина и Мандельштама, отправляя в итоге разбухшего героя прямиком в космос под бессмертную композицию группы «ППК». Кажется, совершенно позабыв, что на афише написано «0+».
В спектакле комбинируются не только незаурядные культурные шифровки, но и театральные техники: куклы, тени, видео, живой актерский план с элементами лубочной хореографии. Нельзя сказать, что недавно освоившие азы человеческого языка зрители совсем ничего не понимают. А в тех случаях, когда они обращаются к родителям за разъяснениями (например, когда Репка оказывается в окружении невразумительных ящичков и полочек с поездами и кротом, при этом в ракурсе «вид сверху»; или когда медведь кормит подрастающее растение молоком), те оказываются в затруднительном положении и вынуждены импровизировать: «Это саранча. А это метро. Вон тяпка полетела, смотри». Чтобы снять все вопросы разом, артисты оставляют бутафорию и выходят к публике с каменными лицами, чтобы сплясать под русскую народную песню про космонавтов.
Халтурой спектакль не является ни в коем случае: он мастерски исполнен, особенно в мелочах — как в актерском смысле (Михаил Ложкин играет Репку исключительно мышцами лица, уверенно очаровывая своим героическим амплуа даже самых взыскательных карапузов), так и в визуально-техническом (художник Марина Завьялова умудрилась создать вокруг героев мини-вселенную, где у каждой снежинки имеется собственный характер, — и это не говоря о всепобеждающем очаровании синих рыб).
Механика этого причудливого сорокаминутного эссе не срабатывает просто в силу перекошенного целеполагания: если создавать взрослые спектакли методами детского театра — путь продуктивный и проверенный, то в обратном направлении эта формула работать отказывается. Упражняться в элементарном постмодернизме перед девственным сознанием, да еще и на базе чуть ли не единственного известного этому сознанию литературного источника — то же самое, что индейцу советские анекдоты рассказывать. В принципе, его может рассмешить прическа или интонация рассказчика, но совсем не то, чем надеется удивить условный гражданин. Так и здесь — всеобщее одобрение детской аудитории вызвал, кажется, момент с летающими тяпками. Что в очередной раз доказывает, что беби-театр подобен попыткам изучения дна мирового океана: абсолютно бесперспективно, но дико интересно.
Сходили с ребенком на Репку. Такого треша я ни разу в жизни не видел. За такое можно в суд подавать на основании нанесения психологической травмы детям и взрослым. В каком состоянии этот бред придуман и показан? Самый нелепый способ потратить 1000 р
Спектакль длился ровно 25 минут вместо 45...
Вы называете спектакль Репка и приглашаете детей, но делаете ахинею...
В афише зрительская аудитория спектакля обозначена как 4+, но мне спектакль показался совсем не детским, по окончании я поделился своим мнением с капельдинершей, которая меня уже стала узнавать – «Сегодня вы опять к нам пришли!», она со мной согласилась, и кто-то из зрителей рядом тоже подхватил – «Моя девочка ничего не поняла и ей было страшно!», девочка эта сидела рядом со мной и ей было 2+. Недетскость спектакля вытекает из его концепции и из формы.
Концепция: Репка – это ребёнок, которого ожидают в семье, земля - материнская утроба, ей делают УЗИ, беспокоятся - как он там внутри?, тяжёлый процесс вытаскивания Репки – это роды, а уж когда вытащили, когда Он родился, Он становится главным в семье – на семейном фото все группируются вокруг Него, Он, улыбающийся и довольненький, в центре кадра.
Форма: круглое окно калейдоскопа, в котором сменяются времена года, зима – ожидание, весна – зарождение, лето – рост плода, осень – сбор урожая, роды. Сквозным текстом, по сути формообразующим, соединяющим все сценки воедино является стихотворение О.Мандельштама «На Луне», оно замечательно характеризует тайное, тайну мира, тайну смены времён года, тайну зачатия и рождения, но содержательно сюжет про роды и рождение – не объясняет и не поясняет.
Совсем недавно, обсуждая постановки БТК с друзьями, со знатоками театр кукол, мы говорили про двуслойность бткашных детских спектаклей, «Репка» тот случай, когда взрослый слой вытеснил детский, и спектаклю это на пользу не пошло, исчезла простота и прозрачность образов.