Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.6

Спектакль
Что делать

Постановка - БДТ им. Товстоногова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Разговорная антиутопия Андрея Могучего по Чернышевскому

Невозможный с литературной точки зрения роман Чернышевского, которым уже и школьников не мучают, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий поставил как брехтовский театр для начинающих. Зрители рассаживаются не в зале, а на огромной трибуне над партером и могут видеть все сценическое пространство — от трюма до колосников. Актеры на белом фоне и в контрастном свете выглядят фигурками на шахматной доске, правда, исключительно черными по цвету костюмов.

  • Что делать – афиша
  • Что делать – афиша
  • Что делать – афиша
Драматический
16+
Андрей Могучий
15 ноября 2014
1 час 35 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
19 ноября 2014
Разговорная антиутопия про любовь, свободу и пустоту

Новый спектакль Андрея Могучего должен был разыгрываться где-то под основной сценой БДТ, ниже уровня подмостков. Поэтому в партере выстроена круто наклоненная трибуна, чтобы всем все было видно. Инсценировку запылившегося советской школьной пылью романа режиссер заказал тандему Театра «Тру» — мастерам гипнотического речитатива Александру Артемову и Дмитрию Юшкову; на выходе из любимой книжки Ленина получилась хладнокровная мистерия под названием «Что предпринять?». Там одержимый таинственным знанием Автор то и дело комментирует сюжет и ангелически поют швеи, пока до смерти напуганной Вере Павловне снится не алюминиевый город, но железная дама по имени Красота. Красота говорит: «У меня всего два предложения: первое — быть со мной и стать частью меня, второе — тотальное беспощадное уничтожение» (цитирую по раздобытому тексту исходной инсценировки). По всей видимости, сценограф Александр Шишкин сочинял свое черно-белое беспредметное пространство, как и композитор Настасья Хрущева писала минималистскую ораторию для женских голосов хора Festino, согласно радикально отстраненному духу именно такой — антиутопической — версии хрестоматийной утопии.

Но что-то пошло не так; то ли режиссер не все смог объяснить артистам Большого драматического театра, то ли душа его некстати затосковала по русскому психологическому театру и студенческим годам. В программке сообщается: «Спектакль сочинялся в актерских импровизациях и дискуссиях», то есть как в старые добрые времена.

В итоге представление разыгрывается от начала до конца на планшете сцены, как и положено всякому рядовому драматическому спектаклю; высоченная трибуна в партере при этом осталась. Роль неугомонного Автора играет Борис Павлович (недавно вернувшийся в Петербург режиссер-подвижник, прославивший кировский Театр на Спасской), расхаживает как лектор по аудитории, общается со зрителями, обильно цитируя статьи Чернышевского: «Очень часты случаи, в которых интересы разных наций и сословий противоположны между собою или с общими человеческими интересами; столь же часты случаи, в которых выгоды какого-нибудь отдельного сословия противоположны национальному интересу». Но внезапная злободневность, возникнув на ровном месте, тут же уступает место самой натуральной мелодраме с ревностью и истериками. Послав подальше все постдраматическое, артисты выходят на сцену и разыгрывают камерные этюды по Чернышевскому: стул, стол, любовный треугольник и самые махровые актерские штампы. И предназначенные для великого омертвелого ритуала гигантские черно-белые плоскости по сторонам, кажется, остались тут от какого-то гастролировавшего немецкого спектакля про зловещий рояль.

Даже если по привычке закрыть глаза на такие обычные для российской сцены конфузы, как: постоянно сбивающийся видеосигнал; огромные блики и тени от осветительных приборов на декорациях; анархическое комбинирование теплых и холодных лучей света, — закрыть глаза и постараться услышать генеральную идею этого театрального акта, все равно выходит сумятица. Поочередно всплывают три темы, ни одна из которых не реализуется в действии. С одной стороны, неугомонный Павлович с пеной у рта проповедует «нового человека», сверхрациональную машину по производству всеобщего счастья, при этом как будто с оглядкой на кровавый XX век: мол, весь хорошо нам знакомый ужас начинался с таких вот благонамеренных утопий. С другой стороны, разрываемая двумя «новыми людьми» Вера Павловна (Нина Александрова), совершенно позабыв про свой маленький коммунизм, вдруг начинает неистово рыдать (на полу осталась лужица) и цитировать «Пир» Платона, то есть — про любовь. С третьей — та самая внезапная злободневность, — лейтмотивом повторяется: «Это все слово в слово Чернышевский!» Об исходной — мистериальной — идее, согласно которой спектакль вряд ли мог бы быть о чем-то, кроме как о самом себе, напоминает только звучащая фоном музыкальная партитура: хористки вместо слов отрывисто пропевают названия нот.

2
0

Отзывы

9
Natalie Brueckner
18 отзывов, 19 оценок, рейтинг 97
7 декабря 2022
Качественно осовремененный Чернышевский

Необычная и очень современная постановка - но в лучшем смысле этого слова. Оказывается, Чернышевский достаточно легко сочетается с современным театральным языком - стильными, почти монохромными декорациями и костюмами, современным и необычным светом, отсутствием "пышных" исторических интерьеров. Текст книги звучит неожиданно актуально - к тому же один из актеров, нечто среднее между ведущим и рассказчиком, любезно напоминает залу перед погружением в очередной эпизод спектакля какие-то важные сюжетные моменты (что вполне благоразумно, потому что многие, кроме школьников и студентов, пришедших на спектакль, книгу уже не помнят). Актеры играют хорошо и их образам борцов за свободу веришь. Единственное, что мне было жаль - того, что в начале спектакля "ведущий" общался с залом, а потом как будто про это забыли. Было такое ощущение, что этот прием "разрушения четвертой стены" не довели до конца - хотелось еще пообщаться с ведущим, а так это общение как бы "бросили" на полуслове... А так - БДТ по-прежнему остается одним из достойнейших наших театров.

6
0
9
В. Зарубаева
6 отзывов, 7 оценок, рейтинг 9
29 ноября 2016

Мне бы вряд ли пришло в голову идти на спектакль по Чернышевскому, если бы я не знала, кто такой Андрей Могучий и мне не посоветовали друзья.
В итоге посмотрела спектакль и ни разу не пожалела, что пошла - это тот редкий случай, когда постановка намного лучше оригинала (вероятно, отчасти из-за того, что оригинал не слишком-то хорош, а в спектакле зритель избавлен от корявого языка и поучительного тона писателя, скучных подробностей его экономических идей и т.д. )

В общем, спектакль прекрасен, всем рекомендую.

1
0
7
Irena Kristo
25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 5
19 февраля 2018

Спектакль «Что делать?» Андрея Могучего по роману Н.Г. Чернышевского в БДТ.
Режиссер говорит со зрителями, как с учениками, превратив зрительный зал в подобие учебной аудитории, а актёров в «лекторов», повествующих с кафедры о жизни, любви, ревности и свободе. Да и вообще еще об очень-очень многом.
Роман Н.Г. Чернышевского передан крайне нетипично, но интересно. Тот же лектор, который в преддверии повествования самого произведения, объясняет недалекому зрителю, что вот, мол, сейчас начнется сам роман, начинаем мы его с такого-то момента, это вот Вера (арт. Нина Александрова) – девушка, желающая обрести свободу. Это ее родители – Марья Алексеевна (арт. Ируте Венгалите) и Павел Константинович (арт. Георгий Штиль). Актер-лектор, именуемый в спектакле, как Автор (арт. Борис Павлович) именно так все и объясняет публике, подробно и тщательно, ведь зал полон «неучей», по мнению Автора.
В начале спектакля Автор говорит о режиссуре спектакля, и приводит те частые фразы, которые можно услышать на антракте между зрителями. Это всем знакомые «всю классику переврали», «вот уж это современное искусство!» итд. Автор соглашается со всеми этими мыслями гостей, и поэтому решает сделать «понятный» для неучей спектакль. Объяснить его, как формулу, где есть такие-то слагаемые и возможны такие-то действия и исключения из правил.

Далее: https://irenkristo.livejournal.com/7353.html

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все