Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.3

Спектакль
Идиот

Постановка - У моста
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Хрестоматийная история о добрейшем и кротком молодом князе, признанном душевнобольным, который оказывается единственным разумным человеком в «здоровом» мире наживы, безбожия и крайнего эгоизма, на сцене театра «У моста» звучит потрясающе актуально. Кто они такие — Мышкины нашего времени? Как сегодня выглядят люди, несущие в мир свет? Есть ли они? В своем спектакле-наваждении режиссер Сергей Федотов дает ответы на непростые вопросы и в мельчайших подробностях воссоздает тонкую психологическую атмосферу и энергетику знаменитого романа Достоевского.
Драматический
12+
Сергей Федотов
3 часа, 1 антракт

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
9 декабря 2017

Достоевский - удивительный писатель. Герои его романов настолько глубоки, что можно потратить годы, пытаясь постичь эту глубину.
Вот и князь Мышкин - вполне прекрасный человек - обычен и необычен совершенно. Мышкин - любимый персонаж писателя. И я думаю, что Достоевский, пытаясь постичь и донести до читателя великую силу добра и её одновременную слабость перед злом, сам мечтал оказаться этим "проводником", указывающим дорогу к свету.
Что ж, у Достоевского получилось великолепно! И мне было до коликов интересно, насколько это получится у Сергея Федотова и его театра.

Главная роль князя Мышкина досталась Сергею Мельникову.
Досталась по праву, потому что князь в его интерпретации интересен, хотя и чуточку больший "идиот", чем мне бы хотелось. Заторможенность персонажа и растянутые интонации поначалу даже мешали, но постепенно к ним привыкаешь.
Примирение с таким Мышкиным случилось со мной во время сцены за завтраком в доме генерала Епанчина.
Обаял он таки не только генеральских дочек, но и меня :)
С одним лишь но. У меня было странное ощущение, что все сцены, происходящие в доме Епанчиных, это совсем не мой Достоевский. Не Достоевский, а скорее Островский. Или даже Чехов. Но не Достоевский.
Впрочем Достоевский накрыл меня с головой после антракта.

Хороши с этом спектакле и Ганя: Егор Дроздов
и Настасья Филипповна: Мария Сигаль, которой очень подходит фраза "Красота спасёт мир!"
Потрясающе красива! И очень убедительна в своём чувстве к князю Мышкину. Муки выбора, когда и хочется, и колется, и совесть не позволяет, показаны блестяще. И я, пожалуй, впервые увидела Настасью Филипповну глазами князя. Вот такая она, особенно достойная жалости, которой порочность даётся с трудом. Впрочем, я бы даже сказала, что этой Настасье Филипповне порочность и не свойственна. Взбалмошность, горячность, порывистость и гордыня, но не порочность. Тоже любопытная интерпретация.

Но больше всего поразил меня Владимир Ильин, блестяще сыгравший Парфёна Рогожина.
Глыба! Мощная, несокрушимая, беспощадная! Браво!
В нём практически нет того рокового демонического начала, которым с лихвой обладает Рогожин Владимира Машкова из фильма 2003 года,
но как же прекрасен именно этот другой Рогожин! Мужик! Неотёсанный, добрый, в какие-то моменты сущий "телёнок". Но обладающий такой силищей, которая в итоге губит всех. Я ждала каждого его выхода на сцену. А финал просто потряс! Браво!

Обязательно, обязательно постарайтесь увидеть этот спектакль! Потому что он очень хорош!
От первой сцены до финальной.

Сходите, чтоб лишний раз осознать великое: Бог знает, что в этих слабых сердцах.

0
0
9
cULt Jaibatsu
40 отзывов, 73 оценки, рейтинг 26
16 июня 2015

"Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца."

Закрывающим московские гастроли Пермского театра "У моста" спектаклем оказался спектакль-наваждение "Идиот", поставленный по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. Один из самых психологических авторов в постановке самого психологического театра - чем не мечта?
Актуальная во все времена история "болезного" кроткого князя Мышкина в "здоровом" мире эгоизма, жадности и жестокости в постановке Федотова окунает зрителя в запутанную психологическую атмосферу переплетения множества судеб, затягивает в магическую воронку вечных вопросов о том, что есть истина, где есть нормальность и как можно выжить в мире совершенно больных людей, искренне считающихся людьми здоровыми.
"Идиот" поражает с первых секунд. Скорее даже, вводит в шок. Вы когда-нибудь видели несущийся на всех парах паровоз на сцене театра? Вот-вот. Стук падающих на пол челюстей полностью перекрыл даже гудок этого самого паровоза в первые секунды после начала спектакля. Мощное начало, совершенно неожиданное и фееричное. Мой низкий поклон художнику спектакля - такого не ожидал в зале, думаю, никто.
Вообще, театр "У моста" славится своими максимально аутентичными и "живыми" декорациями, создающими необычайно реалистичную атмосферу присутствия внутри действа. На этот раз они превзошли сами себя. И не столько потрясающей натуральностью оформления, сколько разнообразием и количеством сцен его при сохранении полного антуража и эффектности.
Одна сцена стремительно сменяла другую - поезд в мгновение ока превращался в кабинет генерала, который с не меньшей ловкостью вдруг оборачивался гостиной Епанчиных или домом Иволгиных, чья квартира за секунды обращалась в шикарное поместье Настасьи Филипповны или дворянское гнездо Рогожина. Потрясающая находка со сменой декораций и шикарная реализация!! И это - несмотря на то, что спектакль впервые (!) выехал за пределы домашней сцены! Браво!! Воистину гениальное воплощение гениальной находки!! Сергей Павлович всегда найдёт, чем удивить зрителя! Единственной недоработкой я бы назвал слишком громкий звук паровоза, то и дело заглушающий голоса актёров - видимо, сказалось освоение новой сцены. В остальном - всё было идеально.
Костюмы героев тоже заслуживают всяческой похвалы - шикарные старинные наряды, тулупы, пиджаки эпохи - зрителю не оставили ни единого шанса не провалиться внутрь мира Достоевского! Особено меня впечатлило совершенно потрясающее бордовое платье невероятной красоты Настасьи Филипповны - глаз было не оторвать - восторг дизайнерской мысли!!
Что самое ужасное - спектакль выпал на самый жаркий день уикенда - и бедные актёры три часа гипнотизировали зрителя волшебством постановки, при этом, думаю, умирая в необычайно жарких костюмах - к сожалению, кондиционирование зала и сцены в учебке ГИТИСа оставляет желать лучшего. Мне было искренне жаль актёров. Но ни один из них даже самой маленькой мышцей лица или самым незаметным движением не показал, как тяжело играть в таких условиях. Отличный самоконтроль и самоотдача!
Очень понравилась постановка сцен, то, как актёры взаимодействовали между собой, внимание к деталям - режиссура, как и всегда, восхищает своим подходом и скрупулёзностью! Мечтаю посетить репетиции "У моста" и увидеть Сергея Павловича в действии - это, должно быть, какое-то великое таинство и самая настоящая магия!
Из самого спектакля меня больше всего поразил и больше всего запомнился монолог Настасьи Филипповны про торги в вечер, "когда всё решилось" - необычайно сильно, эмоционально и пробирающе. Я был скован энергетикой актрисы и накалом страстей - грандиозная сцена!
А вот столь запомнившаяся мне сцена монолога Мышкина о казни наоборот, сильного впечатления не произвела - книга и кино, в своё время, задели меня значительно сильнее. И дело даже не в игре, а в постановке монолога, тексте. Он вышел не столь драматичным, акцентированным.
Не могу не отметить работу Константина Трокая, написавшего для спектакля музыку - невероятно пронзительное оформление, способное растопить самые чёрствые сердца и достучаться до каждого зрителя. Эмоционально и в духе каждого момента действа.
Как, собственно, и световое оформление. Несмотря на то, что в этот раз особых "трюков" и эффектов на свет не возлагалось (за исключением самого начала спектакля), тем не менее, не могу не отметить очень качественную проработку освещения и акцентирования отдельных сцен и персонажей. Понравился в этом плане финал - передача настроения абсолютная!
И - одно из главных потрясений - актёрский состав. Здесь Федотов подошёл к постановке с размахом и задействовал сразу 18 актёров, в результате спектакль получился настолько насыщенным, живым и динамичным, что все три часа пролетели абсолютно незаметно - на одном дыхании!
На самом деле, до спектакля я не представлял в роли Мышкина никого, кроме Василия Скиданова. Каково же было моё удивление, когда Сергей Мельников полностью разбил мои представления о том, каким должен быть князь. Потрясающая игра, безумно интересная подача персонажа и такой искренний, трогательный подход актёра к своему герою. Я был поражён и покорён. Браво!! Насколько же хорошо Сергей умеет преображаться от роли к роли!! Не видел ещё ни одного спектакля, где он бы был похож хоть на кого-то из своих прошлых героев. Удивительный актёр.
Не меньше меня поразил и Фердыщенко Ильи Бабошина. Этот актёр, напротив, всегда играет очень похожих по характеру героев, но при том - очень тонко и с необычайной тщательностью подходя к изображению своего персонажа. Очень яркая и запоминающаяся игра!
Но всё же, главным потрясением для меня стал невероятно харизматичный, открытый, прямой и душевный Рогожин Владимира Ильина - я искренне обожаю этого актёра и всегда с превеликим удовольствием заново открываю его в каждой новой роли. Актёр-оркестр эмоций, мимики, пластики, актёр-хамелеон и громадный талантище! Однозначно - самый заметный герой пьесы и настолько искренне сыгранный, что им нельзя не проникнуться и не восхищаться. Такому герою прощаешь всё. Каждое появление Владимира было равносильно фонтану чувств, маленькому взрыву в тихой, но совсем не дружной компании. Я аплодирую актёру стоя и во всю силу - гениально!!
Поразила, как и всегда, Анастасия Муратова. Актриса не устаёт поражать меня многогранностью своего таланта, и в этот раз, представ в роли Настасьи Филипповны, опять полностью покорила моё сердце - пронзительная, невероятно эмоциональная, глубокая игра. Было видно, что Анастасия полностью отдалась своей героине и все три часа жила, что называется, "в её шкуре". Стопроцентное попадание в образ и ярчайшая игра и героиня!
Не могу не отметить и очень колоритную Елизавету Прокофьевну Марины Шиловой - замечательный подход к интерпретации образа!
Понравился мне и Ганя Никиты Петрова. По-настоящему книжный персонаж, кстати, весьма напоминающий Петровского же Ваську Пепла.
Ну и конечно же - Аглая Алевтины Боровской. Совершенно неожиданный образ после её Панночки и Насти, но меня впечатлила и интерпретация Алевтиной её героини, и игра, и то, сколько души вложила актриса в свою Аглаю. Пробрало, задело. Шикарно!

"А я всё-таки стою за осла: осел добрый и полезный человек."

0
0
10
ms_sunshine94
255 отзывов, 255 оценок, рейтинг 16
26 февраля 2023

Если говорить о классических постановках романа «Идиот» на театральной сцене, я всегда рекомендую посмотреть версию театра «У Моста», потому что она идеальна – а постановок по «Идиоту» я видела много. Я посмотрела видеозапись спектакля в 2020г., во время пандемии (я вообще тогда пересмотрела все их трансляции), и с тех пор надеялась когда-нибудь увидеть его и вживую. И вот, в рамках февральских гастролей Театра, мне это удалось. И было очень интересно освежить впечатления.

В лучших традициях мистического театра, формат спектакля «Идиот» заявлен как «наваждение». Сонным наваждением и выглядит первая сцена – знакомство князя Мышкина (Алексей Улановский) и Парфена Рогожина (Владимир Ильин) – поезд, мчащийся в темноте по заснеженным лесам, свет тусклой лампы в вагоне и мерный стук колес. Знакомство, которое сведет двух таких разных людей и положит начало роковым событиям.

Вообще, подавляющее большинство сцен между Мышкиным и Рогожиным проходят либо в полутьме, либо в полной темноте – знакомство, сцена «братания» - обмена крестами и финальная, самая страшная – герои словно постепенно затягивают друг друга на тот свет. С учетом того, что одна из основных идей романа была «заложить» в Мышкина черты Христа, а в Парфена – черты Антихриста, кажется, что иначе и быть не может.

Словно в противовес их мрачному, мертвенно-темному миру, противопоставляется мир «светский», обычных людей – гостиная в доме Епанчиных и квартира Иволгиных, в оформлении которых с поразительной точностью воспроизводятся светлые интерьеры 19 века. И стеснительный, заикающийся Мышкин, недавно оправившийся от «припадков», смотрится в этих интерьерах неестественно, как заблудившийся ребенок – и так же, по-детски, не понимает сути интриг, в которые пытается его вовлечь корыстный Ганя Иволгин (Василий Скиданов) или кокетства взрослых девиц – сестер Епанчиных.

Примечательно, кстати, что сейчас на роль младшей сестры, Аглаи Епанчиной, заявлены две актрисы, и они же – стоят на роли Настасьи Филипповны. Мне кажется, это очень интересный факт, потому что Мышкин при знакомстве с Аглаей отмечает именно то, что она «так же красива, как Настасья Филипповна» - чем приводит в ужас всех дам. В этот раз Аглаей была Милена Хмылова, а Настасьей Филипповной – Анастасия Леднева, но я удовольствием посмотрела бы и на «обратный» вариант. Традиционно, одна из моих любимых сцен – спор Аглаи и Настасьи Филипповны из-за Мышкина, и обе актрисы тут были на высоте, показав весь эмоциональный накал словесной дуэли.

Настасья Филипповна Барашкова здесь – классически прекрасная дама в красном платье, которая прячет глубокие страдания под маской высокомерия: Мария Магдалина и жертвенный агнец в одном. Изначально обреченная на трагическую судьбу из-за своей красоты девушка, вокруг которой разворачивается весь жуткий круговорот из страстей и пороков мужчин. Настасья Филипповна инстинктивно тянется к светлому и чистому Мышкину, который один жалеет ее, но чувствует себя недостойной этой любви для себя как «рогожинской, падшей женщины».

О финальной сцене мне всегда тяжело даже думать. В этой постановке темная комната Рогожина напоминала склеп, по сути, им и являясь. И тонкая полоска сине-зеленого света с улицы, которая освещает Парфена на руках у Мышкина, сменяется проекцией картины «Мертвый Христос в гробу» Г.Гольбейна, которая висела у Рогожина на стене. На ней Иисус изображен мертвым так же естественно, как выглядел бы любой человек, без прикрас – и без окруживших его учеников. Так же в нашем мире не нашлось места «современному Христу» Мышкину, как носителю высших христианских идей – он остался в глазах окружающих только блаженным «идиотом».

Единственное, о чем я жалею при просмотре «Идиота» Театра «У Моста» - это о невозможности показать все события книги: иначе спектакль шел бы не 3 часа, а 10-12. Но ради такого великолепного переложения романа я бы и на «театральный сериал» согласилась.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все