Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка МХТ им. Чехова

8.5
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Эмилия Деменцова
Фото Эмилия Деменцова
отзывы: 135
оценки: 140
рейтинг: 192
5
На заборе тоже написано…


Деревенская проза жизни на сцене МХТ им. А.П. Чехова

«O rus!..» ссылался Александр Пушкин на Горация, после многоточия провозглашая свое «О Русь!». С тех пор их цитируют в паре. Rus по латыни деревня, а Русь и с русского на русский не сразу переведешь. Слишком много значений и оттенков: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья», или «тьфу, деревня!», – как вам угодно. Режиссер Марина Брусникина деревенскую тему освоила вполне. В ее спектаклях и музыкально-поэтических вечерах этот душеспасительный мотив звучит довольно часто, будь то недавняя премьера в РАМТе «Лада, или Радость», или спектакль-долгожитель «Пролетный гусь» в МХТ им. А. П. Чехова. И вот на столичной Малой сцене МХТ очередная «деревенская» премьера – спектакль по одноименной повести Натальи Ключаревой «Деревня дураков».

Герой повети – учитель отправляется на поиски смысла и счастья в глушь. Но не «цветы, любовь, деревня, праздность» ждут его, а беспросветность, угрюмость, пьянство и дичь во всех прочих отношениях «прелестного уголка». «Первый парень на деревне – а в деревне один дом» (один не развалившийся окончательно) и тот похожий на «желтый», - учитель (Данил Стеклов) учится жить не по книгам, а его «коллега» - молодой священник (Артем Быстров) - не по Книге, ибо не книжный язык требуется, чтобы вразумить местных обитателей. Те скота не держат, сами оскотинились. Орудиями труда работать разучились, ими только громят, или опираются на них в подпитии. Но заняты каждодневно – пьют. И врагов вычисляют. Враждуют и с поселившимися по соседству иностранными волонтерами, ухаживающими за инвалидами и слабоумными нашими соотечественниками. Именно эту, контролируемую «враждебными силами» территорию, местные пейзане и прозвали «деревней дураков».

Декорация Николая Симонова в полной мере стала основой спектакля. Принцип ее книжный – черным по белому. Посреди белого страничного пространства сцены сооружен черный забор. На нем уже белым по черному артисты пишут мелом название, имя автора, номера страниц повести и отдельные важные для нее слова. На белых стенах мелькают черные точки – знаки препинания спектакля. От тем здесь рябит, их перебор и с перебором: война, любовь, загадочная русская душа, проблемы социума, взросление и старение, историческая правда и правда жизни и еще много запятых и многоточий нашей жизни. Недаром режиссер определила жанр спектакля как наблюдения. А жанр этот весьма вольный, но именно это крошево тем и явлений делает спектакль социально значимым, морально-нравственным, христианско-демократическим. Он, как и его персонажи-учителя, сеет, что ему положено, точно по Некрасову.

Текст без подтекста, в котором нет ни глубин и страстей прозы Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Валентина Распутина, ни народной непритворной мудрости Василия Шукшина, ни едкой иронии и сатиры «ГенАцида» Всеволода Бенигсена, облагорожен актерскими работами. В спектакле занято много молодых артистов. На одной сцене с ними – мастера: Евгений и Галина Киндиновы, Нина Гуляева, Евгения Добровольская. Но нет в спектакле, и в том бесспорная заслуга режиссера, разделения на главных и второстепенных лиц. В «Деревне дураков» Марине Брусникиной удалось создать гармоничный ансамбль, оттого-то массовые сцены в нем удались лучше, чем отдельные «картинки с выставки».

Здесь по следам Андрея Платонова («дело есть – жить надо»), приходят к выводу, что «дело жизни – сама жизнь»: «Жизнь живу. Серьезное, знаешь, дело. Не выборы… в райсовет». Критика дня сегодняшнего здесь не перехлестывает пределов дозволенного. Критикуют самоочевидное: доносы, визы, угрозы, проверки, скудость пособий (чтобы выжить здесь вынуждены гнать самогон), ежегодные подтверждения инвалидности (так лилипутке Лене (Ольга Литвинова) нужно доказывать, что у нее не отросли ноги), поведение «богатых русских» за границей и проч… Пусть темы проговариваются, переливаются из одной в другую, забываясь, но звучат. А это немало.

За забором и песни поют забористые: Татьяну Буланову, Валерия Леонтьева, Александра Иванова (зрители пританцовывают), и, поскольку «красным словцом» повести служит фраза «Я люблю мою Родину, потому что по ней ходят лошади», то звучит «Ямщик, не гони лошадей» на манер траурного марша. Это уже не Русь-тройка, птица-тройка, здесь, как в том анекдоте: «Ша, уже никто никуда не едет». Все кто мог - уехали, а иным ехать некуда, даже таксисту Вове (удачная работа Игоря Хрипунова). «Бежать отсюда без оглядки», - не пугали, но сердечно (с болью в сердце) советовали учителю Мите. Не послушался. Проверил эмпирически. Он, историк, хорошо знал ужасы прошлого, теперь познакомился с настоящим. Без будущего.

«Пойдем в церковь! - Грязно. - Ну, так в кабак! - Уж разве как-нибудь под забором пройти», - гласит народная «мудрость». Здешние «подзаборники» пьяными голосами будут вытягивать припев: «Будет все у нас хорошо». Заезжим учителям вразумить их не удастся. Необучаемы. А соседнюю деревню, ту, в которой «агенты» и «психи», спалят. На фоне белых стен в спектакле будут разбрасывать черный пепел. Черная мошкара (проекция) закружит как над падалью. И забор сгнил, и столбы, и традиционные ценности. В финале забор разберут на доски, на дрова. Останется лишь та его часть, на которой нарисована церковь. Люд в деревне верующий, но их троица – это «пьянство, глупость и злоба». Слова Нагорной проповеди помнят только блаженные: «Любите ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас…», - будет твердить оглашенная Настя (Яна Гладких), кружась на пепелище. До того она обнадеживающе рассуждала о том, что, если у человека затронут болезнью интеллект, то у него обостряется душа. Для здешних деревенских обывателей мышление - процесс, требующий физических усилий, но их невежество не прибавило им души. «Без мозгов душе не в чем угнездиться. Нельзя быть с душою без мозгов. Без души и без мозгов—это и без глаз», - но это уже не Ключарева, это Гений - Мих.Мих.Жванецкий.

"Комсомольская правда"

1
0
...
25 января 2015
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
отзывы: 198
оценки: 288
рейтинг: 130
9

Возникают сравнения с Левиафаном, вернее история, которая могла быть до событий схожих, которые могли остаться за кадром фильма. Россия в сущности одна большая страна "дураков" в том, что таких героев можно найти в разных регионах. Может и правдивая история, но своего рода безопасная версия локального Левиафана. Признаться первый раз увидела адекватную позицию служителя православного культа. Вернее он адекватный добрый христианин. Учитель истории как искатель смысла жизни совсем не убедил, кажется беспросветно наивным.

0
0
...
25 января 2016
Фото Ольга Сорокина
Фото Ольга Сорокина
отзывы: 291
оценки: 289
рейтинг: 98
9

Данил Стеклов, Артём Быстров и Евгения Добровольская - вот за чьей игрой я наблюдала с восторгом. ловила каждую реплику, каждый жест, вздох, каждую паузу.
они восхитительны!
и я давно не получала такого полного удовлетворения от спектакля, который органичен от начала и до финальной сцены. в нём провисающих кусков, скучных или непонятных.
порадовало и большое количество молодых актёров. ярких, талантливых, с горящими глазами. :)
спектакль о насущном, о современном, о нашем родном. провинциальном. что и не удивительно, учитывая первоисточник. и все персонажи живые, узнаваемые и интересные. что важно. потому что то и дело ловишь себя на мысли, что на сцене правда. жизнь. настоящая. жизнь, к которой невозможно остаться равнодушным.
удивил и Валерий Трошин, сыграв двух таких непохожих персонажей. до сих пор затрудняюсь выбрать, который из них получился реальнее, ибо сыграно в обоих случаях прекрасно!
а Нина Гуляева и её бабка Фима - это просто восторг и умиление. и тихая-тихая радость.

1
0
...
5 декабря 2014
Фото Василий Филиппов
Фото Василий Филиппов
отзывы: 36
оценки: 35
рейтинг: 68
7

Постановка, актёрская игра, минималистические декорации - всё отлично.
Сюжет таков, что спектакль оставил в подвешенном эмоциональном состоянии ещё на несколько часов. Его пришлось "переваривать", чтобы определиться с впечатлением. И впечатление всё равно остаётся амбивалентным. Ибо имя сюжету - чернуха. Но туда вплели христианские мотивы. Получилось ли автору выделить эту оду вырождению из ряда: "Жизнь удалась" в театре "Практика" - фильмы Германики - фильм "Левиафан"? Не думаю.

А теперь сюжет.
Итак, в провинциальное болото - деревню населённую сирыми и убогими, но в то же время не безобидными жителями, приезжают, влекомые чуть разными, но, в целом, идеалистическими позывами, молодой парень-учитель, священник и девушка-волонтёр.
Их встречает местное население:
- философствующий старичок-инвалид с любящей и любимой старушкой-женой;
- церковный староста-недоумок, пишущий доносы на всех и вся;
- таджики с лесопилки, подпаивающие спиртом местную #люху, бросившую своего сына;
- старшеклассницы с ментальностью Дома-2;
- пара старшеклассников;
- дебиловатый и алкоголизированный водитель маршрутки.
По соседству находится ещё одна деревня, в которой волонтеры ухаживают за тихими сумасшедшими.

В эту реальность и попадает троица прибывших. И эта же реальность их пережёвывает и выплёвывает с разной степенью повреждённости. Священника увольняют, школу закрывают, девушка-волонтер сходит с ума. Перед этим дебилоид с маршрутки насилует старшеклассницу, а #люха-алкоголичка умирает.

Если поискать в этом спектакле смысл, то более всего это призыв не метать бисера перед свиньями(*). Этому тезису уже две тысячи лет, а итог по-прежнему тот же.
На мой взгляд, сама постановка хороша, актёрская игра хороша, но смотреть стоит только если вы из благополучной семьи, родились в Москве и чувствуете идеалистическое желание "пойти в народ". В противном случае смотреть незачем. Вы всё это уже видели.
Нет в этом мощи жизнеутверждения...

_____
(*) «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф., 7, 6).

0
0
...
8 апреля 2016
Фото Radik Vildanov
Фото Radik Vildanov
отзывы: 20
оценки: 20
рейтинг: 23
9

Отличная постановка!Эмоционально очень насыщенно.И радость и слезы,и смешно и печально,а еще безумно и дико,как в фильмах Альмадовара

0
0
...
23 мая 2015
Фото Pavel Viproperty
Фото Pavel Viproperty
отзывы: 25
оценки: 117
рейтинг: 20
9

Посетил прогон.
Отличный спектакль, первая часть может показаться и смешной и грустной, а вот вторая точно возьмет вас за душу.
Прекрасные артисты, практически полное отсутствие декораций - всё очень современно, кроме качества музыкального сопровождения, акустика зарывается на полной громкости, что производит удручающее впечатление, хотя вполне допускаю что это дополнительный драматический эффект.
Не могу не заметить интересные костюмы героев, особенно интересны вязаные вещи!
Ну и проекции мух на белые стены просто незабываемы;)
Стулья в зале тоже драматичные, это тоже для полного погружения, чтобы драма была во всем...

1
0
...
21 ноября 2014
Фото Miss Elen
Фото Miss Elen
отзывы: 32
оценки: 32
рейтинг: 19
5

Не понимаю восторженных предыдущих отзывов.
Простите, но не увлекательно. Для меня как-то скомканно. Кто-то ушел в антракте.
И сам сюжет не впечатляет, и подача сюжета.
Из плюсов - живые актеры и эпизоды с юмором.
Не рекомендовала бы.

1
0
...
7 июня 2016
Фото Лана Грачч
Фото Лана Грачч
отзывы: 75
оценки: 75
рейтинг: 6
9

Меня этот спектакль очень сильно впечатлил, это, пожалуй, один из лучших спектаклей, что я видела за последнее время. Про него я вообще ничего не слышала и выбрала просто сама по описанию.
Повествование ведется от лица Москвича, который приезжает в российскую глубинку. Молодой человек из интеллигентной семьи, учитель истории, в поисках себя и своего места в жизни, сталкивается с российской действительностью во всей красе. Но важно заметить, что цель повествования не просто иллюстрация бедственного положения региона, это проекция на всю российскую жизнь, со всеми ее обычными составляющими: любовью, материнством, детством, пьянством, бедностью и тд.
В спектакле поднимаются достаточно важные вопросы, смысл жизни формулируется как – «дело жизни –сама жизнь». Для молодого героя, у которого все есть и он несчастен не понятно о чем речь. Преподносится это мысль, как в «Войне и Мир» в сцене с Андреем Болконским на поле сражения Аустерлиц. Дедушка рассказывает главному герою, как он осознал ценность и смысл своей жизни на войне, когда он был на волосок от смерти, и было несколько секунд между выстрелом, и он был ранен и чудом остался жить. Прием Льва Николаевича - находишься на грани жизни и смерти, твои взгляды на жизнь меняются. «Вернулся я домой, женился на Серафиме. И стал под солнцем ходить. А всякой людской маетой я с тех пор не занимаюсь. Некогда. Жизнь живу. Серьезное, знаешь, дело. Не выборы в райсовет.»
Еще одна не новая, но важная мысль – через сумасшедший дом (собственно это и есть деревня дураков), девушка, которая там работает, объясняет главному герою, что нет злых людей, и все наши страхи и предрассудки от нашего сознания, а подсознание оно по-настоящему знает какой ты – хороший и светлый, и так каждый человек.
«Все по-своему правы. Когда болезнь задевает тело, обостряется ум, а ему доступен только верхний слой правды – наносной, где много сора. А если затронут интеллект, обостряется душа и видит нашу глубинную правду, которая у всех светлая.»
Также то, что переживал герой при посещении сумасшедшего дома, он боялся их уродства, но наоборот почувствовал все свои изъяны.
«В этот момент он наконец понял, что тяжелее всего было не явное уродство здешних обитателей, как он пытался думать весь день, а их невероятная проницательность, высвечивавшая его собственные изъяны, включая те, которые он прятал от самого себя..."
Актерская игра потрясная, все герои очень яркие и колоритные. Вот хочется, кого то выделить и упомянуть, но честно не могу. Все, все, все – отдельно и все вместе, очень здорово. Еще один интересный момент повествование, главные герои не эмоциями и жестами показывают свое состояние, а зачитывают тест от третьего лица.

0
0
...
5 октября 2017
Фото Полина Андреевна
Фото Полина Андреевна
отзывы: 15
оценки: 14
рейтинг: 3
9

Была на спектакле весной.
Отличный спектакль, множество и смешных и глубоких моментов, хотя история история не нова.
Но ей и не надо быть новый,в гамме 7 нот, а сколько музыки написано..великолепной и гениальной.Так и здесь из обычного сюжета и малой сцены распускается прекрасное творение,глубокое и грустное, смешное и трогательное, в конце просто хочется плакать, но вместе с тем и хочется что-то изменить.
В себе, в мире, в соседе..
Я рекомендую, считаю такое нельзя пропустить.

0
0
...
19 сентября 2016
Фото Vladimir Kravtsov
Фото Vladimir Kravtsov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
2
Скучно

Вполне возможно, актеры и старались, вполне возможно городским людям и понравилось.
Но это настолько штампованный спектакль...
Я - вырос а деревне, и я скажу, что вот эти образы все - алкашей, интеллигентов, священника - они из кино собраны режиссером, а не из реальной жизни. Опять же - городским, думаю, этого не понять. Ну, и просто - скучно сделано. Все вот это действие можно было бы (наверняка) подать более остроумно и интересно. А то "шутки" уровня Дроботенко. Ну, и огромное количество театральных жестов... Ну, это же прям очевидно, что переиграно !

1
0
...
14 октября 2018
Фото Ирина Федорова
Фото Ирина Федорова
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 1
9

Ходили с мужем, сидели на первом ряду, очень понравилось обоим! Первый раз захотелось спектакль пересмотреть сразу же второй раз, как кино. Сначала планировала восхетиться отцом Константином, считаю его главным героем, а потом другие герои понравились не меньше! Конечно Киндинов и Гуляева просто волшебная пара! Не буду перечислять всех любимчиков, но Марию Карпову в роли Анжелики отмечу, что ни реплика - хохот в зале) Словом, очень рекомендуем!

0
0
...
15 января 2018
Фото Василий Пожарный
Фото Василий Пожарный
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
Как развидеть
Усыпляет
Не верю
2
Не очень

Никакой актёрской игры, актёры просто выходят на сцену и скороговоркой выпаливают текст, иногда прямо захлёбываясь словами, как-будто хотят побыстрее всё сказать и уйти. В самые "драматические" моменты вдруг начинается истерика, крик (совершенно не понятно из-за чего), потом истерика заканчивается и дальше выпаливаем текст на одном дыхании.

С виду вроде бы это комедия, но в зале почти не смеются. Был только один момент, когда взрослый мужик, игравший пятилетнего ребёнка снял с себя здоровенный шлем танкиста и со словами "Разозлившись Митя кинул свою панаму на землю" бросил шлем. В этот момент тётка, сидевшая в первом ряду, громко на весь зал сказала "Ничего себе "панама"". Вот тут зал лежал)) Если бы она ещё пару раз прокомментировала в таком духе, возможно, было бы смешно, но к сожалению, больше она не сказала ни слова.

Сюжета как такового нет, сценки из деревенской жизни ничем не объединены. Все персонажи абсолютно шаблонные. Автор, видимо, знает о жизни деревни из газет. Слышал, что там должны быть алкаши, самогонщица, священник, кляузник и пара блаженных старичков, вот всех их и поместим в спектакль. Взрослые дядьки играют детей и очень глупо их "пародируют" (взрослые пародии на детей всегда выглядят уныло). Никаких характеров, запоминающихся персонажей, ярких образов. "Социальная проблематика" тоже как из вчерашней газеты. Слышали, например, что инвалидам приходится регулярно проходить медкомиссию и подтверждать диагноз? Добавим это в спектакль, чтобы он типа поднимал социальную проблему. Впечатления иностранцев от России - такие же шаблонные . Это такой взгляд русских, на то как их якобы должны воспринимать иностранцы. Мол о порядке не думают, мусор не сортируют, за бытом не следят. Эх, не понять немцу нашу русскую душу, не понять.

В общем набор газетных штампов и картонных героев, уныло сыгранный на уровне студенческой постановки.

0
0
...
10 июня 2019