Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Безумный день, или Женитьба Фигаро, Москва

8

Бродячие кукольники репетируют Бомарше

Театр им. Образцова торжественно объявил: премьера спектакля готовится аккурат к 283-летию Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Помимо этого непостижимого нумерологического фокуса, новая работа одного из главных представителей отечественной кукольной режиссуры Бориса Константинова (получившего в прошлом году «Золотую маску» за постановку «Кармен» в вологодском «Теремке») примечательна ювелирной выделкой обаятельно-барочных миниатюрных декораций и персонажей, а также, собственно, интерпретацией хрестоматийной комедии. Режиссер, фантазируя об обстоятельствах первых публичных показов пьесы про изворотливого цирюльника Фигаро, сочинил «театр в театре»: бродячие кукольники репетируют свежий сценарий, готовясь выступить перед испанской знатью. Из внезапного — в дело вмешиваются звери.

Создатели

Место проведения

Театр кукол им. Образцова
Главный детский театр города
Что бы ни случилось, родители все равно будут водить сюда детей: без Театра Образцова детская светская жизнь вроде бы неполноценна. В репертуаре сохраняются старые постановки, такие как «По щучьему велению…» (премьера состоялась в 1936 году) или «Необыкновенный концерт» (премьера — в 1946 году). Новые спектакли чаще всего оказываются удачными. Например, шумный, поэтичный «Все кувырком!» по сказкам Дональда Биссета, который поставил главный режиссер Санкт-Петербургского кукольного театра сказки и обладатель «Золотой маски» Игорь Игнатьев, или фантасмагорический «Некто Нос» француза Эрика де Сарриа, поставленный по Гоголю. В фойе театра расположен музей кукол со всего света — зрителей туда пускают перед спектаклем и в антрактах. Первыми экспонатами этого музея были куклы и реквизит последнего бродячего кукольника России Ивана Афиногеновича Зайцева. В 12 часов дня перед театром собираются родители с детьми посмотреть на образцовские часы. Под музыку одно за другим открываются окошечки, из них выглядывают совы, коты и козлы.
касса+7 (495) 699 53 73
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
108
оценок:
212
рейтинг:
553
7

Бродячие кукольники репетируют Бомарше

Евгений Писарев в «Женитьбе Фигаро» для Театра им. Пушкина сделал акцент на кукольно-кремовой музыкальности. Кирилл Серебренников в своей версии «Фигаро» занялся пресловутым осовремениванием. Суперсилой нового спектакля Бориса Константинова — одного из главных героев отечественной кукольной режиссуры — неожиданным образом стало бутафорское зверье. Свиньи, коровы, куры — вот это все. И, конечно, мастерское комбинирование кукольных техник: в ход идут и марионетки, и маппеты, и тростевые, и даже чуть ли не ростовые куклы — притом что эстетику определяет все-таки живой актерский план на фоне хитроумных пасторально-барочных декораций с кучей занавесов, телег, балкончиков и бочек. Но причем же здесь Бомарше со своей революционной сатирой про слугу-умника, дурачащего похотливого вельможу? На самом деле еще как причем.

С одной стороны, пока мир вовсю празднует юбилеи Лермонтова и Шекспира, Театр им. Образцова посвящает премьеру Бомарше по случаю его 283-летия (почему бы и нет?), а в фойе зрителей встречает портрет автора, воскрешая в памяти старые добрые традиции Театра на Таганке. С другой — сюжет хрестоматийной пьесы Константинов помещает в шекспировско-мольеровскую рамку «театр в театре» — зрителям предложено наблюдать за ходом репетиции бродячих испанских кукольников XVIII века, временно расположившихся в сарае. Из-за разом увеличившейся степени условности внимание автоматически концентрируется на изложении сюжета как таковом, а не на его гениальности, актуальности или, прости господи, достоверности.

Подвыпивший предводитель труппы (Виктор Воеводин), с красным носом и текстом в руках, жалуется на быка, съевшего десятую сцену: «Поэтому следующая сразу одиннадцатая». Трагик, надевающий парик графа Альмавивы (Владимир Беркун), надменно отказывается от суфлера: «Я заучил». Красавчик, отвечающий за героическое амплуа (Влад Михайлов), между сценами откровенничает о своем прошлом, смешивая свои слова с монологом Фигаро: «Я овладел физикой, математикой, фармацевтикой, чтобы посвятить жизнь театру». Пестрая компания с упоением разыгрывает искрометную комедию нравов — а когда дело доходит до сцены суда, вступает мешавшая все это время фауна, среди которой так очевидно расходятся роли вершителей судеб.

При всей стройности режиссерской концепции слишком бросается в глаза неуместная сердитость и суетливость Фигаро, ближайший родственник которого — невесомый Арлекин или, если угодно, Остап Бендер, но никак не гибрид Хлестакова с Обломовым, который невольно мерещится в исполнении Влада Михайлова. В довесок, если вынести за скобки улюлюкающего как доктор Зойдберг из «Футурамы» индюка, культурные коды спектакля кажутся позаимствованными из учебника по истории театра эпохи Возрождения.

Главное же вот что. У Константинова получился добротный, богатый на гэги (как на удачные, так и на провальные) спектакль про то, что театр не может быть аполитичным просто по своей природе. Даже если он создается вот такими обаятельными никудышными оборванцами с целью скромного пропитания и от безысходности. Сыграет ли в пользу понимания этой философии занимательный факт про забытый испанский народный обычай бросать апельсин девушке, на которую имеешь виды? Вряд ли.

Отзывы пользователей о спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Фото Melodika33
отзывы:
102
оценок:
78
рейтинг:
15
9

Прекрасная постановка на стыке кукольного театра и традиционной игры актеров.
3 часа спектакля пролетают незаметно. Постоянно находишься в состоянии безудержного смеха.

Красочно, весело, динамично и остроумно.

Никогда не думала, что поход в кукольный театр может быть таким жизнеутверждающим )))

Всем рекомендую.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить