Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.3 из 5

Голосов: 3

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Алексей Киселёв

105 рецензий · 203 оценки · 532 спасибо

Большой музыкально-пластический спектакль для артистов с особенностями развития

Для разновидности театра, о котором пойдет речь, в России нет общепринятого определения. Другой, особый, интеграционный, специализированный, etc. Бывает театр-терапия, где главное — ментальное и физическое здоровье участников коллектива и, соответственно, репетиционный процесс. А бывает профессиональный театр, в котором играют инвалиды и люди с ограниченными возможностями. Иногда публичный... Показать полностью

Большой музыкально-пластический спектакль для артистов с особенностями развития

Для разновидности театра, о котором пойдет речь, в России нет общепринятого определения. Другой, особый, интеграционный, специализированный, etc. Бывает театр-терапия, где главное — ментальное и физическое здоровье участников коллектива и, соответственно, репетиционный процесс. А бывает профессиональный театр, в котором играют инвалиды и люди с ограниченными возможностями. Иногда публичный опыт оздоровительного театра оказывается художественно полноценным, что уж говорить о терапевтической пользе какой бы то ни было сценической практики. Объединить все подобные коллективы под одним термином невозможно хотя бы потому, что друг на друга они совсем не похожи: в Театре мимики и жеста ставят драматические спектакли для глухонемых; в «Открытом искусстве» люди с синдромом Дауна играют в благообразных костюмированных постановках по классике; «Театр простодушных» занимается тем же, но на фоне видеопроекций в «Театр.doc»; а в театре-студии «Круг II», получившем в прошлом году «Золотую маску», инвалиды всех категорий под руководством режиссера Андрея Афонина создают главным образом музыкально-пластические опусы.

«Кристофер и отец» — это дебют театра в большой форме. На фоне гигантского экрана с ненавязчивой диффузией титров и картинок постепенно и тепло рождается мир детского человека по имени Кристофер — с фирменным ударением на последний слог. Не давая вырасти то и дело возникающим на сцене песчаным холмикам (художник — Ксения Кочубей), деловито орудуют специальными грабельками чрезвычайно обаятельные обитатели этого мира — что-то, переминаясь, бормочет тучная дива (Наталья Тетеревятникова); зигзагом проносится с мультяшным хохотом персонаж-смех (Станислав Большаков); угловатый ангел (Александр Довгань) выводит на гармони какой-то балканский сплин; но вот худощавый паренек в кепке с полуметровым козырьком (Алексей Федотов) мерной интонацией сказочника произносит в микрофон: «Милиционер тряхнул Кристофера за шиворот и сказал: «РДА, да успокойся же ты!»

В эфемерный, хрустальный в свой хрупкости и чистоте мир, населенный как будто родственниками Джереми Хиллари Буба из «Желтой подводной лодки», то и дело врывается тревога брутальной документалистики. Артист с синдромом раннего детского аутизма (РДА) Алексей Федотов рассказывает зрителям истории о себе и своих взаимоотношениях с отцом, но в третьем лице: «Кристофер очень любил маму и не хотел возвращаться к папе, так как возненавидел его». Кристофер — главный герой романа Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки», у него тоже синдром РДА. И вот это коллективное разравнивание песчаных холмиков начинает казаться попыткой сохранить гармонию в спасительной медитации; персонажи живут в декоративном японском садике с камушками, песочком и крошечными грабельками — маленький мир, где всегда должен быть порядок и покой.

В процессе этой медитации являются образы из Эсхила и Софокла, Шекспира и Сервантеса, Кальдерона и Роберта Фроста и еще бог знает откуда. И пока плачет по своему отцу Офелия, ослепшие шуты маршируют наугад, чеканя оседающее в мозг: «Скоро ли кончится ночь? Скоро ли кончится ночь?» — Кристофер меняется шапками с нерадивым родителем, превратившемся к этому моменту в Эдипа. Восточная фея (Алсу Абдуллина) в апофеозе перкуссионного джема выпорхнет на авансцену, чтобы втоптать в пол рифмы Земфиры и обратить текст песни «Искала» к идеальному отцу, который не пьет, не курит и возит своего ребенка в разные страны.

Вообще, жители этого Муми-дола поют и играют музыку практически не переставая. В ход идут не только голоса и все имеющиеся под рукой предметы вроде грабель или резиновых мячей, но и целый оркестр в лице прячущейся на краю сцены Елены Осиповой, которая за годы работы со студентами «Круга» овладела струнными, духовыми, клавишными и ударными. В спектакле выстреливают по крайней мере два музыкальных шедевра: классический негритянский блюз «Motherless Child» и причудливо-мелодичная греческая народная «S’agapo» (вот это исполнение ближе всего общей тональности спектакля).

Спектакль Андрея Афонина при видимой бессюжетной плывучести и отчаянной смысловой эклектике на самом деле имеет более или менее стройную и крепкую повествовательную структуру. Текст — полотно цитат, каждая из которых так или иначе имеет отношение к условной теме отца и сына. И даже внезапные строки из Джеймса Холлиса, хоть и звучат как злободневное политическое высказывание, формально обращены к отцам: «Мой друг, не стоит повторять столь высокопарно детям, которым кружит голову отчаянная слава, старую ложь: сладостно и прекрасно умереть за родину». Действие поделено на семь эпизодов, в каждом из которых с Кристофером происходит какое-то преобразование. Все это длится почти три часа.

Для зрителя — и для критика — сам по себе акт появления на сцене аутиста или человека с синдромом Дауна не так-то прост. Сразу хочется узнать, какую именно задачу ставил Люк Персеваль особым артистам, устрашающе бегающим по кругу в спектакле «Там за дверью», или Кирилл Серебренников, выводящий в своих «Идиотах» группу людей с ментальными отклонениями на финальную сцену. Этот вопрос зачастую мучает так сильно, что сосредоточиться на художественной составляющей не представляется возможным. А вот с «Кристофером и отцом» происходит ровно обратная реакция: этическое и эстетическое сопротивление возникает в момент первого появления на сцене профессиональных артистов театра и кино, начинающих что-то изображать в катастрофически неуместной здесь традиции советского психологического реализма. Представьте, например, Папанова в ленте Параджанова. Впрочем, тут и без конфликта эстетик есть некоторые проблемы; неумение настроить гитару актеру с высшим образованием непростительно.

Так или иначе, существование этой двухактной эпопеи на огромной сцене КЦ «Москвич» оправдано как минимум самим фактом своего существования. В предложенных государством условиях совершено невозможное. И если судить о пресловутой эффективности такого рода предприятия по успешности интеграции людей с особенностями развития в социум, то норма давно перевыполнена. И задачи ставятся куда серьезнее — регулярное воссоздание среды, в которой человек способен проявить себя в превосходном, наивысшем состоянии. Такая задача куда благороднее и гуманнее интеграции простодушного человека в сложнодушное общество.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Информация от организатора

Тема постановки — актуальная во все времена проблема взаимоотношений отца и сына. Актеры с ментальной инвалидностью вместе с профессиональными актерами московских театров рассуждают о конфликте отцов и детей. В спектакле рассказывается история аутичного мальчика Кристофера и его отца — начиная с... Показать полностью
Тема постановки — актуальная во все времена проблема взаимоотношений отца и сына. Актеры с ментальной инвалидностью вместе с профессиональными актерами московских театров рассуждают о конфликте отцов и детей. В спектакле рассказывается история аутичного мальчика Кристофера и его отца — начиная с детства, этапов взросления до момента трансформации его в мужчину. Музыкально-пластическая драма соткана из отрывков классических произведений Софокла, Шекспира, Эсхила, Сервантеса, а также реальных историй, написанных десятью актерами с особенностями развития и передающих их личные чувства от общения с отцом.

«Этот нетрадиционный, но весьма зрелищный спектакль для тех, кто открыт новому, кто не боится думать, чувствовать, сопереживать, хочет познать и понять то, что зарыто в глубинах их собственной души», — говорит режиссер спектакля и основатель театра-студии «Круг II» Андрей Афонин.

Скрыть

Новые детские книги Автор «Дневника слабака» Джефф Кинни об экранизациях, видеоиграх и своей любимой группе

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Лучшие игры для взрослых и детей

Волшебные игры для всей семьи

17 и 18 октября на фестивале «Территория» покажут новый спектакль Яна Фабра «Бельгийские...

Чехи, живущие в Москве, поделились с «Афишей Daily» любимыми ресторанами и пабами, где можно...

Более 500 каталогов выставок, научных статей и гидов одного из крупнейших музеев мира....

Как развивался туристический бизнес Египта век назад?...