Драматический |
18+ |
Петр Шерешевский |
17 октября 2014 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Кошмар! Зря выброшенные деньги на ветер, ожидали увидеть нечто яркое и красивое, как в одноименном французском фильме, но чуда не случилось. Видение автора с оригиналом расходится в разные стороны и не вовлекают в просмотр совершенно.
Плата за конформизм.
Спектакль Петра Шерешевского «Конформист» поставлен по мотивам романа Алберта Моравия, он сразу оказался в центре внимания мировой общественности и в 1970 году знаменитый Бернардо Бертолучи воплотил этот сюжет в одноименной картине. Вопреки всемирной известности этот сюжет долгие годы вне поля зрения российских театральных подмостков и спектакль Петра Шерешевского - это одна из немногочисленных попыток инсценировать это произведение. В этом сценическом проекте Петр Шерешевский фокусирует внимание зрителя на трагедии интеллектуала в обществе и здесь она раскрывается на примере истории молодого, самоуверенного интеллектуала - доктора юриспруденции. Он сформировавшаяся личность, с амбициями и твердыми политическими взглядами и собственной системой жизненных ценностей и у него есть всё для самореализации и успешной карьеры. У этой истории могла быть радужное голливудское продолжение и финал, но он живет в Италии, над которой нависает тень «великого» дуче Муссолини. Эта мрачная аура довлеет над жизнью каждого и оказывает влияние на все стороны жизни, в ней в спектакле раскрываются взаимоотношения личности и общества, личности и власти. Спектакль «Конформист» показывает жизнь главного героя сложную систему координат его взглядов и жизненных ценностей, которая сталкивается с реалиями жизни итальянского общества того времени. Такое столкновение выражается в его сложном конфликте, в котором его собственные моральные устои, политические взгляды оказываются в адском котле общественного мнения. В спектакле видение этого столкновения и его морально-этический конфликт раскрывается зрителю через монологи главного героя, его мысли вслух. Коллизия его видения и общественного приводят его к точке выбора в которой он должен принять решение своей жизни. Он должен либо принять условия общества и взамен получить доступ к его благам, либо остаться верным своим принципам и оказаться изгоем для его семьи и общества. Он произносит монологи осмысления, которые открывают зрителю его попытки создать новую парадигму своего существования в агрессивной среде общества, которое готово принять его, если он отформатирует себя по их шаблонам нормальности и благопристойности. Под давлением общества он сдаёт бастионы своей принципиальности и жизненных ценностей, и он ступает на путь конформизма ради благополучной жизни. В спектакле Шерешевский визуализирует процесс изменения его мировоззрения и трансформацию личности интеллектуала по лекалам шаблонов нормальности и с этим ему открывается реальное лицо общества благополучия. В нём за глянцевым фасадом благопристойности скрывается гниль морально-этической деградации и цинизм. Внутренний конфликт персонажа многомерен, его желание быть добропорядочным и законопослушным гражданином заставляет его искать возможности самореализации. Он обращается к властям и там его встречают с распростертыми объятиями, но за это ему придется заплатить оставшимися принципами. Они предлагают ему сделку с дьяволом, стать иудой, сдать властям своего друга и учителя, взамен за это предательство он получает место под солнцем. Он принимает условия сделки и власти превращают его в ручную куклу-марионетку, у которой нет принципов и собственного мнения и это становиться частью процесса крушения его индивидуальности и принципов. Он становиться одной из шестеренок преступного механизма власти. Спектакль детализирует этот процесс от первых шагов до трагической финальной развязки, и здесь он визуализирует преступную технологию деградации личности. История, рассказанная в спектакле, принадлежит прошлому, но вопреки разрыву во времени и географии, она остаётся актуальной сегодня, так как морально-этическая деградация и цинизм продолжают полновластно править сегодня и люди готовы на конформизм с грязным миром преступной политики ради «благ». Этот спектакль показывает нам какую цену мы можем заплатить этот конформизм и в этом его уроки, которые должны быть усвоены, иначе эта история может повториться.
Я смотрела Конформист в камерном театре Малыщицкого четыре раза. При этом, пересмотрела фильм Бертолуччи с Трентиньяном в главной роли. И вот что скажу - Бертолуччи не смог, а Петр Шерешевский достиг той высоты, которую закладывал в свое произведение Альберто Моравиа. Важнее понять, принять и предъявить - это сделал Шерешевский. Смесь отношений души к душе, характера к характеру, поступка к поступку....В конце-концов секса и духа желания. В камерном театре места мало....и зритель был в процессе, и мысли приходили о вечном, и флюиды отношений и поступков с их непосредственной оценкой витали в воздухе совсем рядом. То есть атмосфера пропитана. Я до сих пор имею желание повторить это состояние
Итальянцы великие художники. Они придумали такое слово: кьяроскуро, игра света и тени. Давайте на ней сконцентрируемся: в купе поезда за окном бросаются друг на друга свет и тень итальянского заката; в кабинете Квадри по ходу сражения персонажей в борьбу вступают их теневые силуэты; в министерстве возникает мотив горизонтальных и вертикальных прутьев тюремной решетки, который пройдет через всю картину, через венецианские жалюзи в комнате Джулии и «зебру» на платье танцующей невесты – к клеткам Колизея в финальной сцене, где во мрак темницы уходит молодость, живое начало, поглощенное чревом старика-времени... В общем, достаточно скучные получаются описания, не правда ли? Все попытки передать смысл игры всегда такие. Достаточно просто сказать, что кьяроскуро как явление ушло из кино с приходом в кино цифровых камер. Ну а как, действительно, прикажете играть с сенсорной матрицей? Так что если хотите тонких ощущений – берите пленку. Чем больше в ней будет «брака», тем лучше: больше степеней свободы, больше непредсказуемости. Жаль, безбашенные приборы «ЛОМО» делают только фотографию, не кино.