Что будет, если не пририсовывать усы Джоконде, а сбрить их у Гитлера? Этот странный вопрос не провокация, а отправная точка спектакля Антонио Лателлы — именитого итальянского режиссера, обладателя премии Гассмана, высшей национальной премии Италии в области театра Ubu.
Спектакль «А.Г.» — переплетение литературных, визуальных и звуковых текстов. Повествование идет от Торы до Библии, от Толкиена до Чаплина и Триера, завершаясь фигурой Адольфа Гитлера.
В этом моноспектакле режиссер совместно с драматургом Федерико Беллини и актером Франческо Манетти пытается проследить путь рождения зла и добраться до самой его сути.
«Мы имеем дело с раком, поразившим Европу, изуродовавшим, опустошившим, уничтожившим ее; проникшим в сердца и умы и ставшим мыслью, политикой. Это зло, прикинувшееся разумом, убивало безжалостно. Как смог Гитлер проникнуть в сердца миллионов людей? Как могли они верить ему?»
Франческо Манетти не подражает Гитлеру, при помощи точно построенной драматической партитуры движений он воплощает само существо зла. На сцене минимум декораций: манекен, два ведра и ватман. С внешнего, самого страшного символа XX века — гитлеровских усов, которые он сам называл «мухой под носом», — создатели спектакля смещают акценты на нечто более личное, человеческое, глубинное — всепроникающую природу зла.