Драматический |
16+ |
Никита Кобелев |
19 сентября 2014 |
3 часа 15 минут, без антракта |
Настоящее событие в театральной жизни Москвы! Спектакль-променад-"бродилка в 10 заповедях". Порой смешно, местами грустно и очень серьезно, но ни капли не скучно! Спектакль захватывает формой и содержанием с первой секунды - как настоящий триллер - и не отпускает до самого конца. Срочно смотреть всем! История Сретенки в судьбах реальных людей, современные вербатимы, связь времен - все это гармонично переплелось в очередном шедевре режиссера Никиты Кобелева и драматурга Саши Денисовой. Браво!
Театр на Сретенке уже не тот, что раньше. Это уже не филиал Театра им. Маяковского, а вполне самостоятельная площадка, на которой, после долгожданного открытия, идут новые, заслуживающие внимания спектакли. Таков, например, «Декалог» – спектакль, который сами создатели (режиссер Никита Кобелев, драматург Саша Денисова и автор идеи Миндаугас Карбаускис) ласково назвали «бродилкой в десяти заповедях».
Ассоциативно сразу же вспомнился популярный в Европе жанр site specific, где зрители порой попадают в самые неожиданные и даже экстремальные ситуации в самых необычных местах (в альтернативных, нетеатральных пространствах – заводах, заброшенных помещениях, фабриках и тп). Но так как нежная, неподготовленная психика российских театралов вряд ли выдержит такие издевательства над нервной системой как в Европе, «Декалог» в Театре Маяковского – увлекательный спектакль-променад, где зрителям при входе раздают программки с буквенным указанием маршрута (публика делится на две части и каждая идет путешествовать по театру со своим гидом), а во время одной из сцен даже угощают теплым чаем. Атмосфера здесь уютная, домашняя и доброжелательная, зрителей водят по всему помещению театра: подсобки, лестничные пролеты, холл, фойе, репетиционный зал – другой возможности погулять по театру изнутри может и не представиться.
Для меня «Декалог» оказался спектаклем о том, как важно сохранить историческую память. Как важно знать, кто ты, осознавать все свои поступки и действия, не быть безразличным к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после.
Формально, в спектакле есть сквозная сюжетная линия – некая девушка-риелтор (Юлия Соломатина) приезжает осмотреть (чтобы выставить на продажу) квартиру на Сретенке, где живет интеллигентная пожилая женщина (Людмила Иванилова). Женщина всю жизнь ведет дневник, где описывает происходившее ранее в этом месте Москвы, вспоминает историю, Петра Первого и «колдуна» Якова Брюса, Сухаревскую башню и историю создания Сретенского монастыря, доктора Чехова, писавшего здесь свои ранние рассказы, и много-много других интересных фактов.
Сретенка (и, соответственно, квартира здесь) дорога пожилой рассказчице тем, что это – ее юность, жизнь, воспоминания, все тщательно оберегаемое, бесценное, милое сердцу. Но молодую внучку (Анастасия Цветанович) не интересует ни история жизни бабушки, ни история улицы – главное, что жилье в центре Москвы считается элитным и быстро найдет своего покупателя. А бабушка может пожить и на Юго-Западной.
Основную сюжетную линию дополняют многочисленные рассказы, записанные коллективом студии-off и художественно обработанные драматургом Сашей Денисовой, а также музыкальное сопровождение – Josef van Wissem & Jim Jarmusch, Nina Simone, Daft Punk и пр. + выступление в финале молодого коллектива Fire Granny (актеры Маяковки – Павел Пархоменко, Олег Гурин, Алексей Золотовицкий).
В итоге «Декалог» получился спектаклем, состоящим из пролога и 10 самостоятельных мини-спектаклей, сцен из жизни и о жизни сквозь призму ветхозаветных «Моисеевых» заповедей: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не произноси имени Господа всуе, не желай ничего, что у ближнего твоего, помни день субботний, почитай единого истинного Бога.
Тут тебе и воспоминания, и НКВД, и 1937 год, и проблема «отцов и детей», и бытовые измены, и экскурсы в историю Москвоведения. Огромное количество судеб за три с половиной часа, рассказов о жизни и смерти, любви и ненависти, похоти и смирении.
Конечно, для просто увлекательного театрального квеста в «Декалоге», на мой взгляд, слишком серьезная основа – это развлечение «с отягчающими», смысловой нагрузкой. Слишком концентрированное действие, информативность, большое количество персонажей и историй, постоянная смена времени и места действия – все это выводит спектакль из «просто для души» в ранг «для ума и сердца».
В любом случае, получилось пусть и немного утомительно, но хорошо и необычно.
После посещения данного спектакля остался плохой осадок…
А веть прекрасная идея, спектакль идёт по всему театру, зрители переходят из одного помещения в другое и там наблюдают следующую сцену. Многие актёры задействованы в разных сценах в разных амплуа, и на них можно взглянуть под другим углом.
К игре актёров никаких претензий, очень понравились.
Но вот содержание…
Спектакль, по библейским заповедям. И хорошие задумки, подача, через рассказ давней жительницы Сретенки (главная улица, в переулке которой расположен театр), о людях и событиях провести зрителей по заповедям. И что мы видим, за исключением пары сцен, постоянное - "страна где половина сидела - половина сторожила", "Лубянка", "расстрелы/репрессии", "новый 37-й", "Сталин - кровавый тиран", "Менты-скинхеды", глупые анекдоты про сокращение расходов на здравоохранение, Санкции + стандартные наезды на РПЦ и т.п. "мантры" наших любимых либералов. Такое ощущение, что не на спектакль пришёл, а попал на эфир "Эха Москвы", или теле-канала "Дождь" с очередным обличением "кровавого режима".
Сожалею о потраченом выходном.
●Прелюбодеяние в подсобке и другие грехи●
«Декалог» ― спектакль в модном формате site specific, причём возведённом в квадрат, потому что важную роль здесь играет не только пространство театра, но и район Москвы, в котором он находится. Но пойдём по порядку.
●
Сретенка может похвастаться рекордным для Москвы количеством переулков: улица протяженностью 800 метров имеет 16 ответвлений! Хочется сравнить с позвоночником и рёбрами ― и всю эту «анатомию» создатели постановки детально исследовали, обнаружив множество интересных историй.
●
Истории эти ― иллюстрации 10 смертных грехов ― отряхнули от пыли, переосмыслили и перенесли в здание театра Маяковского. Каждая происходит в своей (неожиданной) локации: фойе театра, зрительный зал, лестницы, многочисленные подсобки и даже, прости господи, гардероб по соседству с мужским туалетом. В общем, здесь сыграли свою роль практически все пространства ― даже те, куда обычно зрителю вход закрыт.
●
Три с лишним часа без антракта ― за это время гости увидят Петра I в Сухаревой башне, бизнес-ланч Медеи на Сухаревке, Чехова и падших женщин в Последнем, клинику на Сретенке, субботнюю репетицию в Пушкарёвом, историю внуков и дедов в Колобовском, бабушку с квартирой в Костянском, допрос на Лубянке, безбожников в Сретенском монастыре и страшный суд на Трубной.
●
Рассадка везде свободная (по принципу «кто первый дошёл ― тот в первом ряду»), актёры в активное взаимодействие со зрителем не вступают, а особого внимания заслуживают обозначения грехов, которые в этом спектакле-бродилке превратили в дорожные знаки.