Колдуны, путаны, хипстеры и Петр I в променад-спектакле о Сретенке

К открытию Филиала на Сретенке Маяковка подготовила свой променад-спектакль. Под руководством Саши Денисовой, написавшей по случаю фантасмагорическую документальную историю Сретенки, актеры исследовали окрестности улицы с диктофонами в руках, а Никита Кобелев распределил повествование о «битве за человеческую душу» по всему зданию. В буфете, гардеробе и служебных помещениях, помимо прочего, анонсированы contemporary dance, светящиеся женщины и костюмированные императоры.

Место проведения

Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке
Потайная сцена Маяковки — в подвале жилого дома на Сретенке
Здание сто лет назад спроектировали братья Веснины, и хоть от их замысла остались только подвальные своды (в остальном в итоге получился вполне заурядный многоквартирный жилой дом), — именно под ними и происходило самое интересное. До Второй мировой тут гнездились студии Малого театра, а после войны — Театр им. Станиславского, который драматический. Сейчас здесь — сцена-трансформер, то есть универсальная площадка с мобильным выдвижным зрительным залом. Аналогов немного: малая сцена «Современника», «Актовый зал» в «Фабрике» и самый технологически продвинутый пример — блэкбокс Центра им. Мейерхольда. Значит, в Москве стало одной фестивальной площадкой больше. Проект разработал Сергей Куцевалов — тот самый сценограф и архитектор, чья конструкторская мысль подарила городу, например, благородные интерьеры «Студии театрального искусства» и Театра наций. Помимо обнаженных белокирпичных стен, всевозможного антиквариата и эргономичных конструкций из самых настоящих рельс, «Сцена на Сретенке» может похвастаться мини-статуэтками артистов труппы (вместо портретов), плазменными панелями и изящным подъемным механизмом для инвалидов.
касса +7 (499) 678 03 04
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Декалог»

Фото Анна К
Фото Анна К
отзывы: 54
оценки: 264
рейтинг: 149
9

Настоящее событие в театральной жизни Москвы! Спектакль-променад-"бродилка в 10 заповедях". Порой смешно, местами грустно и очень серьезно, но ни капли не скучно! Спектакль захватывает формой и содержанием с первой секунды - как настоящий триллер - и не отпускает до самого конца. Срочно смотреть всем! История Сретенки в судьбах реальных людей, современные вербатимы, связь времен - все это гармонично переплелось в очередном шедевре режиссера Никиты Кобелева и драматурга Саши Денисовой. Браво!

4
0
...
30 сентября 2014
Фото Екатерина Писарева
Фото Екатерина Писарева
отзывы: 33
оценки: 61
рейтинг: 37
7
"Бродилка в десяти заповедях", или Как важно сохранить историческую память

Театр на Сретенке уже не тот, что раньше. Это уже не филиал Театра им. Маяковского, а вполне самостоятельная площадка, на которой, после долгожданного открытия, идут новые, заслуживающие внимания спектакли. Таков, например, «Декалог» – спектакль, который сами создатели (режиссер Никита Кобелев, драматург Саша Денисова и автор идеи Миндаугас Карбаускис) ласково назвали «бродилкой в десяти заповедях».
Ассоциативно сразу же вспомнился популярный в Европе жанр site specific, где зрители порой попадают в самые неожиданные и даже экстремальные ситуации в самых необычных местах (в альтернативных, нетеатральных пространствах – заводах, заброшенных помещениях, фабриках и тп). Но так как нежная, неподготовленная психика российских театралов вряд ли выдержит такие издевательства над нервной системой как в Европе, «Декалог» в Театре Маяковского – увлекательный спектакль-променад, где зрителям при входе раздают программки с буквенным указанием маршрута (публика делится на две части и каждая идет путешествовать по театру со своим гидом), а во время одной из сцен даже угощают теплым чаем. Атмосфера здесь уютная, домашняя и доброжелательная, зрителей водят по всему помещению театра: подсобки, лестничные пролеты, холл, фойе, репетиционный зал – другой возможности погулять по театру изнутри может и не представиться.

Для меня «Декалог» оказался спектаклем о том, как важно сохранить историческую память. Как важно знать, кто ты, осознавать все свои поступки и действия, не быть безразличным к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после.
Формально, в спектакле есть сквозная сюжетная линия – некая девушка-риелтор (Юлия Соломатина) приезжает осмотреть (чтобы выставить на продажу) квартиру на Сретенке, где живет интеллигентная пожилая женщина (Людмила Иванилова). Женщина всю жизнь ведет дневник, где описывает происходившее ранее в этом месте Москвы, вспоминает историю, Петра Первого и «колдуна» Якова Брюса, Сухаревскую башню и историю создания Сретенского монастыря, доктора Чехова, писавшего здесь свои ранние рассказы, и много-много других интересных фактов.
Сретенка (и, соответственно, квартира здесь) дорога пожилой рассказчице тем, что это – ее юность, жизнь, воспоминания, все тщательно оберегаемое, бесценное, милое сердцу. Но молодую внучку (Анастасия Цветанович) не интересует ни история жизни бабушки, ни история улицы – главное, что жилье в центре Москвы считается элитным и быстро найдет своего покупателя. А бабушка может пожить и на Юго-Западной.

Основную сюжетную линию дополняют многочисленные рассказы, записанные коллективом студии-off и художественно обработанные драматургом Сашей Денисовой, а также музыкальное сопровождение – Josef van Wissem & Jim Jarmusch, Nina Simone, Daft Punk и пр. + выступление в финале молодого коллектива Fire Granny (актеры Маяковки – Павел Пархоменко, Олег Гурин, Алексей Золотовицкий).
В итоге «Декалог» получился спектаклем, состоящим из пролога и 10 самостоятельных мини-спектаклей, сцен из жизни и о жизни сквозь призму ветхозаветных «Моисеевых» заповедей: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не произноси имени Господа всуе, не желай ничего, что у ближнего твоего, помни день субботний, почитай единого истинного Бога.
Тут тебе и воспоминания, и НКВД, и 1937 год, и проблема «отцов и детей», и бытовые измены, и экскурсы в историю Москвоведения. Огромное количество судеб за три с половиной часа, рассказов о жизни и смерти, любви и ненависти, похоти и смирении.
Конечно, для просто увлекательного театрального квеста в «Декалоге», на мой взгляд, слишком серьезная основа – это развлечение «с отягчающими», смысловой нагрузкой. Слишком концентрированное действие, информативность, большое количество персонажей и историй, постоянная смена времени и места действия – все это выводит спектакль из «просто для души» в ранг «для ума и сердца».

В любом случае, получилось пусть и немного утомительно, но хорошо и необычно.

2
0
...
24 ноября 2014
Фото Валентин_Н
Фото Валентин_Н
отзывы: 28
оценки: 80
рейтинг: 22
3

После посещения данного спектакля остался плохой осадок…

А веть прекрасная идея, спектакль идёт по всему театру, зрители переходят из одного помещения в другое и там наблюдают следующую сцену. Многие актёры задействованы в разных сценах в разных амплуа, и на них можно взглянуть под другим углом.
К игре актёров никаких претензий, очень понравились.
Но вот содержание…
Спектакль, по библейским заповедям. И хорошие задумки, подача, через рассказ давней жительницы Сретенки (главная улица, в переулке которой расположен театр), о людях и событиях провести зрителей по заповедям. И что мы видим, за исключением пары сцен, постоянное - "страна где половина сидела - половина сторожила", "Лубянка", "расстрелы/репрессии", "новый 37-й", "Сталин - кровавый тиран", "Менты-скинхеды", глупые анекдоты про сокращение расходов на здравоохранение, Санкции + стандартные наезды на РПЦ и т.п. "мантры" наших любимых либералов. Такое ощущение, что не на спектакль пришёл, а попал на эфир "Эха Москвы", или теле-канала "Дождь" с очередным обличением "кровавого режима".

Сожалею о потраченом выходном.

1
0
...
24 ноября 2014
Фото Anton Koshelev
Фото Anton Koshelev
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
Что это было
3

Был на спектакле в 2015 г. Пришло время опубликовать недописанный отзыв..

В какой-то момент «Декалога» стало понятно, что новый ремонт сцены на Сретенке, который, кстати, заключается, кажется, исключительно в покраске стен в белый цвет, привлекает гораздо больше внимания чем то, что на этой самой сцене происходит на протяжении трёх с половиной часов.

Количество текста и информации, выливающейся на зрителя в течении спектакля в виде теряющих на пол пути свою форму историй, настолько велико, что мозг начинает сдаваться при попытке её усвоить и соотнести с происходящем на сцене. Если бы не приходилось то и дело переходить с места на место, всякий раз пытаясь пристроиться на редкие стулья возле эпицентра событий, то воспринимать происходящее было бы совсем тяжело, возможности пройтись по подвалу театра к новой локации представляется хорошим средством перевести дух перед очередной, засасывающей как в болото историей. Хорошо, что в руках есть маршрут с указанием того, к какой заповеди будет относиться происходящее: частенько ловишь себя на мысли, что связь рассказа героя с тематикой греха либо более чем условна, либо успевает потеряться среди раздутого сценария, слушать бесконечные истории к середине показа становится на столько скучно, что с надеждой смотришь на следующий пункт маршрута. Для чего герои столько говорят, понять не представляется возможным, но интерес к их рассказам начинает теряться прямо пропорционально прошедшему времени от начала спектакля, особенно когда понимаешь, что необходимость вникания в суть того, о чём они говорят не принесёт тебе никакой пользы – через 20 минут всё начнётся заново, только с другой мебелью, но при тех же белых стенах, и, возможно, при небольшом развитии событий, хотя последнее – если очень повезёт.

Видимо нет никакой возможности сегодня, говоря хотя бы даже отдалённо на библейские темы, удержаться современному драматургу от примитивного кощунства, которое последний пытается использовать как уместную и остроумную шутку. Кстати говоря, мультипликация с историей Сретенского монастыря и нашествием Тамерлана остаётся чуть ли не единственным исторически позитивным рассказом из всего потока 200-минутного празднословия. Да и тот, «украшен» по-невзоровски гнусной задумкой с анимированной иконой.

Какой-то надрыв и сопереживание удаётся ощутить в рассказе гипперактивной барышни за решёткой. Правда её первые 10 минут выступления без лишних натяжек напоминает stand-up из Comedy. Аудитория раскачивается, откликаясь жидкими смешками на барышнины скабрезности, которые она со знанием дела разбавляет подъездными матюгами. С появлением комиссара, оттарабанившего с какой-то неимоверной скоростью свою роль, все немного замирают вместе с отрепетированным плачем постепенно намокающей героини, которая балансируя на грани наигранного раскаяния, сдаёт фамилии своих подруг человеку в кожаной куртке. Допустим. Ложное свидетельство вполне удалось, но хочется в 10 одноимённых раз больше.

Зарисовка с актрисой из Кировограда, бойко выпевающей по-немецки страдает навязчивым интерактивом уродливой формы с внезапным падением на ничего не подозревающую публику, расположившуюся при очередном переходе в первых рядах. Видимо, господин Кобелев считает этот эпизод важным штрихом, который должен наделить пресный сценарий очередного рассказа щекочущим послевкусием. Но едва ли это достигает своей цели, скорее заставляет зрителя ощутить беспокойство за свою судьбу в следующей сцене. Такое же ощущение испытываешь за некоторое время до этого: гранёный стакан тюремной клетки невольно обретает свою сущность в пивном бокале в руках правнука сталинского палача – неровен час, и интерактив доберётся здесь и до тебя. Но, кажется, в этот раз всё обошлось...
дальше описывать происходящее сил уже не было

0
0
...
17 января 2020
Фото Анастасия В.
Фото Анастасия В.
отзывы: 7
оценки: 20
рейтинг: 9
7

Театральная бродилка как альтернатива уроку Москвоведния.
Никита Кобелев и Саша Денисова рассказывают историю Сретенки и окрестностей, определив для каждой исторической "достопримечательности" района (Сухарева башня, публичные дома вокруг нынешней Трубной и тд) одну из 10 заповедей.
Спектакль-променад не даёт зрителям соскучиться, действие (как и зритель) постоянно перемещается, актёры разворачивают свои сцены то в буфете, то в фойе, а то и вовсе в служебных помещениях театра. Артисты идеально справляются с задачей авторов соединить в драматургии художественную часть с документальной - в каждом современном персонаже узнаётся образ из твоего окружения, а секреты и призраки из прошлого почти натурально тянут к тебе руки из подвалов. Невольно задумываешься о том, насколько велико влияние былых событий на нашу сегодняшнюю реальность.

0
0
...
20 ноября 2017
Информация от организатора
Информация предоставлена Театром им. Маяковского
Спектакль о нравственных нарушениях будет проходить в буфете, гардеробе, фойе, а также на лестницах, на складе и в других служебных помещениях Сцены на Сретенке. В спектакле-променаде тема современных грешников объединена с историей и географией района Сретенки: в этих переулках крали, убивали, отрекались, предавали, видели чудеса — и любили. Пьеса написана Сашей Денисовой вокруг вербатимов, принесенных актерами-студийцами Студии OFF, первой студии документального театра при репертуарном театре. В студии актеры учились брать вербатимы, сценки из жизни, а также исследовали Сретенку — в книгах и ногами. Из монолога своего персонажа актеры вдруг оказываются в художественном сюжете, где приходится решать нравственные вопросы. А вопросы такие: нравственно ли предать подругу за разговором в курилке, можно ли убить человека, если тот наступил тебе в метро на ногу, как мстят за измену новые московские Медеи, что делать, если ты классный парень, а твой дед был сталинским палачом, как ухаживать за больной матерью, если она тебя не растила? Главная героиня «Декалога» — пожилая жительница Сретенки. Уходящая натура, она помнит, как под Сухаревой башней проезжал трамвай. Она последняя, кто остался, — все квартиры скуплены: элитный район. В пьесе старушка ведет сретенский дневник, где в причудливой форме переплетаются исторические обитатели этого района и сегодняшние ситуации: Петр I и его советник, русский Фауст, ученый и колдун Яков Брюс, древнерусские дружины и хипстеры в кондитерской, Чехов и падшие женщины, обитавшие в борделях Трубной, свечницы и оторвы с татуировками. «Декалог» — это соединение художественных сцен и дока, фантастики и реализма. Это принципиально новая работа с вербатимом — здесь он только инструмент в фантастическом променаде, который выстраивает режиссер Маяковки Никита Кобелев.