Москва

Спектакль
Парки и сады

Постановка - Post
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Необратимый крах естественного человека глазами Волкострелова — Пряжко

Тандем молодых режиссера и драматурга Дмитрия Волкострелова и Павла Пряжко уже превратился в самостоятельных бренд. Покоряет желание тридцатилетних думающих людей найти форму, адекватную тому периоду доминирующей «цифры», в котором нынче «все течет». Формы Волкострелов не оттачивает, но это не главное. Главное — суть, и ее он в соавторстве со своим белорусским приятелем умудряется ухватить. В центре новой пьесы Пряжко — два героя, отец и сын. Ну и, как положено, их конфликт, весьма своеобразный и современный. Отец пытается разгадать тайну садовой скульптуры пионера, который, если нажать на кнопку, принимается петь «Взвейтесь кострами», а также тайну мертвенной правильности парка вообще. Этому порыву естественного человека к природе как таковой противостоит сын и девушка-хранительница парка, которая то и дело возникает перед дотошным и упертым отцом. Заканчивается все печально для отца, хотя и не однозначно. Но самое интересное не в этом, а в том ходе, который придумал режиссер: публика рассаживается под тремя тентами в Ахматовском саду, при этом каждый зритель утыкается в два телеэкрана, один из которых транслирует мир глазами отца, другой — авторские (Пряжко — Волкострелова) комментарии и мир без отца. Есть еще четвертый тент, под которым существуют артисты и человек с камерой. Фишка в том, что реальность спектакля целиком складывается из множества лоскутков исключительно в сознании каждого зрителя, но при этом есть режиссерский ключ к происходящему — песня Джеймса Блейка «There’s a Limit to Your Love».

  • Парки и сады – афиша
  • Парки и сады – афиша
  • Парки и сады – афиша
  • Парки и сады – афиша
  • Парки и сады – афиша
Драматический
18+
Дмитрий Волкострелов
1 час

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
30 августа 2014
Видеоспектакль про будни робота-андроида

На газоне сквера возле Музея Ахматовой расставлены тенты, прикрывающие от обыденного питерского дождя столики с телевизорами и кучи проводов, — со стороны все это выглядит точь-в-точь как лагерь съемочной группы на выезде. Только вместо режиссерской группы под тентами этими рассаживаются и надевают наушники зрители, чтобы полтора часа вместе с закатом наблюдать за тем, как в прямом эфире на экранах рождается кино про человека, который стал роботом.

Словосочетание «Волкострелов ставит Пряжко» к настоящему моменту, в общем-то, стало квинтэссенцией отечественного постдраматического театра, формулой мимикрии евроавангарда в здешних широтах. Понятно, что минималист Дмитрий Волкострелов ставит не только пьесы экспериментатора Павла Пряжко, а аудиовизуальными инсталляциями на территории театра занимается не один Волкострелов, но сдетонировали на этом поле именно опусы петербургско-минского тандема: пятиминутный «Солдат» в Театре.doc и бессюжетное комментированное слайдшоу «Я свободен» в театре Post.

«Парки и сады» написаны будто для большой академической сцены: декорации должны изображать живописные парковые ландшафты недалекого будущего, среди которых герои наблюдают видеолекции, обмениваются редкими репликами, а бездействие их сменяется комичными погонями; да и ненормативной лексики здесь практически нет. Вот только основная часть действующих лиц в пьесе — роботы и киборги, а главный герой — механизированная реинкарнация отошедшего в мир иной пенсионера. В этом и есть суть экзистенциальной коллизии: человек после смерти обретает вечную жизнь в титановом теле и с набором алгоритмов вместо души.

Команда Post вместо декораций использует натуральный сад в черте города, а сценой служат экраны телевизоров, на которых в сопровождении титров транслируется все то, что видит (то, что под одним из тентов снимает оператор) главный герой. А видит он примерно одно и то же: уставшего от отцовского неадеквата сына; лицо следящей за дисциплиной в парке девушки; гоняющихся за ним после очередного нарушения порядка роботов-охранников; видеолекции об искусстве создания парков и садов; и, конечно, зеленое однообразие окружающего ландшафта. Лоску великой безысходности придает звучайщий летмотивом Джеймс Блейк.

Театральный метод под условным названием «снимается кино» как будто буквально позаимствован у королевы медиатеатра Кэти Митчелл, а престарелые телевизоры с наушниками переехали сюда, кажется, прямиком из шедевра Post «Shoot/ Get treasure/ Repeat»: и то, и другое скорее закономерно, нежели удивительно. Другое дело обаятельная условность в виде миниатюрных игрушечных роботов и нарочитый лоу-фай в потрескивании звукового сигнала и помехах изображения: небуквальная ирония Пряжко удивительным образом отозвалась как раз в этом технологически буквальном ретрофутуризме. И если бы тот же лоу-фай не сыграл с постановщиками злую шутку, и видео то и дело не пропадало; если бы актеры владели вполне себе драматическим мастерством разбора текста, а видеолекции не напоминали так явственно ведущих войну с телесуфлером ведущих канала «Дождь»; если бы стучащих зубами к финалу зрителей по примеру Rimini Protokoll предупреждали одеться потеплее, — то да, ничто не стало бы преградой к погружению в самую тонкую и тихую театральную антиутопию нового времени. Впрочем, рецензия написана по следам тестового показа, и с приходом осени есть все шансы застать в сквере между Литейным и Фонтанкой новое постдраматическое чудо уже без всяких оговорок.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все