Москва
6.6

Фильм
Петровы в гриппе

Petrov's Flu, Россия, Франция, Швейцария, Германия, 2021Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Главный русский роман 2010-х от главного русского режиссера 2010-х

Автослесарь-художник Петров, его бывшая жена-библиотекарша и школьник-сын накануне Нового года заболевают гриппом и передвигаются по Екатеринбургу, как Улисс по Дублину. Роман нарочно написан так, что и читатель чувствует себя будто бы в гриппозном бреду, поэтому пересказать сюжет довольно сложно, да и не нужно: зачем портить удовольствие, объясняя, как в этой книге Аид встречается со Снегурочкой. Главный русский роман 2010-х в руках у главного русского режиссера 2010-х. Семья Петровых в гриппозном бреду плетется туда-сюда по предновогоднему Екатеринбургу, где уральский алкоголизм смешивается с древнегреческой трагедией, и вообще все оказывается переплетено — это, можно сказать, анти-«Елки», которых мы действительно заслужили. От перечисления актеров, как от легкой болезни, тоже приятно укачивает: Хаматова, Колокольников, Дорн, Трибунцев, Ауг и даже екатеринбургский театральный режиссер Николай Коляда.

  • Петровы в гриппе – афиша
  • Петровы в гриппе – афиша
  • Петровы в гриппе – афиша
  • Петровы в гриппе – афиша
  • Петровы в гриппе – афиша
Фантастика, Драма
18+
Кирилл Серебренников
9 сентября 2021
2 часа 25 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кирилла Серебренникова

Участники

Материалы о «Петровы в гриппе»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
9 августа 2021
Сюр из избы

Удивительно, но новый фильм Кирилла Серебренникова, чем‑то походит на «Французский вестник». Это вновь декоративное искусство: здесь в каждом кадре столько деталей, что разглядеть и осознать их все во время суетливого фестивального показа не представляется возможным.

Сюжет не имеет смысла пересказывать — многие и так читали книгу, к тому же здесь так до конца и непонятно, что же происходит в фильме на самом деле, а что лишь чудится. Скажем лишь, что главные герои — обычная и престранная одновременно семья Петровых (Семен Серзин, Чулпан Хаматова и юный непримелькавшийся актер Владислав Семилетков в роли их сына), которая, нарушая все заветы папы из «Простоквашино», одновременно и вместе болеет гриппом и сходит вместе с ума. Их психоделические галлюцинации оказываются столь крепко переплетены со знакомой им провинциальной обыденностью, что отличить одно от другого уже ни у кого не получится.

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова утомляют, как и «Французский вестник», от них точно так же болит голова. Но зрительская усталость эта иной природы: данная картина воспринимается как какая‑нибудь простуда, от которой вроде ни горячо, ни холодно (в смысле, ни жара, ни озноба) — так, течет что‑то и течет, превращаясь в хроническое заболевание. С этим хроническим надо бы что‑то делать, да все никак руки не доходят — а что есть наша жизнь, как не хроническое заболевание? Сентенция в духе высокопарного Гаспара Ноэ, но и пусть, Серебренников тем же балуется, что и француз в «Экстазе» и «Вечном свете» — по всему фильму расклеены бумажки с надписями или просто граффити, которые никак не связаны с происходящим.

Вот такова и новая картина режиссера, явным образом пострадавшего от рук российской превратной действительности, но не оставившего попытки эту самую действительность описывать и превращать в веселый карнавал. Это кино очень длинное, даже мучительно продолжительное — два с половиной часа, и ни про одну из частей его нельзя сказать, что она совершенно неотъемлема и прямо вот необходима. Ни одно из сюжетных событий не происходит на самом деле — все это мифология, чушь, горячечный бред. И в то же время этот бред не так уж фантасмагоричен, чтобы все списать на причуды сна в зимнюю ночь. Наверное, точнее описания для нашего с вами удручающего быта и не подобрать — все это словно не на самом деле, как будто не своей жизнью живем, но это, к сожалению, печальная явь без конца и края.

Отрицая реализм, Серебренников при этом ближе всех предшественников подбирается к тому, чтобы точнейшим образом зафиксировать русский мир во всем его однообразии, вне рамок времени и места. В фильме показывают сразу несколько эпох, и наши дни, и советские, но особой разницы между тем и этим все же не наблюдается — хтонь и хмарь одна и та же.

Матрица поломалась давно, уж явно до рождения нас и наших отцов и дедов — поэтому Серебренников так глубоко во второй половине уходит во флешбэк, показывает нам всю предысторию несчастной советской Снегурочки из ТЮЗа (Юлия Пересильд), что когда‑то поразила на предновогодней елке грипповавшего еще в детстве Петрова. У нее рука была холодная, словно она и в самом деле сделана была из снега (а на самом деле это Петров просто температурил). То чудесное появление сказки в жизни впечатлит главного героя так сильно, что мы еще несколько раз увидим ту же самую сцену с разных ракурсов — это возвращаясь к ощущению, которое оставляет фильм, будто он какой‑то очень уж длинный и мог бы быть короче где‑то на час. На самом деле избыточный хронометраж призван для того, чтобы вызвать физиологическое ощущение у зрителя, что это он заболевает вместе с героями, проваливается куда‑то за грань осознанности, думает по кругу одни и те же навязчивые мысли (в смысле, пересматривает одни и те же сцены). Мама, мы все тяжело больны.

Погрузившись так глубоко в подсознание русского народа, Серебренников не намерен к финалу фильма выбираться на берег. Все закончится тем, что из гроба восстанет труп (рэпер Хаски) и побредет по припорошенной снегом России куда‑то из ниоткуда в никуда. И это сильный жест, причем, вероятно, фак — в сторону всевозможных власть предержащих. Опять же, средний палец вытянут на сильно дрожащей руке — все же Серебренникову по-прежнему, как и в предыдущих картинах, регулярно отказывает чувство вкуса, он начинает корячить из себя пророка в своем отечестве, разбрасывается банальностями и так далее.

Но, наверное, он и вправду один такой из оставшихся, режиссер, который по-прежнему способен снимать на каннском уровне. И это уже дает надежду тем, кто, как и сам Серебренников, живет в России: однажды мы из всего этого наконец выберемся, Россия воспрянет ото сна — и нам будут рукоплескать Канн и весь калифорнийский берег.

10
5

Отзывы

10
Пользователь Афиши №4949572
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 8
9 сентября 2021
Шедевр для тех, кто понимает

Поймут не все, но это однозначно шедевр. Я рада, что в наше время ещё могут снимать достойные фильмы

11
3
10
Пользователь Афиши №4653764
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 7
11 сентября 2021

Фильм, который хочется пересмотреть, обсудить, обдумать. Благодарствую, Серебренников, вам удалось.

7
0
5
Пользователь Афиши №4485799
20 отзывов, 20 оценок, рейтинг 110
10 сентября 2021
Прочесть. Посмотреть. P.s. Не шедевр, как многие малюют.

Перегиб в хтонической системе иллюстрации русского бытия - это лишь малая часть, что не дала мне поставить фильму положительную оценку. Уж такого жгучего средневековья, не побоюсь этого слова, примерно в наши дни(+/-5-10 лет) наворотили, что не верится в такой быт Петровых на фоне мобильных телефонов(с реквизитом прямо перестарались). Далее: рваное повествование мы любим и давно уже к нему привыкли, но здесь слишком «шов виден». Куча пестрых мелочей в кадре, которые того и гляди - ускользнут, разные «второстепенные люди», играющие свои роли юродивых прохожих, - очень напоминает и Муратову нашу Киру, и Германа-не побоюсь -старшего, ещё «Последняя сказка для Риты» промелькнула в голове, но сравнение не в плюс, потому что ощущается как отсылка, читай пародия. Витиеватые диалоги, наигранность героев, чрезмерная попытка комизма (в частности, в сцене, где боксирует Петрова) и на этом фоне сурьёзно и вдумчиво играющая Пересильд - нелепый контраст. Совет для тех, кто не читал, сделать это перед просмотром, обезопасите себя от чрезмерного хаоса в голове(хаос в книге более удобоваримый, да и художественно более качественный, на мой личный вкус). Но воскрешение детских переживаний Петрова в каскаде воспоминаний очень гармоничны и мне кажется, ими залюбовались все в зале, будто дышать перестали). Ну и шутейка в конце фильма, прилетающая от «жуткой» кондукторши едва вернувшемуся с того света Хаски в формате «за проезд оплачиваем», сопровождаемая гомерическим смехом, возвращает нас к реальности уже не то, чтобы того, Петровского мира, а прямо нашего с вами, где ты либо умер, либо обрызганный грязью из-под колёс автобуса, замёрзший, фрустрированный, скорей расплачивайся за привилегию быть живым.

6
0
8
likeaweb 2
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
18 сентября 2021
Советую к просмотру.

Отличная актерская составляющая, неплохо прописанные герои и приятная картинка, радуют глаз. Все что я могу сказать - в России хорошо снимают фильмы про чернуху, данная работа Серебренникова мне очень понравилась.

2
0
1
Vitaliy Utkin
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
17 сентября 2021

Если отходы нефтепродуктов сливаются в реку или в море — каждый понимает губительность этого процесса. Но если излучаются чёрные, как нефть, эмоции злобы, агрессии, ненависти человеческим сознанием в окружающее пространство, — то это ведь серьёзный механизм разрушения душ людей.

И ведь homo erectus’ы могут быть убеждены, что так и надо.
Оправдывается деятелями искусства и пьянство, и любые другие пороки и преступления на сцене.

Очень важно понять, что разрушение стереотипов и шаблонов поведения — не приведут к Совершенству души.
Да, чистоту души нужно взращивать, а это потребует усилий!

Каждый живущий на Земле человек должен принять на себя ответственность за то состояние души, в котором он живёт, которое дарит окружающим душам!

И тогда, быть может, изменилось бы многое. Перестали бы люди тратить жизни на воспроизводство того, что губит человечество. Стал бы понятен механизм возникновения войн, терроризма. Перестали бы люди учить детей ненавидеть и убивать: например, перестали бы делать компьютерные игры, в которых учат стрелять и уничтожать, перестали бы заполнять экраны телевизоров и кинотеатров, страницы романов — сценами насилия, криков и убийств. Ведь это всё как раз есть то, что более всего отравляет не только здоровье, но судьбы и конкретных детей, и будущих поколений!

Пусть бы красота Земли и созидательный труд, гармония и чистота — стали нравственными ориентирами!

* * *

Искусство может и должно играть значительную роль в процессе позитивной эволюции сознаний. Но всегда ли это происходит в действительности?

К примеру, те телевизионные фильмы и спектакли, в которых «смакуются» насилие и убийства, где это утверждается как «естественный» образ жизни, и это запечатлевается молодыми душами в качестве нормы поведения… — действия создателей и распространителей произведений такого антиискусства следует признать преступными — пред человечеством.

И встаёт вопрос: каковы здесь могут быть объективные критерии для оценки?

К примеру, ведь так часто сумасшедшие пытаются самовыражаться через средства искусства! И они могут делиться с другими людьми своими болезненными переживаниями весьма сильно! Таких случаев довольно много.
А как часто в произведениях искусства выражаются болезненно депрессивные или агрессивные состояния авторов! Куда они ведут зрителей или слушателей? — В сторону огрубления души с её падением в тёмные слои после развоплощения (это и есть ад).

Есть примеры и не из психопатологии, а проще. Вспомним, абстракционистов!

Как отличить субъективные факторы, влияющие на оценку того или иного новшества или конкретного произведения искусства, — от объективных? Как их различить?

Самый главный принцип — необходимость следования путём утончения сознания (интуитивный способ: вызывает ли покой рассматриваемое искусство?)

Для утончения души в пределах физического плана, надо уйти от той грубости, в которой живёт большинство людей.

При помощи искусства можно стимулировать и интеллектуальный процесс. Продумаем сами: как это можно сделать?

Проще всего настроить душу — путём эмоциональной сонастройки с тем тончайшим, что мы можем найти в природе. Например, самые тонкие состояния нам дарит восход утреннего солнышка и свои первые лучи в дымке тумана опускает на воду, на травку, на цветы, на листочки — какие изумительно тонкие состояния дарит нам в эти минуты природа!

На фоне проявления гармоничных отношений мы можем весьма успешно осваивать такие ценнейшие качества, как эмоциональные ласковость, нежность, «обратную связь» с партнёром и заботу о нём, превышающую заботу о себе.

Важно сохранить оптимистичное настроение у людей, а не вгонять их в ещё большие депрессии или озлобления.

Разыгрывая сценарии — пусть люди чувствуют общее благожелательное, любящее поле и своё место в нём.

Надо возрождать истинные душевные ценности…
В искусстве важно лишь то: утончает ли оно душу человека, делает ли его добрее, умнее, мудрее.

Исключительное значение придаётся музыке.

4
2

Подборки Афиши
Все