Детектив, Ужасы, Драма |
18+ |
Ким Чжи Ун |
13 июня 2003 |
10 октября 2024 |
1 час 54 минуты |
Один из самых выдающихся азиатских фильмов ужасов 21-го века и один из самых визуально превосходных фильмов о привидениях вообще. Впрочем, и сюжет удался тут на славу. Девочка по имени Су Мин, находясь в психиатрической больнице, вспоминает события, которые привели ее в эту клинику. Совсем недавно она вернулась домой вместе со своей сестрой Су Ён и отцом Му Хёном. Там их уже поджидает мачеха, которая не очень сестрам рада – она постоянно пытается учить их жизни, кричит по любому попавшемуся поводу. Ночью же происходит нечто странное – одна из сестер видит открывающуюся дверь шкафа и выходящую оттуда мертвую женщину, которая пугает девочку. Но и это еще не все – за обедом под кухонным столом люди видят образ мертвой девочки. Мачеха обвиняет во всем сестер, ведь все кошмары начали происходить с их возвращением. Однако, она и сама не совсем в норме, судя по тому, сколько каких-то лекарств она употребляет. А после того, как она находит в своей кровати трупик мертвой птички, она решает взять все в свои руки.
С одной стороны, фильм является исключительно традиционным для корейской культуры, ведь поставлен он по основам местной легенды, которую трижды экранизировали. Является ужастик характерным и для жанра j-хоррор – все эти странные девочки, очень страшно ползущие с опущенными на лицо волосами, как в «Проклятии» и «Звонке». С другой же стороны, «История двух сестер» - событие не совсем азиатской природы. Дело в том, что вся текстура атмосферы фильма построена в основном на готической традиции – захваченный призраками особняк и все с этим связанное. А сама тема готического кошмара для корейской архитектуры как таковой просто не подходит, но Ким Джи-Ун выстраивает нечто новое, пересаживая дом западного образца в современную Корею, и делает это с потрясающей органичностью. В результате слияние этих двух наиважнейших тем и представителей разных культур жанра ужасов, дает просто феноменальный результат.
Фильм создан просто потрясающе, в нем идеально практически все. Жутковатая музыка и пугающие скрипы прокрадываются во все сцены и щекочут нервы. Да и сами сцены весьма и весьма впечатляют. И не понятно, какие страшней, те, в которых приведения выходят в поле зрение зрителя или же те, в которых они просто прячутся за тоненькой дверью или соседним углом. Актеры, конечно, играют просто превосходно – для фильмов Кима Джи-Уна это обязательный момент. Столь же привычны и идеально выстроенные декорации дома – все эти эстетически превосходные обои на стенах, мебель, освещение. Камера чувствует себя в подобном окружении более чем в порядке. Отличный фрейминг кадра, шикарные тревеллинги по корридорам, интересные ракурсы, добавляющие безумия событиям. И, конечно, цвет. Глаз не оторвать.
Что же касается тех претензий, которые обычно пытаются фильму предъявить – мол, немного нелогичный твист, лишь частично укладывающийся в заложенную историю, то тут с одной стороны хочется не согласиться, хотя принципы логики твистов в кинематографе ужасов – это тема для сколь долгих, столь и бессмысленных споров, а с другой – нужно не забывать, что Ким Джи-Ун в первую очередь восхитительный стилист и визионер. Для него важней воссоздать внешние стены жанра ужасов, готики и азиатских хорроров, чем стараться что-то доказать и привнести новое. А то, что у него при этом получилось создать практически идеальный ужастик, интересный не только формой, но и содержанием, так это очередной пример того, насколько талантлив кореец. По сути, если вспомнить, за любой жанр, который он брался, будь то черная комедия или вестерн, он достигает самой вершины стилистического идеала. А то, что кто-то там недоволен тем, что в конце он увидел не то, что он ожидал, то это уже проблемы отдельного зрителя.
В преддверии выхода очередного американского ремейка ("Незваные") я просто из любопытства решила ознакомиться с оригиналом (так как чаще всего именно так и поступаю, пропуская потом ремейки мимо, как показала практика, делаю правильно), и знаете, пробрало! В первую очередь чисто визуально у меня возникла ассоциация с великим и ужасным Линчем, вот прямо азиатский "Малхолланд Драйв", но позже я поняла, что ассоциации у меня не только визуальные, фильм психоделичен, загадочен, местами сюрреалистичен и нетороплив, опять же под стать Линчу, при этом совершенно не копируя его творчество, это просто моя вольная ассоциация.
В какой-то момент вообще сложно понять, где реальность, а где галлюцинации (но весь клубок развяжется в последние несколько минут фильма, хотя суть, без некоторых элементов, ясна будет уже в середине), саспенс тут нагнетается очень искусно, один дом (обстановка в нем и интерьеры) уже навевает тревожные мысли, причем дом тут - это не только место действия, это полноправный участник действа, он просто сводит с ума! Много нарочито затянутых напряженных моментов, что-что, а атмосферу азиаты создавать умеют.
На мой взгляд, реально жуткое кино, кино которое запоминается, на меня фильм оказал не меньшее воздействие, чем в свое время японский "Звонок", хотя меня сложно назвать излишне впечатлительной. Ремейк смотреть точно не буду, американцы никогда не смогут создать подобную атмосферу, разжевав весь сюжет до мелочей и не оставив простора для размышлений.
По мне так фильм заслуживает самой высокой оценки.