Новый фильм Ивана И.Твердовского («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы»), рассказывающий о том, как спустя 17 лет после теракта на Дубровке, приведшего к захвату и гибели людей на мюзикле «Норд-Ост», пережившая эту трагедию монахиня Наталья (Наталья Павленкова) решает собрать других заложников, чтобы провести вечер памяти. Поскольку никто (в том числе директор ТЦ, сыгранный Яном Цапником) не хочет называть вещи своими именами, поминальное мероприятие получает статус конференции — и затягивается на весь вечер. Матушка Наталья не хочет выпускать пострадавших из зала, пока они не проговорят общую травму до конца. Такое, конечно, надо смотреть в кинотеатре — просто в силу того, что экран тут зеркалит зрительный зал и создает иной эффект погружения. Поскольку трагедия произошла на спектакле (кстати, я смотрел его: не на Дубровке, разумеется, а в записи, на большом экране, и, надо сказать, он до сих пор производит впечатление своим масштабом), Твердовский прибегает к театральным техникам: перформативности, реэнактменту (игровой реконструкции исторических событий), вербатиму (очевидно, что персонажи произносят документальные монологи). Если бы режиссеру хватило наглости совсем уйти в контемпорари-арт, сродни постдраматическому театру, то все это производило бы еще более мощный эффект (хотя и сделало бы, наверное, кино менее зрительским). Как бы то ни было, даже в таком конвенциональном варианте «Конференция» — впечатляющая мастерская работа, которая, как и ее лирическая героиня, ставит перед собой задачу изжить травму через проговаривание трагедии, а не конструирования жанровой фантазии, как было в случае пафосного боевика «Последнее испытание».
Драма |
16+ |