Театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко немногим более ста лет назад, переживал разные времена. В 1970-1980-е, когда театром руководил Олег Ефремов, мхатовцы были самой сильной труппой в стране. В 1987 году разросшаяся до 130 человек труппа разделилась и часть ее ушла с Тверского бульвара в отреставрированное шехтелевское здание в Камергерском переулке. Смерть Ефремова застала театр в период очередного затяжного кризиса. Новый художественный руководитель, Олег Табаков, поставил перед собой цель вернуть в Художественный театр публику — и это ему удалось. Табаков обновил труппу, открыл новую сцену для экспериментальных постановок, приглашает молодых режиссеров и постоянно ищет новые пьесы, которых как черт ладана боятся другие московские театры.
Афиша обновилась, из старых спектаклей здесь остался только «Амадей», где главные роли исполняют сам Табаков и Сергей Безруков. Новые спектакли — «Кабала святош» в постановке Адольфа Шапиро, «Последняя жертва», возобновленная ефремовская «Чайка» с Треплевым — Евгением Мироновым, «Белая гвардия» с Константином Хабенским в главной роли, «Номер 13» в постановке Владимира Машкова, «Гамлет» Юрия Бутусова — создали Художественному репутацию главного театрального предприятия столицы. Самые шумные премьеры связаны с именем Кирилла Серебренникова — на его спектакли в Художественный театр пришла публика, которая прежде в театр не ходила вообще. Это «Лес» Островского с Натальей Теняковой, «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину (в главной роли Евгений Миронов) и две пьесы скандальных екатеринбургских драматургов братьев Пресняковых «Терроризм» и «Изображая жертву».
Не буду писать плохой отзыв и снижать оценку, НО! Сегодня я опаздала на постановку "Не покидай свою планету " потому что не указан адрес нахождения Дворца на Яузе. Я приехала из другого города, на билете написано МХТ... Камергерский переулок Дворец...где указано, что дворец находится по другому адресу? Откуда я должна это знать?
Опоздала на 10 минут, как итог в партер по билету меня не посадили, а отправили на балкон. Не смогла насладиться спектаклем, возмущена! Сожалею о потраченных деньгах и нервах.
Побывала на премьере спектакля Занавес в МХТ им Чехова. Не раз критиковала спектакли этого театра в своих постах за использование нецензурной лексики, за бессовестную откровенность и неприлично двусмысленные шутки, ставящие зрителя в неловкое положение, к сожалению, это сейчас стиль главного театра столицы.
Предварительно узнала- в новом спектакле нет матерных выражений и догола не раздеваются. ( Представляете, до чего дошло! Звоню в театр и интересуюсь- не будет ли голых на сцене?))
Голых не было, но впечатления противоречивые, и в большей степени снова негативные. Самой хочется выругаться. За испорченный вечер.
Спектакль кинематографичный. По сути, я смотрела фильм, так как мое место было в одном из последних рядов и экран находился прямо у меня перед глазами.
Спектакль в одном действии, без антракта, но состоит из трех частей.
Первая часть- на сцене 10 актрис в гримерной, они накладывают грим перед спектаклям и по очереди рассказывают о себе и своем отношении к театру. Камера снимает крупный план и мы видим лицо героини на экране, поднятом над сценой. Это очень выразительно, это правдиво, проникновенно и трепетно. Это то что заявлено в описании спектакля. Полностью поглощает зрителя. Актрисы разных поколений рассказывают, как выбрали профессию, как пришли в театр и самые сильные впечатления о спектаклях, репетициях, гастролях и о том, как театр связан с их жизнью.
Вопросы, которые могут затронуть душевные струны любого. Веселые анекдотичные истории перемешиваются с очень серьезными размышлениями о проявленности, востребованности, таланте, ...о театре который может быть одновременно теплым родным домом и жесткой системой, настроенной на результат, безжалостной к отдельным людям, порой отдающим жизнь на его успех и процветание. До какой степени может дойти преданность любимому делу? Где та граница, которая не дает потерять себя, растворить в интересах того, кого любишь? Еще больше вопросов, жизненных, необходимых, об этом хочется размышлять дальше, исследовать, думать вместе с актрисами.. ждешь развития темы...но...это все... После первой части можно спокойно идти домой. Если бы был антракт. Дальше впечатления идут вниз, до нуля и еще ниже.
Во второй части те же самые актрисы играют роли работников закулисной части театра, и здесь сплошные провалы. Скука и жалкие попытки добавить энергии через гротеск. Не могла понять сразу, почему актрисы, которые были так выразительны в первой части, однозначно плохо играют персонажей: уборщицу, вахтера, звуковика, завскладом, реквизитора, костюмера и тд? Потом стало ясно - виной всему та самая кинематографичность. Дело в том, что способы существования актеров на сцене и в кадре - разные. Сцена находится от зрительного зала на расстоянии, даже от первого ряда. Кроме того сценическое освещение отличается от киношного и на сцене любой актер, с помощью техники, которую изучал в актерской школе сможет перевоплотиться в персонажа другого возраста. Старше или моложе. Это актеры делают на этюдах, экзамены сдают на эту тему. На расстоянии, с учетом фигуры персонажа перевоплощение выглядит правдиво, естественно. Если же камера стоит впритык и снимают только лицо, то огромное внимание должно уделяеться гриму. Артиста можно загримировать так, что реальный возраст не распознать...но, в этом спектакле почему- то этот факт не учли. Актрисы меняют костюм, возможно, парик, и только... И когда юное создание говорит- я работаю в театре с 1980 года, или- я держала в руках трудовую книжку Михаила Булгакова... , то, это звучит странно, с внешностью не сочетается. То самое кино, которое помогало раскрыть характеры в первой части, во второй- просто закапывает их. Если и использовать камеру, то, наверное, общий план был бы лучше? Но это только половина проблемы. Другая заключается в том, что персонажи эти- работники закулисья, настолько неинтересны, так похожи в словах преданности театру, что начинаешь скучать. Я от скуки рассматривала зрителей в зале, они скучали, ели конфеты, шуршали бумажками, сверху было видно, что в каждом ряду есть одиночки или компании, потягивающие напитки из фляжек, ну, или хотя бы воду из бутылок. В билетах и на сайте написаны правила поведения в театре. В зрительный зал с напитками вход запрещен. Возможно, все это знают, но уважения особо не проявляют). Кстати, интересный штрих. Актриса Мария Карпова произносила монолог от лица своего персонажа, контролера- билетера . На мой взгляд, это самый лучший образ, и самая лучшая актерская работа в спектакле. Билетер рассказывала о разных случаях поведения зрителей на спектакле. Абсурдных случаях- скандалах, разборках, распитии спиртных напитков...в зале стоял хохот, но шорох разворачивания конфет при этом не прекращался. Ну да, мы всегда думаем, что это про другого... А дальше- опять скука...
Рассказы закулисных деятелей кроме преданности театру ничего в памяти не оставили. Автор этих строк 10 лет выходила на сцену театра и знает не понаслышке и о процессе постановки и о работе цехов... Это могли быть такие рассказы... Но, допустим....Вторая часть - как иллюстрация экскурсии для школьников- давайте дети, зайдем за кулисы и посмотрим, какие еще службы в театре обеспечивают невидимую глазу работу актеров...У нас делали такие в день театра)
Но даже и вторую часть можно было как- то пережить, еще не испарилась магия начала, хотя энергия пошла вниз от карикатурных сцен уборщиц, вахтеров и работников отдела кадров..
То, что произошло дальше, убило вообще весь спектакль. Почему- то режиссер счел необходимым сообщить зрителям о своей позиции в отношении политической ситуации в стране и в мире. Третья часть называется Железный занавес. Выражение это имеет два значения. Реально существует железобетонная конструкция, для отделения зрительного зала от сценической части. Придумали ее в 18 веке, во Франции, и использовали в случае пожара. ( Тогда сцена освещалась свечами, огонь открытый, вероятность пожара существовала всегда) этот занавес также называют противопожарным. Опускается в экстренных случаях и сопровождается мощным звуком сирены. Второе значение- политическое клише. Во времена холодной войны СССР был отделен от Запада железным занавесом ( кажется, Черчиль впервые употребил этот термин, который затем подхватили все западные голоса) Железный занавес был установлен с той стороны, и означал политическую и экономическую изоляцию Советского Союза. Барьер/бойкот. То же самое, что происходит сейчас. История повторяется.
Вернемся на сцену, что там происходит?
Там начинается полная нелепица под соусом исторического экскурса. Неясно только, про историю театра? Или страны?
На сцену выходят те же актрисы, половина одеты в форму белогвардейских офицеров и половина- в женские наряды начала века. Боже, ну какой дешевый символ, какой избитый штамп, набивший оскомину! Этакая грусть по временам генерала Корнилова, когда честными, смелыми, отважными и чистыми были только слуги царя. Белая гвардия и гроздья акации. И с тех пор нет России...)))
На сцену выходят музыканты и начинаются песнопения. Конечно, нельзя в лоб петь "Киев бомбили, нам объявили...." Будем эзоповым языком. Исполняются произведения о событиях августа 1991 года. Зачем? К чему? Там были танки, которые шли по Тверской и паника. "Танки на Тверской, что делать?? - пела актриса, вкладывая бурю эмоций в куплеты.
Кажется, в том событии было мало жертв, всего три. Ок, споем про другое событие, терракт на Дубровке, 2002 год, захват заложников. 170 погибших и 700 раненых.
Зачем? К чему? К тому, что в этой примитивной песне есть слова "жертвы" и "заложники", они останутся в памяти
Зачем же еще?
А на экране в это время- вроде безобидный видеоряд с фотографиями спектаклей МХТ разных лет, но по ним идет текст: имена закулисных работников, много лет работающих в театре. Не актеров, не знаменитостей, обычных неизвестных людей, просто людей... И появление этих надписей на экране очень похоже на некролог, очень..
Вся эта " оперная" тягомотина длится очень долго. Эпизод за эпизодом, мысль только одна- когда это закончится? Артистки в костюмах белогвардейских офицеров делают физкультурные перестроения, как будто фотографируются на память, как будто дублируют фотографии на экране...поют, поют....совершенно бездарные стихи положены на музыку, там в строках есть слова- телевизор, по телевизору... Совсем не поэтическая лексика, почему? Да потому что идея другая. В головах у зрителя должны остаться слова : Танки на Тверской, жертвы, заложники, и... имена как некролог. Нетрудно сложить эти слова вместе. Плюс хаос и паника, которые создают талантливые актрисы. Вот такой эзопов язык, вот такое НЛП. Программирование. Нейро- лингвистическое. Нужные слова- в мозг! Я не спец, только по верхам, и то! Для меня все шито белыми нитками. Противно быть в прицеле манипулятора. Звали на спектакль- размышление о театре, а долбят политическим памфлетом.
Теперь вопрос
Зачем в спектакль, который заявляется как истории женщин - актрис вставлять политические идеи? Быть в ногу со временем? Или в поисках дешевой популярости? Знаете, что я почувствовала? Боль сейчас у всех. И эта боль есть то, что можно использовать, на чем сыграть для того чтобы увеличить значимость... популярность...режиссера? Или театра? И это, мягко говоря, отвратительно.Такое впечатление, что позвали именно для просмотра третьей части, а первая так, разогрев...
Прекрасный театр был, есть и будет. Спасибо огромное Константину Хабенскому, что вдохнул в него новую жизнь, принес новые интересные идеи, вдохновил коллег на творчество, несмотря на потери в составе, предоставляет возможности для развития новых молодых талантов. Ставятся новые спектакли, открываются благотворительные проекты, такие как Поколение Маугли. Театр в поиске, театр экпериментирует (проект АРТХАБ), театр живет и развивается и достойно встречает свой 125-ый юбилей.
Уютный театр в фисташковых тонах. Изюминка - живая музыка перед спектаклем - вызвала особо приятные эмоции. Колонна в зале, за которой не должно быть видно сцену, на самом деле очень тонкая и незначительная. Стулья после часа сидения начинают сильно на всё давить. Центр Москвы, ощущение пребывания в высшем обществе.
Если вы хотите испортить себе вечер , не только плохой игрой и ужасным , шизоидным прочтение Мюнхаузена , то Вам в мхат бонусом Вас унизят и оскорбят обслуживающий персонал , вас не пустят на свои места под предлогом , им только понятным. Театр начинается с вешалки в этом формате желательно, чтобы он там и заканчивался. Не так буде обидно находится в этом , когда то славном месте.
Все,к чему прикасается этот лохматый" новатор" неуважаемый богомолов,превращается в большую кучу...ну,вы поняли...дерьма.
Разочарована посещением спектакля «Враки или завещание барона Мюнхаузена». Сказать, что разачарована - ничего не сказать. Сам спектакль не понравился. Артисты играли не на уровне Московской сцены. Но отдельно о зале. Это основная сцена. В любом доме культуры зал более комфортабельный, чем в МХТ. Сидения неудобные, очень близко к соседним сидениям. Ни в одном театре такого зала не видела. Подлокотники маленькие, деревянные. Ряды расположены так, что проблематично видеть всю сцену, особенно если это не первые ряды. Обычно ряды располагаются на возвышение. Ряды очень близко друг к другу. Вообщем, как вспомню, так вздрогну. Цена на билеты не соответствует ни качеству актёрский игры, ни комфортабельности зала. Зритель все-таки должен насладиться постановкой и отдохнуть. Но, увы...
Прекрасный театр! Была на спектакле Карамазовы, очень понравилось, хочу приехать обязательно ещё раз 😍
Еду со спектакля и не могу не поделиться эмоциями, переполняющими меня!
Такое неуважение к зрителю меня просто шокировало...
Мы ещё в декабре приобретали билеты на спектакль 13D. Спектакль был перенесён с 28 января на 6 марта. Ну здесь всё объяснимо - Ковид свирепствовал. За день пришло сообщение о переносе, форс мажор, никаких вопросов нет.
Близятся праздники 8 марта. На сайте театра никакой информации о перенесенном спектакле нет. Позвонила, уточнила. Подтвердили, что всё в силе и билеты действительны.
Приезжаем, и нам на входе в театр сообщают, что произошла замена спектакля ! Можно вернуть деньги, а можно пойти на другой спектакль.
Как вы думаете? 6 марта! Столько ожидания, столько сборов и дороги...
3 часа нам добираться в одну сторону!
Такое праздничное настроение. Было...
Как вы думаете, сколько человек пошло сдавать билеты?
Правильно, единицы! Зал был полон. Но мы хотели попасть именно на тот спектакль, на который приобретали билеты! Мы шли на комедию, а попали на драму с элементами фарса!
Спектакль нам не понравился... "Контрабас". Возможно, он замечательный для кого-то, но не доя меня...
Лично я не любитель музыки, я не в состоянии оценить тот юмор, что звучал со сцены. Сложных психологических рефлексий мне и в жизни хватает, особенно сейчас... и вместо позитивной комедии окунуться в... Места у нас были в центре, и довольно близко. Уйти незаметно было невозможно. Из уважения к любимому актёру Хабенскому мы досмотрели до конца. Нооооо... если честно, я еду домой с совершенно испорченным настроением и абсолютным разочарованием в душе...
Я предполагаю, что администрация театра сознательно заранее не информировала зрителей, проявив абсолютное неуважение к людям и преследуя финансовую выгоду.
Если бы было известно о замене спектакля, мы бы просто не поехали в выходной день, потратив 6 часов на дорогу. А когда тебя ставят перед фактом, якобы предоставляя выбор...
На мой взгляд это цинично!
И представитель администрации на входе, на наш вопрос:"Это замена перенесенного спектакля? Которого мы ждали больше месяца?" - с недоумением ответила :"Это тоже очень хороший спектакль! Если не устраивает, можете получить деньги за билеты!" Мы поняли зто как:"Жрите, что дают и не выпендривайтесь!" Ни извинений, ни предложения поменять билеты и попасть именно на этот спектакль...
Я вынуждена была пойти на спектакль только для того, чтобы не огорчать спутника.
Но разочарование просто ошеломляющее.......
При Табакове что ни спектакль, то почти всегда был успех и шедевр. Свежо, ново, смело.
Как только пришёл Женовач, это какие тщательно отобранные провалы начались... при чем это не спорные по качеству и таланту спектакли, а откровенное, скучное, бесталанное ... 💩
При Олеге Павловиче Табакове МХТ был мой самый любимый театр. Такой отчаянный, задорный, современный, но и с классическим репертуаром, хулиганский, глубокий, атмосферный, прогрессивный, проникновенный, думающий и ищущий новый театральный язык, способы коммуникации со зрителем и новые таланты. Если бы меня попросили описать любовь, я бы отвела на любой спектакль в МХТ.
Новый МХТ после ухода Табакова пока ничем не радует: скучно, однообразно, средне. Из четырех премьер интересен только "Бег", остальные ничем не выделяются из множества московских премьер и сними их из репертуара - никто не заметит и не ощутит отсутствие. К сожалению. Надеюсь, что это краткое и временное явление, и театр найдет путь к себе прежнему. Пока что он точно не первый, каким был много лет, и даже не в десятке лучших театров Москвы и Петербурга. Желаю любимому театру выздоровления и пересматриваю старый репертуар.
Один из любимейших театров, несмотря на давящую историю, умевший быть молодым. Но после смерти Олега Павловича его обновленный репертуар пока не то, что не радует, а скорее расстраивает. Очень надеюсь, что все исправится и театр встанет на прежний курс.
Мой самый любимый театр. Приходя сюда, я всегда уверена, что зрителей здесь ждет потрясающий спектакль, где актеры со всей душой относятся к своему делу.
Замечательный театр, советую всем сюда хоть раз сходить. Ходили сюда ни раз с девушкой, обстановка соответствующая. Игра актеров потрясающая.
Нам с мужем понравилось. Сидели на сааамом последнем ряду. За 500 рублей. Смотрели Чайку, и это реально было круто. Дарья Мороз там такая красивая. Монологи добрые. И в ообще все какое-то...правильное что ли. Нет этого, нынче модного, кривлянья. Знаете что я скажу? ВЕРЮ.
Ходили на "Осаду" (Гришковец), вышли в полном восторге! Это нечто! Игра безупречна! Диалоги зашкаливают! Смеялись до слез. Гришковец чем-то напоминает Довлатова. Мастерски владеет словом, играет словами, их значениями. Чудесный спектакль!
«Карамазовы»
Премьера спектакля Константина Богомолова «Карамазовы» состоялась в ноябре 2013 года и тогда же наделала много шума. Об эпатажности постановки говорили везде: по телевидению, по радио, в социальных сетях. Способствовала рекламе и размолвка между художественным руководителем МХТ им. Чехова Олегом Павловичем Табаковым и Константином Богомоловым, случившаяся из-за хронометража и некоторых сцен «Карамазовых».
И вот как-то раз моя подруга пришла утром на работу в полном восторге от увиденного накануне спектакля. Мы все начали её расспрашивать, что и где она смотрела. Оказалось, что такое впечатление произвели на неё именно «Карамазовы» в версии Константина Богомолова. Я прислушиваюсь к её мнению, тем более, она описала несколько ярких и оригинальных моментов. Надо было срочно увидеть всё своими глазами.
Настал этот вечер. Я приготовилась к почти пятичасовому тяжелому (особенно после рабочего дня) спектаклю. Но тут началась магия… С первых секунд постановка захватила меня и не отпускала до самого финала. Я совершенно не заметила, как пролетели 4 с лишним часа, два антракта и даже огорчилась, когда всё закончилось.
Это не экранизация романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Поэтому возрастные ограничения (18+) даны верно: школьникам, думаю, будет рановато. Богомолов честно обозначил жанр - «фантазии режиссера на тему романа Достоевского». Но фантазии не бессмысленные, а чётко демонстрирующие актуальность и злободневность проблем, поднятых в произведении. Лично я вижу здесь даже что-то от «театра абсурда», показывающего неопределённость и даже бесполезность человеческой жизни в том виде, в котором она порой существует. Разрушаются родственные связи, время и место условны, диалоги героев и некоторые сцены спектакля порой кажутся пустой и бесцельной болтовнёй. А самая яркая сцена, иллюстрирующая этот мой довод- слив «жизни» из алюминиевой кастрюли в унитаз, установленный на сцене.
Что касается остальных приёмов в «Карамазовых», то все они выдержаны в фирменном «богомоловском» стиле. На сцене установлены экраны, на которых постоянно виден текст, важный для понимания происходящего на сцене. Очень часто в действие включаются видеофрагменты, продолжающие или предшествующие тому, что только что увидели зрители. Интересная задумка - присутствие на сцене оператора, периодически снимающего персонажей на камеру. И их разговоры проецируются на экраны. Причем даны, как правило, крупные планы. Думаю, актерам нелегко далось хладнокровное отношение к тому, что во время диалогов на сцене камера снимает их крупный план, который сразу без монтажа показывается аудитории в режиме реального времени.
Важнейшее место в спектакле отведено музыке. Подборка песен многим может показаться шокирующей и неподходящей, но это не так. Всё как раз очень продуманно. Так, спектакль начинается с появления на сцене Лизы-деревяшки на инвалидном кресле под песню Ларисы Черниковой «Я люблю тебя, Дима» (не всем понятен этот выбор, но в романе Лиза Хохлакова влюблена именно в Митю Карамазова), драка Митеньки с отцом проходит под песню «Родительский дом», мать оплакивает своего погибшего сыночка у старца Зосимы, и мы слышим песню группы Rammstein «Mutter» (момент этот, кстати, довёл меня до слёз), менты творят свой беспредел под 50 cent «I don't know what you heard about me», а Грушенька вновь и вновь попадает в вихрь безумной «Калинки-Малинки».
Игра актерского состава безупречна! Многие (к примеру, Максим Матвеев) играют несколько ролей, но при этом в каждой умудряются выкладываться на 100%! Поражает в этом спектакле Игорь Миркурбанов в роли Фёдора Павловича Карамазова, отца семейства. Не зря ему в этом году вручили за эту роль "Золотую Маску"! Так на разрыв и так пронзительно эту роль ещё не исполняли!
Очень тонкая грань между кощунством и гротеском. Гробы-солярии, унитазы на сцене, любовная сцена и допрос обвиняемого происходят под одну и ту же мелодию с пошлыми титрами. Менты здесь, как и телевидение, «скотские», разуверившаяся в святости старца Зосимы Хохлакова «жрёт» мощи святых, которые привозила из святых мест, и смотрит фильмы ужасов.
Всё смешалось в этой постановке, но в результате она получилась стильная, живая и объёмная. Смотреть «Карамазовых» надо, конечно, с открытым сознанием, без снобизма. Это отличный пример современного искусства и пример того, насколько злободневной и интересной может быть наша классика.
Я посмотрела спектакль уже два раза, и оба раза открывала для себя новые его грани и смыслы. Надеюсь, что мне удастся увидеть эту постановку ещё не раз!
Зачем мы приходим в театр? Вопрос лишь на первый взгляд риторический.
Кто-то идёт с намереньем увидеть своего обожаемого артиста, кто-то из праздного любопытства (чем это театр лучше кино?), кто-то желает продемонстрировать свою принадлежность к интеллектуальному меньшинству – причин может быть не так много, но разных.
Я пошла на спектакль «Мастер и Маргарита», чтобы удостовериться в невозможности перенести этот необыкновенно сложный и странный роман на сценические подмостки.
Удостоверилась в обратном.
Ведь я ждала чуда, и оно осуществилось. Ведь именно за этим ныне и нужно идти в театр – увидеть и осознать свои болевые точки, впрочем, как и тысячи лет назад, когда афинские граждане стекались на театральные соревнования.
В субботний вечер середины июня 2015 года основной зал МХТ им. А. П. Чехова был полон, как говорится, яблоку негде было упасть.
В Москве бушевала гроза, а на сцене бушевали страсти – приличные и неприличные. Публика была разнообразная, но большей частью думающие и искушённые зрители собрались в этих почти священных стенах. Кто же ещё пожелает в летнюю субботу встретиться с Прекрасным?
Мне понравилось, что спектакль необыкновенно техничный, изобилующий сложными постановочными трюками. Лязганье «трамвая», метрошная экзотика, кровати-клетки – всё оч.изобретательно . Например, поразила глубина сцены, её «уход» в подземелье метро , чему способствовала и картинка с перспективой, также светящаяся буква М на авансцене, как на шапочке Мастера. В этом сближении времени, прошлого и настоящего, есть невыразимая жестокость – ведь всё это уже было и будет когда-то и где-то.
Что именно? Да вот всё увиденное на сцене: диктатура бюрократии, убийства из мести и наживы, фанатизм подражателей, подлость обывателя, ненависть к ближнему, но и одиночки, спасающие и исцеляющие больных и слабых духом, безоглядная и бескорыстная любовь женщины. Хороши костюмы – смесь стандарта и экзотики. В спектакле отменно играют все – это почти калейдоскоп талантов и мастеров.
Меня поразила работа Наташи Щвец – так сыграть Маргариту – это всё равно что совершить подвиг. Сколько за этой лёгкостью и естественностью скрыто труда, самоотвержения и служения театру. Она настолько удивительная и прекрасная Маргарита, словно ради неё и был написан Булгаковым этот роман . Ведь героиня из праздной дамочки, тоскующей о любовнике, становится сначала ведьмой и стервой, а потом самоотверженной Женщиной, спасающей своего Мастера от болезни и немощи. Маргарита должна быть королевой и совершить невозможное. Как это сыграть за 3 часа спектакля?! Вот где магия! Фантастика!
Особенно нужно выделить Воланда и его свиту. У меня было реальное ощущение волшебства в зале. Конечно, этому способствовало и включение зрителей в происходящее. Режиссерская находка продиктована романом. Актеры, сидящие в зрительном зале, Верник, болтающий со зрителями (как он был пластичен, лёгок в роли Жоржа Бенгальского!), жена Семплеярова (Коростелева) на меня произвели неизгладимое впечатление. Как это включает в действо!
Если раздавать всем сёстрам по серьгам, то столь же яркими стали и Иешуа и Левий Матвей. Я вдруг впервые задумалась о том, что эти двое в романе действительно отщепенцы, изгои общества, такими брезгуют в нашем мире именно потому, что они другие – им не интересны деньги, власть, удовольствия и комфорт – они словно инопланетяне, которых мы не воспринимаем всерьез. Но без них наша жизнь пуста и бессмысленна.
Вообще, спектакль очень бережно относится к тексту Булгакова, хотя и не без купюр, что понятно. Нет линии, связанной с органами (которые сажают), сокращены сцены бала у Сатаны, в Торгсине и Грибоедове. Но всё это так умно и логично сокращено, что не вызывает нареканий. Особенно здорово, что гостей на балу не стали раздевать донага.
Ведь у Булгакова их обнаженность – это удел трупов и переживание от видимого телесного ужаса несовершенства , когда нет покрова одежды – нет и человека, остается только животная первозданность. И действительно, стоит ли одевать корову или кенгуру?
Основное, на чем сосредоточился режиссёр, - это любовь Маргариты и слабость Мастера.
Тема художника и толпы, слабого духом мастера и агрессивных бездарностей, конфликт личности и эпохи, в которую приходиться жить – это булгаковские темы. Но это и вечные темы и вечные вопросы. Как человек из простого обывателя становится символом своей эпохи? Как противостоять этому всеобщему потоку лжи и аморальности, хамства и агрессии?
У Булгакова – при помощи любви и творчества, хотя и с нечистой силой. В спектакле же – создается настоящее ощущение власти искусства, когда театр, хотя бы на 3 часа заставляет нас забыть о сиюминутном, суетном. И в этом истинное предназначение данного действа. Как хорошо, что можно это увидеть сейчас.
О романе всегда будут спорить, спектакль же бесспорно удался! Кто хочет подумать над загадками булгаковской прозы, тем надо смотреть!
Спектакль "Дом" Е Гришковец (малая сцена)
Мне спектакль очень понравился . Через незамысловатый рассказ про жизнь обычного провинциального врача нашего времени, с его вдруг ударившей героя идеей покупки собственного дома, автору удалось заставить многих своих зрителей задуматься о том, как мало по большому счету мы можем себе позволить в этой жизни.
Для того чтобы приобрести довольно скромный дом и таким образом воплотить в жизнь идею "некоторой личной жизни " и "независимости от правил и обычаев большого муравейника" герою приходится пройти через душевные переживания и разочарования во многих своих друзьях и знакомых.
P/s/ Отмечу высокий (как всегда в МХТ ) уровень актерского мастерства всех участников спектакля .
Была с подругой на спектакле "Мастер и Маргарита". Впечатления испортили неудобные кресла и неубедительная игра Маргариты. Крики с Челябинским акцентом меня совсем разочаровали. Через час, захотелось встать и пройтись, а после антракта уже лечь, спина и ноги болели еще два дня. Теперь смотрим на репертуар, хочется пойти, а нет, спина против. Жаль.
Это не комедия - это сатира. Злая и пошлая сатира. Режиссёр и автор инсценировки заминусовал все то, из чего люди черпают силы в жизни: религия, семья, любовь, дети ( как символ лучшего будущего) и искусство. Он ничего не создал, он разрушил и оставил на сцене эмоциональных зомби и предложил смотреть на них 4 часа. Актеры убедительно играют и, да, они играют противных людей. В зале сидят подсадные актеры, которые гогочут при слове миньет, хлопают и кричат Браво по ходу действия.
Театралы изумленно озираются. Некоторые уходят после 10 минут действа.
Вышла из театра и вспомнились слова Т.Н. Толстой по поводу современного искусства:
" Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, Нет и никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полета, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу.»
14 апреля 2014 г. были в МХТ им. Чехова на спектакле «Последняя жертва».
Но сначала впечатление о театре: это действительно театр. Не зря говорят, что театр начинается с вешалки. В данном случае театр начался с фойе – мы побывали во многих театрах Москвы, но только в МХТ мы увидели то, что, собственно, и понимали под театральным фойе. В лучшем случае в театральных фойе висят фотографии актеров театра (причем почему-то с фотографической точки зрения оставляющие желать много лучшего, порой просто нерезкие, что лично для меня совершенно непонятно – неужели сложно сделать приличные фотографии актеров?). В театре им. Ермоловой (по крайней мере, весной 2013 г.) не было даже фотографий – там в фойе вообще не было никакого оформления (впрочем, удивляться не приходится – в этом театре спектакли отменяют чаще, чем проводят, тут уж не до фойе).
В МХТ им. Чехова висят не просто хорошие фотографии актеров – они грамотно оформлены и скомпонованы с фотографиями этих актеров из спектаклей, стоят стенды с фотографиями из спектаклей и просто из жизни театра т.п. – времени антракта на осмотр всей экспозиции (именно так – практически это выставка, посвященная театру) нам не хватило. Впрочем, описывать обстановку в фойе МХТ им. Чехова и вообще в театре в целом словами так же бессмысленно, как и объяснять вкус черной икры – она великолепна и её надо просто увидеть (а там еще и музей театра есть…).
Сам спектакль по одноименной пьесе А.Н.Островского. Сыгран великолепно. Особой похвалы заслуживает режиссура. И словами всё это описывать тоже бесполезно – это просто надо видеть, в этом театре надо просто побывать.
Чего всем и желаю.