Театральный центр «На Страстном»







15 мая в шесть вечера прохожие, идущие по Страстному бульвару, станут свидетелями шоу. На площадке перед центром «На Страстном» студенты прилюдно будут упражняться в фехтовании и акробатике — так выглядит открытие фестиваля «Твой шанс». После чего в течение месяца каждый день в центре будут играть спектакли, демонстрируя, что студентов учат чему-то кроме фехтования.
Четыре года назад «Твой шанс» был московской историей. Два года назад к московским вузам присоединились российские. В прошлом году подтянулись бывшие республики. «Твой шанс-2008» стал полноценным международным фестивалем.
Утро на фестивале — время для мастер-классов. День — для публичных лекций. Алексей Бартошевич будет рассказывать о Шекспире, Блер Андерсен — об американском театре, Игорь Овчинников — о театре в интернете, Иван Вырыпаев, думаю, о трагедии, Евгений Гришковец, уверена, о себе. А после спектаклей — «Шанс-party», на которых такая атмосфера, что, кажется, ради «пати» студенты в Москву и съехались.
Что касается спектаклей, то выбрали самые зрелищные. Будь то «Будущие летчики», класс-концерт курса Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, или «Человеческий детеныш» питерской Театральной академии. Я уж не говорю о спектаклях из Европы — там драматических актеров первым делом учат владеть телом и голосом.
Финский «Безбрежный остров», к примеру, — отменно исполненная пластическая история из жизни бабушек и дедушек студентов. Отличный пример западного physical theatre — швейцарский спектакль «Гримм» (студенты разбирали сказки братьев Гримм на первоэлементы, вычленяя символический смысл сюжетов). Итальянские «Страхи концлагеря» — об экстремальных состояниях. Актеры одним только телом передают боль и страдания, но, признаться, видеть, как страдают эти красивые, раздетые до трусов итальянские тела, доставляет большое удовольствие. Интересен мультимедийный спектакль по «Котловану», поставленный в болгарской лаборатории Sfumato. Платоновская антиутопия — где люди закладывают фундамент дома будущего и докапываются до Америки, которая видится им воплощением мечты, — оказалась актуальной для всего соцлагеря. Настолько же вневременной выглядит биомеханика Мейерхольда, которую болгары положили в основу спектакля.
Классики, которая остается хлебом любой театральной школы, в программе тоже немало. Тут в меньшинстве классические костюмные спектакли вроде ярославских «Трех сестер» или «Влюбленных» в постановке студии при Piccolo Teatro di Milano. Чаще студенты, играя классику, вживаются не в эпоху, а в предлагаемые обстоятельства, какими они видятся им сегодня. Таковы сербская «Лисистрата» и пражские «Братья Карамазовы», где девочки одеты в современные платья, а Алеша почему-то носит женскую юбку.
Но есть и действительно экспериментальные спектакли, хотя, вообще-то, эксперимента в студенческих спектаклях ноль: для того чтобы производить лабораторные опыты, сперва нужно приобрести базовые навыки. Неспроста итальянский «Ревизор», разобранный в духе Луиджи Пиранделло и его идеи социальных масок, играется далеко не юношами. А гамбургская «Фрекен Жюли», где фрекен играет мужчина, сводится к нескольким сценам.
Самый большой ажиотаж по поводу «Твоего шанса» у самих студентов и кастинговых агентств. Но и зрители не будут внакладе: по большей части спектакли из афиши не уступают продукции репертуарных театров, а в некоторых случаях дадут им фору.
Не знаю, как кому, а мне интересней всего спектакли режиссеров, учившихся в одно время со мной. Десять лет назад Гарольд Стрелков и Сергей Пускепалис были студентами курса Петра Фоменко в ГИТИСе. Теперь у первого собственный курс в Челябинской академии искусств (он привозит «Сон в летнюю ночь»), у второго — мастерская в Магнитогорской консерватории (увидим их «Володю» по чеховскому рассказу). Театральная школа, профессия — вещи, которые не зафиксируешь на бумаге. Это как отношения отцов и детей: встречаются и блудные сыновья, и те, что сразу подхватывают отцовское дело. Но годы спустя учить начинают и те и другие. Вот и интересно — чему?
ИРЛАНДЕЦ И РУССКИЙ - БРАТЬЯ НАВЕК!
Пермский театр «У Моста» можно назвать не только «единственным в России мистическим» (как характеризует своё детище его основатель и главный режиссёр Сергей Федотов), но и «единственным в России географическим» - ибо репертуар иностранных драматургов у Федотова немыслим без глубокого страноведческого погружения. Результат налицо: постановкам белорусских авторов на белорусском языке аплодировали в Минске, а воплотившимися на сцене сюжетами грузинской глубинки восхищались в Тбилиси. Но особое место в театральной географии «У Моста» занимает Ирландия, на штормовых берегах и в тёмным каменных пабах которой Федотов со товарищи бывали не раз.
Мосту от Урала до Коннахта мы обязаны Мартину МакДонаху – более известен он как кинорежиссёр («Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и другие), но в первую очередь этот большой патриот маленькой Ирландии - драматург. Возможно, лучший драматург нашего времени. Федотов открыл эту ипостась МакДонаха для России, раз в два года проводит международный фестиваль МакДонаха, а «У Моста» до недавнего времени был единственным театром, поставившим все 8 его пьес без исключения. Был – потому что несколько лет назад МакДонах написал 9-ю пьесу «Очень-очень тёмная материя», где один из персонажей – чернокожая женщина-лилипут. Прежде Федотов был единственным режиссёром, которому МакДонах позволял делать постановки без настоящих чернокожих, используя немыслимый на западе блекфейс. Постановкой "Тёмной материи" должен был открыться фестиваль 2022 года, но… то ли политика вмешалась, то ли абсурд должен быть абсолютным, а на этот раз уступки не случилось. Подходящей актрисы в России также не нашлось, и «Тёмная материя» прошла мимо «У Моста», а Федотов стал искать другую пьесу для премьеры.
Однако роман с МакДонахом перетёк для пермяков в роман с Ирландией в целом, и ирландский репертуар давно пополнился другими авторами. Премьеру спектакля «Ирландский Герой – Гордость Запада» по пьесе «Плейбой Западного мира» Джона Синга Сергей Федотов предваряет небольшой экскурсией по реквизиту. Многие вещи в интерьере паба – подлинно ирландские, иные старше, чем время действия спектакля, и за каждой своя история пути с Атлантики на Каму.
Ну а дальше наступает действо, при виде которого как-то начинаешь верить тем конспирологам и адептам «Новой Хронологии», кто считает, что Irishs и Russians – это один и тот же народ. Разница по сути только в том, что русский мужик пьёт водку и делает это дома, а ирландский мужик пьёт виски и делает это в пабе. Чем порядком облегчает режиссёрский труд: паб – единственное место действия «Ирландского героя», через которое за 2,5 часа сценического времени проходит как бы не всё население глухой деревушки у моря, судя по виду - примерно 1930-х годов.
Типажи в исполнении пермских актёров (а актёры у Федотова прекрасны!) безмерно колоритны: резковатая, угловатая красавица на выданье Пегин Майк за стойкой паба, её забавный в своей нелепости жених Шоон Кью, суровый, но добродушный отец с вечной свитой пьяниц, могучая вдова Куин с бутылкой самогона за пазухой… Жизнь их скучна и размерена, пока в неё не вторгается тот самый ирландский герой – бродяга, который якобы совершил в свой деревне страшное злодеяние и бежит теперь от мести и властей, в каждом последующем пересказе всё увеличивая масштабы содеянного. Но злодеяние или подвиг – даже не столь важно: он просто СОВЕРШИЛ, и для селян стал героем уже потому, что сломал привычную размеренность лет.
А вообще, сюжет «Ирландского героя» не так уж важен. Этот спектакль берёт своё не столько развитием истории, сколько колоритом и игрой. И в этом, наверное, проявляется фирменная федотовская мистика: одновременно и проникаться самобытностью далёкой, маленькой, гордой страны, и видеть в этом что-то неописуемо родное.
Гастроли пермского театра "У Моста" это всегда целое событие. Каждый приезд легендарного театра в столицу сопровождается заслуженными солдаутами. В этот раз авторский театр Сергея Федотова привез сразу 3 спектакля. На двух из них мне удалось побывать. Сегодня я расскажу вам cвои впечатления о привезенной премьере - "Ирландский герой – гордость Запада".
Спектакль поставлен по пьесе признанного классика ирландской драматургии, оказавший большое влияние на Мартина МакДонаха - Джона Синга. В центре сюжета молодой парень Кристофер Мехоун (в исполнении Вильдана Валиева), который совершенно неожиданно врывается в обыденную жизнь кабатчика Майкла Джеймса (Владимир Ильин), его дочери Пегин Майк (Анастасия Петрова) и местных жителей небольшой ирландской деревеньки. Чужак внезапно признается в совершенном им убийстве собственного отца и становится самым настоящим героем в глазах местных, неискушенных событиями, жителей. С этого момента все женщины от вдовы Куин (Ирина Молянова) до крестьянок (Анастасия Леднёва, Милена Хмылова, Татьяна Голендухина, Виктория Андросова) начинают соперничать за внимание чужака. Но все переворачивается с ног на голову, когда в деревне внезапно появляется убитый отец Кристофера (Илья Бабошин). Кто это - воскресший старик, призрак или самозванец? Это зритеоюлям предстоит выяснить самим. Будьте уверены, финал вас точно поразит.
Фирменный пермского театра "У Моста" узнается с первых же секунд, эта ни с чем несравнимая атмосфера захолустья, где из интересных событий - чьи-то похороны, черный юмор, самогон рекой и смесь ирландской удали и безысходности глухой глубинки. Очень колоритные и детализированные декорации, потрясающая игра актеров, которые словно действительно родом из ирландской деревеньки, застрявшей где-то на берегу океана. Каждый спектакль пермского театра "У Моста" это невероятный опыт и особое эстетическое удовольствие для меня. Все происходящее в этой абсурдной истории на удивление смешно! Вы увидите интересно поставленную и просто блестяще сыгранную мрачную комедию, которая вызовет в вас бурю эмоций. Без пищи для размышлений не уйдет никто)
"Идиот" Пермский театр «У Моста»
В очередной раз в Москву приехал этот знаменитый театр. Режиссер и основатель, Сергей Федотов, широко известен своими постановками по всей стране, а каждый спектакль собирает полный зал и массу восторженных отзывов. Чаще других звучат спектакли по Мартину Макдонаху, современному ирландскому драматургу в жанре трагикомедии. Мой же выбор пал на "Идиота" по Федору Михайловичу Достоевскому, великий писатель и гениальный режиссер - должно быть интересно, подумала я.
Перед началом на сцену вышел сам Сергей Павлович и рассказал, что постановка будет классическая, с уважением к писателю, чему я была рада, и поблагодарил зрителей за столь теплый прием. В зале были и те, кто в этот приезд коллектива посмотрел все три представленных спектакля.
Когда идешь куда-то с большими ожиданиями, часто наступает разочарование, поэтому, несмотря на хорошие отзывы, я шла со спокойной душой и открытым сердцем.
Действие начинается с поезда. В задней части зала установлена стена, куда проецируется движение поезда, а посередине ее окно, за которым сидят герои, освещенные теплым вагонным светом и покачивающиеся в такт стука колес. И все здесь прекрасно и как-то провинциально. Иногда шум поезда заглушает слова - и это только усиливает впечатление.
Хочется отметить спокойствие и неторопливость действия. Все происходит размеренно и осмысленно, какой и была жизнь в XIX веке, очень правдоподобно, но не скучно, наоборот, есть время (и желание) рассмотреть детали декораций, понаблюдать за эмоциями героев, осознать происходящее. Как-будто не довлеет над режиссером величина романа и как-будто не стоит перед ним часов с лимитом в 3 часа действия. Поэтому мы плавно движемся в потоке событий, наслаждаясь каждой сценой.
Ну как "наслаждаясь", когда князь Мышкин, которого исполнил Алексей Улановский, рассказывал генеральше (Анастасия Перова) и ее дочерям о жизни в Швейцарии и дошел до воспоминаний об увиденной кaзни, вдруг что-то тяжелое сдавило мне горло и возникло острое желание выйти отсюда, абстрагироваться от представленной мною картины, и только осознав, что вокруг меня много людей, я смогла успокоиться и удивиться произошедшему. При этом ничего определенно страшного сказано не было, лишь намеки на страдание приговоренного и выражение лиц героев. Очень сильно.
Сколько ни видала я князей Мышкиных, Алексей Улановский быстро занял все это пространство своим героем, тонко передав все особенности личности персонажа. Ивана Федоровича Епанчина исполнил Илья Бабошин и для меня он стал самым комичным персонажем, начиная с раскатистого бархатистого голоса, заканчивая своим добродушным характером и юмором.
Чтобы описать всех героев и события, Достоевскому потребовался целый роман, поэтому я кратко скажу, что каждый персонаж обладает своими яркими особенностями и даже крошечные роли отыграны безупречно.
Работа с освещением на высшем уровне, зонирование сцен и точечная подсветка выхватывают героев и пространство вокруг. Декорации полноценно служат для всех задумок режиссера, легко трансформируясь. Звуковое сопровождение дополняет впечатления. У меня было чувство полного погружения в происходящее.
Три часа пролетели незаметно, опущенные моменты были озвучены закадровым голосом и нить повествования логично продолжалась. Я, как большой поклонник творчества Достоевского, осталась довольна всем. Очень рекомендую познакомиться с творчеством Пермского театра «У Моста» всем любителям сцены.
В Театральном Центре "На Страстном" с огромным успехом прошли гастроли Пермского театра "У Моста". На Страстном очень удобный зал, но несколько тесноватое фойе.
Пермский театр "У Моста" обладает обширным и разнообразным репертуаром, настолько разнообразным, что накануне нам показывают пьесу современного автора, сегодня произведение ирландского драматурга начала двадцатого века, а завтра будет "Идиот" по Достоевскому. Вот про "Идиота" я и хочу рассказать.
Основатель, художественный руководитель и режиссер театра "У Моста" Сергей Федотов не устает повторять, что в своем театре он классику ставит именно как классику.
Не так уж и сложно держать три часа зрителей на оригинальной пьесе с неожиданным сюжетом, но "Идиот"! Читанный-перечитанный, виденный-перевиденный, неоднократно экранизированный, да еще и опера с балетом написаны на эту тему. Как можно зрителя удержать в зале, показывая ему пьесу по известнейшему произведению, да еще и поставленную без всяческих кундштуков и технических наворотов. Не иначе для этого на сцене должна присутствовать волшебная сила искусства. И да: эта сила не просто присутствует во всех спектаклях театра "У Моста", а предстает перед нами в своем незамутненном блеске. Рождается она благодаря строгой режиссуре Сергея Федотова, его же неброской сценографии, неискаженному тексту Достоевского и великолепным актерам театра. В результате зрители сидят три часа не шелохнувшись, а в финале устраивают бешеную овацию.
Конечно же в три часа невозможно вместить весь роман, показаны только сцены любовного треугольника. Вернее квадрата... Нет все глубже и сложнее..., но на эту постановку можно водить школьников: Достоевский в их головах обоснуется правильно и навечно.
Актеры Пермского театра "У Моста" не устают меня поражать: вчера это были ирландские крестьяне, а сегодня герои Достоевского.
Владимир Ильин бывший вчера владельцем кабака, сегодня так же органично чувствует себя в образе Парфена Рогожина. Исполнители главных ролей Мышкина и Рогожина, Алексей Улановский и Владимир Ильин, захватывают наше внимание с первой же секунды их появления на сцене, с первого же диалога, даже с первых фраз.
Анастасия Перова вчера была ирландской девушкой на выданье, а сегодня она Елизавета Прокофьевна Епанчина. Между этими ролями громадная несходность временная, географическая и возрастная. Да: актеры Пермского театра "У Моста" способны на сцене творить чудеса. Что ни актер, то звезда, что ни роль, то чудо. Даже перечислять дальше актеров, участвовавших в спектакле "Идиот" не буду: у меня просто не хватит восторженных эпитетов.
После спектакля в мою голову закралась мысль, что настоящий русский драматический театр, ориентированный на зрителя думающего и чувствующего, теперь можно увидеть преимущественно в провинции. В столицах слишком велика конкуренция, слишком много усилий прилагается для того, чтобы выделиться, чтобы заметили. В результате сплошь и рядом нам достается эпатаж ради эпатажа, за которым теряется смысл, да и вообще искусство.
Спасибо, Пермскому театру "У Моста", что он есть, что привозит к нам свои замечательные спектакли, спасибо Сергею Федотову за то, что он эти спектакли ставит. И конечно же громадное спасибо всем актерам театра "У Моста", таким прекрасным, ярким и талантливым.
Ирландцы - очень странные люди. Понять логику их поступков порой совершенно невозможно. Но при этом есть что-то неимоверно завораживающее в их неспешном, каком-то инопланетном островном существовании, в их абсолютно непредсказуемых отношениях как между собой, так и с другими людьми, в их совершенно особенном чувстве юмора или бездонной грусти.
Пишу этот текст сразу после просмотра бесконечно прекрасного фильма "Банши Инишерина", заслуженно получившего прошлым вечером несколько премий Британской киноакадемии. Но сейчас хочу рассказать вовсе не о нем. Он стал сегодня для меня неким продолжением пятничного "ирландского театрального послевкусия".
Есть в России театр, спектакли которого могут раскрыть глубину и загадочность ирландского характера пожалуй даже лучше, чем это сделали бы сами ирландцы. И к моему великому счастью, я уже неоднократно имела возможность увидеть чудесное перевоплощение актеров из культурной столицы Урала в жителей глухой ирландской деревушки. И мое новое вечернее удовольствие - очередная премьера Пермского театра "У Моста". Гастролей этого театра москвичи всегда ждут с особым интересом. В его репертуаре, помимо российской классики, целая россыпь талантливейших постановок по пьесам Мартина МакДонаха(создателя того самого "Банши Инишерина"). Билеты на спектакли театра неизменно разлетаются, как горячие пирожки. Вот и в этот раз Театральный Центр на Страстном испытал нешуточное нашествие поклонников Сергея Федотова и его актеров. Столь любимую режиссером ирландскую тему продолжила постановка по пьесе Джона Синга "Ирландский герой - гордость Запада", обозначенная в афише, как древнеирландская комедия.
Уже полюбившиеся зрителям жители ирландской глубинки становятся в ней участниками невероятной фантасмагории с совершенно неожиданным финалом.
Поздним вечером в одиноко стоящем пабе появляется незнакомец, бродяга, судя по изможденному виду, скитавшийся несколько дней по полям и холмам. Конечно его приютили, обогрели и дали пинту. Но ирланцы же еще и очень любопытные. Новые люди в такой глуши - редкость, а поболтать они любят. И поведал им парень, что раскроил череп родному отцу лопатой. Ну а что, довели человека, не выдержал он вечных издевательств папаши, обзывавшего его идиотом и уродом, да вдобавок решившего женить на старой вдове, и пристукнул старика прямо на картофельном поле. Тут же сбежал и скитался неделю. И что бы вы думали, какова была реакция на его признание? Испуг, ужас, желание сдать его властям? Ничего подобного. В глазах всей деревни он становится дерзким храбрецом, невиданным героем. Подумать только, решился убить отца! За такое дело надо конечно оставить ночевать и предложить работу в пабе. Отцеубийца Кристофер Мехоун(просто блистательная игра Вильдана Валиева!)становится любимчиком местных жителей, ласково называющих его Кристи, совершенно очаровывает всех окрестных девиц, которые тут же прибегают на него посмотреть и подкормить, владельца паба(Владимир Ильин), любвеобильную вдову Куин(уморительно смешная Ирина Молянова), а больше всего дочку хозяина Маргарет(Анастасия Перова). Не рад только туповатый нареченный Маргарет Шоон Кью(Василий Скиданов), нежданно-негаданно лишившийся невесты. Так все полюбили новоявленного героя за его сомнительный подвиг, что тщедушный долговязый паренек и сам себе начинает казаться храбрецом и красавцем. Вот она, сила общественного мнения. Вера Кристи в себя становится так сильна, что он не только выигрывает все призы на местном празднике, но и делает Маргарет предложение. Вдова Куин всячески пытается строить козни, у нее у самой виды на "красавчика", но ей все же приходится уступить парня в обмен на кое-что из приданого. И все бы ничего, жили бы они все в любви и согласии, если бы вдруг не объявился слегка недобитый, как оказалось, папаша(Илья Бабошин), разыскивающий своего блудного сына. И вот когда общественность узнаёт, что герой-то вовсе не герой, начинается самое интересное. Мнение народа меняется на совершенно противоположное. И эта перемена так резко, как обухом(или лопатой) бьет по самооценке главного героя, что он ради восстановления "репутации" решает отца все-таки добить. Но комедия есть комедия - намекну, что ни одного папаши в результате не пострадало, но зато такая неожиданная смелость сына пробудила спящую отцовскую любовь. А что до остальных, оскорбленный в лучших чувствах Кристи гордо, как Чацкий, удаляется из общества, которое его не поняло, оставляя народ в недоумении, а несостоявшуюся невесту в горьком сожалении о том, что она потеряла.
Казалось бы, совершенно абсурдный сюжет дается актерам театра "У Моста" с такой легкостью, естественностью и бездной юмора, что от трагизма ситуации не остается и следа. А как уморительно актеры изображают подвыпивших обитателей паба, как забавны актрисы в ролях любопытных девиц, и как вся эта ирландская слегка сумашедшая тусовка становится по ходу действия близка зрителям! Как неожиданно понятны становятся нам эти чуднЫе люди. Понятны настолько, что хочется назвать все происходящее на сцене не древнеирландской комедией, а ирландской комедией с русской душой.