Москва

Фильм
Солярис

СССР, Россия, 1972Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Драма Андрея Тарковского про космонавта и мыслящий Океан

Действие романа происходит на космической станции, расположенной на планете Солярис, покрытой странной субстанцией — Океаном. С Земли на Солярис прилетает психолог Крис Кельвин, который должен разобраться, что происходит с членами экипажа станции.

  • Солярис – афиша
  • Солярис – афиша
  • Солярис – афиша
  • Солярис – афиша
  • Солярис – афиша
Фантастика, Драма
12+
Андрей Тарковский
20 марта 1972
22 января 1973
2 часа 49 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы А.Тарковского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
1 января 2001

Психолог Крис Кельвин (Банионис) поймет, что обитатели космической станции, наблюдающей за планетой Солярис, не так безумны, как кажутся, когда в его комнату войдет давно покончившая с собой возлюбленная Хари (Бондарчук).

«Низкие» жанры, включая фантастику, несут в себе больше мистического смысла, чем возвышенные трактаты. У истерзанных Солярисом астронавтов исступленные, угловатые лица, словно выписанные мастерами Северного Возрождения, не знавшего спокойной гармонии итальянского Кватроченто. Гармония лишь иллюзия, лишь сон космоса. За миллионы световых лет от Земли от нее остаются лишь бессмысленные, зря терзающие душу образы былых идолов, беззащитных перед идолом — Океаном. Мыслящий Океан Соляриса, наполняющий пространство стонами неприкаянных душ, терроризирующий людей нашествием их былых, теперь воплотившихся, грехов и преступлений, ужасен. Но ужасны и автострады Токио 1972-го. Ужасен дарованный Крису якобы идиллический муляж навсегда потерянного дома, населенного родными мертвецами. Знакомый дом вывернут наизнанку: дождь идет не на улице, а в комнатах. Вокруг расстилается все тот же безжалостный Океан, волны которого колеблют безобидные подмосковные водоросли. Ты хочешь обнять любимую женщину, а ее кожа покрывается панцирем льда. Хочешь прикоснуться к знакомому хрупкому телу, а оно разносит в осколки металлическую дверь. «Солярис» — замаскировавшийся фильм ужасов. Но речь в нем идет об ужасе воскресения и об ужасе вечной жизни, которую обретают (для тех, кто остался на Земле) покинувшие ее астронавты.

6
0

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
11 сентября 2009

Над тем, что в последствии станет третьей картиной Андрея Тарковского, работа началась еще где-то в 1968 году, как раз в самый разгар шумихи и чиновничьего скандала вокруг фильма «Страсти по Андрею». Может быть именно поэтому Тарковскому предложили, а он согласился снять фильм по роману Станислава Лема, знаменитого фантаста, тем самым войдя на территорию совсем уж безопасного жанра.
Работа над сценарием велась до 1969 года, совместно с писателем Фридрихом Горенштейном. Первый вариант ждала примерно та же участь, что и работа над «Ивановым детством» - скандал с автором первоисточника. Только на этот раз все было гораздо громче, так как Лем – писатель куда более известный, чем Богомолов - ругался последними словами, тыкая в сценарий, где три четверти действия фильма происходят на Земле, а в конце Кельвин благополучно возвращается домой со своей женой Марией. Тарковский согласился с возражениями и переписал большую часть, оставив из «земных действий» только одну четверть и разобравшись с «женой». Лема это, впрочем, не успокоило, он продолжал кипеть и протестовать, уповая на то, что книга совсем не о том, а вовсе о другом, но Тарковский на упреки эти не реагировал и начал набирать актеров, подготавливаясь к съемкам, которые начались в 1970-м году.
Точней, в 1970-м году зимой планировалось начать снимать зимние сцены «на Земле», но подбор актеров оказался слишком кропотливым. Все время вмешивались чиновники из ГосКино и МосФильма. Особенно трудным оказалось найти актрису на роль Хари. Сначала режиссер хотел взять туда шведку Биби Андерсон, потом свою бывшую жену Ирму Рауш, но в результате взяли двадцатилетнюю Наталью Бондарчук, дочку знаменитого и талантливого советского режиссера. Так что снимать начали в марте 1971-го года и снимали до самого лета.
Во время съемок Тарковский поругался еще и со своим постоянным оператором – Вадимом Юсовым, вроде как, по поводу линз. Поэтому «Солярис» стал последним фильмом, где они работали вместе. Кроме того, не было взаимопонимания у режиссера и с исполнителем главной роли – Донатосом Банионисом. Точней, актер не понимал, чего от него требует Тарковский, так как тот действительно не мог ясно объяснить, что он хочет. О своих проблемах он жаловался своему дневнику, указывая на вечные размолвки внутри съемочной группы и балансировании на грани сроков, тогда как фильм еще далек от завершения. «Снимать 'Рублева', по сравнению с этим, было все равно, что съездить на пикник», писал он.
К сентябрю кончилась цветная пленка, поэтому остальное снимали уже на черно-белую. Сцену в «город будущего», когда Бертон возвращается с дачи, снимали в сентябре 1971 года в Токио, опять же, на черно-белую пленку – так было дешевле. Последним сняли сцену, когда Кельвин находит тело Гибаряна. Это было 10 декабря того же года. А уже 30-го декабря состоялся первый показ картины, который, вопреки страхам и благодаря новогоднему настроению, прошел вполне спокойно и фильм приняли для проката, который начался широко по всей стране 20 марта 1972 года, за три месяца до того, как был показан на Каннском кинофестивале того года, куда вместе с фильмом приехал сам автор и, несмотря на то, что приняли картину более прохладно, чем предыдущие работы, «Солярис» выиграл Специальный Приз Жюри.
Конечно, первым делом «Солярис» начали сравнивать с шедевром Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», называя его «русским ответом» этой картине, что в корне неправильно. Если американский гений снимал, уставившись камерой в бездонное пространство космической дали, то русский привязал своих героев к Земле такой веревкой, что если тут и есть бездонное пространство, то отнюдь не космического характера, а глубинно-психологического. Да и в оригинале, как признается сам Лем «в космосе гораздо лучше, чем на Земле, а Тарковский снял фильм, где все наоборот».
Но фильм, при этом, оказался весьма мощным и свежим взглядом в жанре фантастики. В сцене, когда действие на Земле плавно переходит в события в космосе, сделано все возможное, показать, что в данном случае открытое межзвездное пространство – это, вполне возможно, внутренний космос отдельно взятого человека, такой же безграничный и наполненный не менее страшными загадками, тайнами и необъяснимыми чудесами, что замечательно стыкуется с происходящими событиями с людьми, вращающимися на орбите вокруг планеты-океана.
Что же касается личностных параллелей, то «Солярис» более автобиографичен, чем это может показаться с первого взгляда. В 1965 году Андрей ушел от своей жены Ирмы к другой актрисе – Ларисе Кизиловой, с которой поженился в 1970 году, когда шла работа над подготовкой к съемкам «Соляриса». Чуть позже у них родился сын, но режиссер все еще переживал по поводу разорванных отношений с Ирмой. «Однажды, она мне приснилась и мое сердце наполнилось болью», пишет он в своем дневнике. Поэтому многие события, связанные с героиней фильма Хари, так или иначе связаны эмоционально с переживаниями самого автора, который хотел даже, чтобы Ирма снялась в этой роли. На эти переживания нахлынула и волна обострения отношений с родителями, которые не одобрили его развода, да и сам Андрей признавался, что несмотря на то, что очень их любил, ему было с ними тяжело, равно как и им с ним. Все это подобным же образом отмечено в фильме. Особенно в сцене, когда Кельвин возвращается домой, желая быть прощенным.
Работая над фильмом под грузом переживания относительно разрушенного первого брака и отношений с отцом, Тарковский снял более печальный и более сильный фильм, чем планировал. Однако сеанс психоанализа этой картины не смог побороть и разрешить все психологические трудности автора. С этим он постарается справиться в своем следующем фильме – «Зеркало».

8
0
9
Родерик Споуд
110 отзывов, 122 оценки, рейтинг 123
20 декабря 2009

Забавно, а общий рейтинг Соляриса всего на четверочку...
оплошал, видать, Тарковский, - не справился.
:)

Обсуждать, насколько хорошо снят фильм я не буду, (это не обсуждается).
Хочу поделиться парой-тройкой соображений.

Первое - с отправлением своих любимых в безвоздушное пространство.

По сюжету у главного героя появлялась Любимая, его начинала мучить совесть, и он от нее избавлялся. Потом возникала новая Любимая, точно такая же как старая, его снова начинала мучить совесть и он снова сажал ее в ракету, потом появлялась новая и так далее.

Как я себе это вижу:
Речь идет о мужчине, который как 99% мужчин делал что-то такое, после чего его могла мучить совесть, в результате чего Любимой и его совести становилось слишком тесно на этой планете, и от Любимой приходилось избавиться.

Потом он опять же как мужчина,... а у мужчины имеют свойства появляться рядом "Любимые", заводил вроде бы как новую Любимую, которая очень, очень сильно напоминала старую, (можно даже сказать, была ее точной копией).
Некоторые вообще считают что все женщины одинаковые, но мы комментировать это не будем.

Вариант второй, (фантастический), каждый раз к нему приходила одна и та же любимая. Но это, на самом деле не важно.

Фильм о том, что человек с Совестью чрезвычайно жесток. Его совесть не дает ему мирно жить с его "любимыми" и заставляет его как "порядочного человека", посылать их в космос, только для того, чтобы потом встретиться с точно таким же любящим экземпляром. Опыт, нашего астронавта ничему не учит.

Как здесь выход - я не знаю. Ведь настоящее кино только ставить вопросы, но не отвечает. Может сменить пристрастия и подбирать себе других "любимых", (по фильму, скажем, отобрать видение другого члена экипажа и строить дружбу с ним).

Второе:
Там по фильму звучит прямым текстом мысль - мы любим то что можем потерять.
Вот сейчас поняли что можем потерять планету и сразу ее полюбили.

Я с этим несогласен. Потому что это любовь невротика. Это не любовь а страх потерять. и Тем более страх потерять без выбора.

В моем понимании Любовь, это что-то вроде самопожертвования когда ты не столько боишься потерять другого, сколько не боишься потерять самого себя. И как следствие - любовь, это действие.

Как Любовь сочетается с совестью, фильм на мой взгляд, ответа не дает.

Мне так кажется, главный герой не отправляет Любимую очередной раз в космос не потому что понял, что любит ее, а потому что понял, что это бесполезно, - она все равно вернется к нему.

Только вот в реальной жизни все гораздо страшнее. Например, в фильме не рассматривается такой вариант, когда Любимая возвращается и застает там другую "Любимую".


4
0
7
Олег Подковыров
40 отзывов, 182 оценки, рейтинг 138
20 марта 2008

Гипнотический, проникновенный фильм великого русского режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, снятый по роману известного польского фантаста Станислава Лема. Один из немногих фильмов, попадающих под определение научная фантастика. Что удивительно, ведь творчество Тарковского было далеко от этого, в общем то коммерческого и массового, жанра. Однако фантастическим оказался лишь фон, за которым скрывалась поэтическая, чувственная история о вине и искуплении, любви и потерях.

Ученый Крис Кельвин отправляется на космическую станцию, находящуюся на орбите планеты Солярис. Поверхность планеты покрыта океаном, который оказывается разумным, мыслящим существом, способным извлекать из сознания человека воспоминания и материализовывать их. На станции Крис встречается со своей женой Хари, покончившей жизнь самоубийством несколько лет назад.

Это напоминает катарсис. Крис, страдающий от чувства вины, считающий себя виноватым в смерти супруги. Ужас Хари, осознающей, что она не человек. Взгляд на кинопленку, привезенную Крисом с земли, - для него в прошлое, для нее – открытие нового мира. Мира, которому она не будет принадлежать никогда. Момент истины – покаяние, искупление своего греха, герой видит лишь в одном – полюбить нейронный клон жены, как настоящую женщину. При этом налицо полнейшее духовное очеловечивание Хари, высказывающую главную мысль фильма: “я люблю, а значит я человек!”.

Тарковский рисует невероятно глубокую картину. За неторопливыми, длинными кадрами, вроде бы лишенными явного действия, скрывается гипнотическая сила. Например, поездка Бертона на машине в город Токио. Эпизод, продолжительностью более 5 минут, в течение которого мы наблюдаем, как бы из глаз водителя, за дорогой. Постепенно сгущаются сумерки, зажигаются фонари и габаритные огни проезжающих мимо машин, свет в окнах домов. Мы погружаемся, все глубже и создается ощущение, будто мы отрываемся от Земли и летим к тому самому Солярису. Замечательная аналогия, потому что именно в это самое время Крис начинает свой полет.

Огромную роль в создании космической атмосферы играет музыка – неземные, синтетические звуки, воспроизведенные синтезатором. Кроме этого в картине присутствует лишь фа – минорная хоральная прелюдия Баха.

Тарковский, мастер зрительных образов, создает частичку Родины, используя лишь ящик с горстью простой земли, взятой Крисом с собой на орбиту и произрастающей зеленью в момент раскаяния героя. Тоску по Родине – через образ матери. Показывает красоту природы, первозданного мира, изображая дождь и колышущиеся в воде водоросли, надолго врезающиеся в память. А сцена невесомости… Великолепная, технически очень сложная работа оператора Вадима Юсова.

В картине так же прослеживаются мотивы схожие с евангельской притчей о блудном сыне. Крис оставляет дом отца, подобно блудному сыну и возвращается, раскаявшись, после скитаний по миру. Так же отчетливо цитируются картины Рембрандта, изображающих сюжет именно этой притчи. В сценах прощания Криса с Землей несколько раз появляется красивейший жеребец, отсылающий нас к картине “Блудный сын покидает дом”. Финальный эпизод с стоящим на коленях перед отцом Крисом – “Блудный сын”.

Темы Земли и родителей в романе Лема нет. Писатель был одним из немногих, кто подверг картину критике, при этом, так и не досмотрев ее до конца. “Тарковский снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести”,- говорил он – “Солярис - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским ”. Что сказать, - зря. Фильм-то хороший...

3
0
7
Jean Claude
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 10
5 декабря 2010

Фильм признанного гения мировой кинематографии Андрея Тарковского представляет собой интерпретацию режиссером одноименного научно – фантастического романа С. Лема. Интерпритация эта сильно отличается от первоисточника, и, главным образом, отличается она основной идеей.
Фильм Тарковского земной. Он не о космосе, он о людях. Планета Солярис не является предметом повествования, это лишь способ увидеть себя, свою совесть. Задуматься о своей жизни, об ошибках котрые совершил и, в конечном итоге, признать свою вину. Признаться самому себе.
Фильм для тех, кому ближе земные проблемы и переживания людей нежели стремление узнать, что или кто нас ждет там, в космосе.

2
0
9
Не Белинский
113 отзыва, 138 оценок, рейтинг 105
30 декабря 2009

Психолога посылают на космический корабль, на котором остались всего три человека. Цель ихнего там пребывания: исследовать загадочную планету Солярис, а точнее океан на этой планете, который отличается от земных океанов тем, что осуществляет мозговую деятельность. Почему людей осталось так мало? Просто соляристика вымирает, так как никаких существенных открытий за долгое время её изучения сделано не было. Но это не основная причина. Солярис губительно действует на человека, вытаскивая из него его самые сокровенные воспоминания и материализуя их. Вследствие чего люди, вдобавок ко всему находящиеся далеко от Родины, перестают чувствовать себя людьми, теряют ощущение полноценной жизни и здравость ума. Задачей же психолога является выяснить, можно ли дальше проводить исследования, или учёные, находящиеся на станции, уже недееспособны. Приехав же на космический корабль наш герой встречает там свою жену, умершую много лет назад, и понимает, что на Солярисе происходит нечто более интересное, чем простое помешательство.
На мой взгляд, конкурировать с данным фильмом в жанре "человек в космосе" может только кубриковская "Космическая одиссея 2001г.", но и она, в общем, уступает кое в чём драме Тарковского. Идея "Соляриса", бесспорно, идёт гораздо глубже. Если Кубрик просто оповещал о том, что в ближайшем будущем машины выйдут из под человеческого контроля и пойдут против своего создателя, то Тарковский говорит о родстве человека, технологий и мистики. Ведь для многих людей фантазии занимают более важное место, чем повседневная жизнь, и они готовы предаваться им как можно дольше. Так и с мистикой. Главный герой не понимает как оказалось возможным появление на космическом корабле его умершей жены, но он не боится этого незнания - самого ощущения, что она рядом, для него достаточно. Тарковский рассуждает, также, и о том, что человек не сможет рационально использовать новые полученные знания без подъёма своей нравственности. Без этого открытия лишь приведут к гибели человека, или, в лучшем случае, никак ему не помогут.
Но и помимо интересной философии здесь есть на что посмотреть: актёры подобраны идеально, в глазах их так и сквозят меланхолия и некоторое сумасшествие. Музыка полностью отражает происходящее на экране. Многих может спугнуть солидный хронометраж, но это как раз тот случай, когда без него не обойтись - такую историю в двух словах не расскажешь.

2
0

Подборки Афиши
Все