Интеллигенция — это миф. Если повспоминать, сколько ее изничтожали, сажали на философские пароходы, заключали в лагеря и доводили до крайней нищеты, то, сколько настоящих интеллигентов мы насчитаем, тех, кто имеют по два высших образования в третьем поколении?
Интеллигенция — это нравственный эталон общества. Ах, сколько прекрасных мудрых алкоголиков-поэтов обитает в старых дворах Москвы и Петербурга, осененных изменчивой музой. Сколько в них декаданса и изливаемых на бумагу и в партитуры сексуальных зажимов и комплексов тщедушных тел!
Интеллигенция — это социальная группа людей, профессионально занимающихся просветительским трудом. Ах да, это те преподаватели ВУЗов, у которых один набор лекций на все предметы, и одни мысли, которые они ретранслируют двадцатый год в обшарпанных, как питерские дворы, аудиториях.
Что только про интеллигенцию не говорят, и как к ней только не относятся, но трудно отрицать, что это тот культурный слой общества, которым богата Россия, и, познакомившись с которой у любого скептика отпадут сомнения в ее цивилизованности. Несмотря на многочисленные торжественные похороны, интеллигенция жива и здравствует, просто во все масс-медиа, увы, прорываются не слишком образованные и не слишком талантливые люди, удовлетворяющие низким вкусам. То же самое происходит и с изумительным фильмом Константина Худякова по повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Пара фестивалей второго ряда, очень ограниченная аудитория и практически ни одного показа на нашем телевидении. А сколько прелести, сколько безысходности и надежды в этом камерном произведении об угасании некогда знаменитого скульптора Анны Борисовны и ее молодом помощнике Петре, который поддерживает в ней огонь, делающий Анну Борисовну живее всех живых.
Их отношения, напряженные и в то же время очень теплые, становятся главной загадкой этого фильма. Что удерживает неудавшегося режиссера в самом расцвете сил с вредной старухой, острой на язык? В их маленьком склепе кипят страсти, превращающие фильм в психологический триллер. Всевозможные комплексы и невысказанные обиды сплетаются в болезненный клубок, удерживает от распада который разве что годы, проведенные вместе, но едва ли бы его было интересно распутывать, подбери на главные роли Худяков других актеров.
Дуэт Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова, сказать по-интеллигентски, это божественно. «На Верхней Масловке» с тем же успехом мог бы стать спектаклем. Это возможно лишь в том случае, когда актеры играют так, что тебе хочется смотреть на это бесконечно. А Фрейндлих и Миронов, неврастеничные, язвительные и трогательные, цепляют намертво и весь мир сужается до их мастерской с обсыпающимися стенами, до маленькой точки на Верхней Масловке, к этому последнему пристанищу интеллигентов, некогда к району художников и поэтов.
Дина Рубина и Константин Худяков, размышляя о судьбах этого культурного пласта, почвы, бесконечно сдираемой властью и рынком, кажется, ставят на ней крест. И вот уже режиссер с высокими моральными стандартами оказывается никому не нужным в циничной Москве, а знаменитого скульптора держат за диковинного динозавра и ждут-не дождутся, когда его можно будет с почестями похоронить и экспроприировать его работы в Третьяковку. И не останется ничего иного как ронять истеричные слезы, когда болезнь и ветхость разъедят и эту маленькую резервацию на карте столицы.
Но все ложь, обман и паникёрство. Походите по книжным магазинам, поищите в Интернете, посмотрите программу Толстой и Смирновой, загляните в музеи и арт-кафе, чтобы утвердиться в мысли, что интеллигенция живее всех живых, и кто-то продолжает передавать из поколения в поколение высокую мораль и бесконечные поиск истины в нашей грязненькой и циничной жизни.
Тщательно и старательно сделанный фильм талантливого режиссера и гениальных артистов.
Анна Борисовна и Петр - потенциально гениальные люди. Они гениальные любовники - страстные, искренние, открытые, доверчивые и одновременно умные, точные, ироничные.
Вместе с тем, эта потенциальность так и не раскрылась. Трагедия этих людей, конфликт фильма строится вокруг этой нереализованности.
В этом можно обвинять время, окружение, кого угодно. Но лучше не обвинять, а понять. Это понимание - основная идея фильма.
Безукоризненно, снайперски точен Миронов. Роль сделана блестяще.
А вот Алисе Бруновне я полностью не верю. У неё вышла дама, которая играет старушку.
Дама кривляется, шамкает, щурится, ворчит - честно отрабатывая образ - как на этюдах в театральной школе.
А надо играть наоборот! Надо играть даму, которой наплевать на то, что она старушка. То есть, эта старушка видит себя только дамой и никем более.
Это Дон Кихот в женском обличьи, который безнадежно сопротивляется - из последних сил - старости, времени, пыли, глупости вокруг себя. Она боец!
Это вроде бы было видно снаружи, но не было в естестве роли Алисы Бруновны.
Роль можно было развернуть до интонации Люси - Раневской в знаменитой постановке Моссовета "Дальше - тишина".
Может лет через 20 получится?
Сходила на экранизацию повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Честно говоря, понравился Миронов, понравилась Бабенко (или как ее бишь там), а сам фильм оставляет желать лучшего. По моему мнению, он мог быть сильнее. Хотя для человека, который повести не читал, сюжета не знает, да и Рубиной, собственно говоря, не знает, фильм может показаться очень сильным. И все же Рубина пишет ярче и образы у нее выпуклее, чем в фильме.
С другой стороны, Миронов сделал свой вклад – его несравненная игра сделала фильм не экранизацией «На Вехней Масловке», а фильмом о его герое, потому что в повести не такой акцент конкретно на нем, а больше все-таки на отношениях Анны Борисовны и Пети. На Фрейндлих поднять руку не могу - она божественна как всегда, НО я представляла эту героиню немного иной. Но это мое, субъективное мнение, так что посмотреть стоит. Советую.
Афиша платит зарплату идиоту с уровнем развития, как у Бивиса или Батхеда. Человек написавший такое про гениальную картину, которую Фрейндлих назвала св оей самой лучшей работой в жизни при встрече с Путиным и попросила его обязательно посмотреть ее. Написав, что ее невозможно смотреть, он написал не о фильме, а о себе... Эта картина держится на первом месте на сайте www.ruskino.ru уже полгода. Я надеюсь, что Афиша поручит посмотреть фильм понимающему человеку, а этот умственно отсталый дебил не будет вводить публику в заблуждение.
Скульптор глыба. Женщина художник. Личность источник ресурсного опыта творчества. Жажда чистого воздуха. Сюжетный концепт отношений в дуэте «мать и сын» или «учитель и ученик» весьма удачно подходит для театральной постановки. Взаимодействие обширного и насыщенного знаниями прошлого и молодого будущего, которое жаждет впитывать новое.