Несбывшиеся надежды, одиночество и жестокость — это все, чем живет главная героиня фильма.
Драма |
16+ |
Пьер Паоло Пазолини |
31 августа 1962 |
1 час 50 минут |
Бывшая проститутка, которую кличут мама Рома (Анна Маньяни), после того, как ей не удается расстроить свадьбу своего экс-сутенера (Франко Читти), уезжает в Рим, чтобы начать новую жизнь. У нее на руках к тому времени уже 16-летний Этторе (Этторе Гарафоло), который переезжает вместе с ней и погружается в мир местных улиц, заводя знакомство с хулиганами и проститутками, в одну из которых он влюбляется и начинает продавать вещи из дома, чтобы купить ей подарки. Сама же мама Рома открывает овощную лавочку и в курсе, как тяжело достаются трудовые деньги, и уж тем более она ничего хорошего в романе сына и проститутки не видит – слишком знакома для нее эта дорожка и куда она приводит. Она мечтает найти ему работу, но тот ничего не умеет, да и не хочет ничему учиться. Мощное постнеореалистическое высказывание Пазолини о том, что Росселини ошибался.
В картине «Рим – открытый город» детишки, в которых Роберто Росселлини видел будущее своей страны, смотрели на казнь, и в глазах их зарождалось нечто такое, что должно было сделать их жизнь какой-то правильной. А в глазах самого режиссера теплилась надежда, мол, ничего, отстроимся, заживем. Пазолини, как сама мама Рома, подхватывает этот куплет и бросает в ответ, мол, отстроиться-то отстроились, а вот зажили ли – не похоже, что-то. Между двумя этими картинами на самом деле действительно идет большой диалог, и это даже если не считать, что Анна Маньяни сыграла и там и там. Пазолини, в свойственной ему манере, надежды более старшего поколения не разделяет и примерно в тех же условиях (за минусом фашизма и немцев) показывает, что люди довольно грубы, циничны и безнадежны.
Стилистически же фильм наследует не только и не столько Росселлини, сколько более раннему фильму «Аккатоне». Тут есть и Франко Читти, который вновь играет сутенера, и несколько более второстепенных актеров. Есть и уличная шпана, и проституция. Вновь некоторые актеры – профессионалами не являются и играют феноменально ужасно. В качестве музыкального оформления использована музыка зубра классической музыки, только вместо Баха – Вивальди. Есть и рифмы с библейскими мотивами в их культурологическом изображении, прямо с первой (со свадебным столом) и до последней сцены. Присутствует даже мотоцикл, относительно длинные планы с бредущими по дороге героями, ведущими диалоги, которые вновь грубы и неотесанны настолько, что способны отпугнуть зрителя, как считали современники-прокатчики (долгое время фильм в США, к примеру, не подпускали к кинотеатрам). То есть Пазолини вновь взял в руки инструмент неореализма, но построил с помощью его чуть ли не противоположный по моральному настроению материал.
Что же касается стилистики постановки, то бросается в глаза, как необычайно много в фильме движущейся камеры. Она гуляет вместе с героями по новому городу, отстроенному после войны до неузнаваемости. Встречает всех тех странных людей, заглядывается на дома и переулки, выходит на прогулки как ночью, так и днем. Тут, конечно, можно несколько огорчиться, что Пазолини слишком много экранного времени уделяет Этторе, который шатается по городу и бездельничает. Порой это напоминает обычное любование пареньком, без особой функциональной нагрузки. И это имея такую мощную и экспрессивную актрису, как Анна Маньяни, в актерском составе фильма. Но у режиссера была своя цель сделать акцент именно на нем, и он ее добился, нравится кому-то это или нет.
Все больше и больше в творчестве Пазолини проявляются сильные религиозные мотивы. Это и уже упомянутая сцена со свадьбы, напоминающая визуально Тайную Вечерю. Есть что-то знакомое и в образе бывшей проститутки, начавшей новую жизнь, которая живет рядом с мальчиком, чьего отца мы не знаем, хотя никакой Вести он не несет. Кроме того, угадывается и политико-социальный символизм – известно, что Пазолини не очень жаловал послевоенных итальянских политиков, сравнивая их с фашистами. Но, что самое важное, «Мама Рома», при всем том, что тут действительно полно поводов для нападок со всех сторон, содержит тот самый поэтизм, утерянный поколением итальянских неореалистов первой волны.
Как-то предсказуемо вышло. И про этот "крах ожиданий", собственно заложенный в посыле к зрителю, рассказано слишком уж ровно. Сама Мама Рома с доброй фигурой и отличной задницей, и действительно крикливая даже для итальянки. Её трагический бездельник сынок, как-то неожиданно ставший авторитетом в своей дворовой компании. Мерзкий сутенёр, мешающий жить, Рим с неожиданной стороны в виде спального района. Про неореализм уж говорить не буду, словечко это и вправду малость заезжено. Но сам фильм получился чисто проходным.