Сэ р Гавейн (Дев Пател) — рыцарь Круглого стола короля Артура — бросает вызов Зеленому рыцарю и отправляется в психоделическое путешествие. У этого фэнтези гораздо больше с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского, чем с Гаем Ричи, что немудрено, ведь его поставил визионер Дэвид Лоури — автор бескомпромиссного трансцендентного шедевра «История призрака». И пусть Лоури этого не афиширует, в анамнезе у фильма также значится «Экскалибур» Джона Бурмана — еще одно по-настоящему мозговыносящее фэнтези, главный герой которого не люди, а легендарный меч.
Фэнтези, Мелодрама |
18+ |
Дэвид Лоури |
29 июля 2021 |
26 августа 2021 |
2 часа 5 минут |
Молодой человек по имени Гавейн (Дев Пател), сын могущественной колдуньи (Сарита Чудхури), сестры великого короля (Шон Харрис), мается при дворе дяди, спит с простолюдинкой (Алисия Викандер) и мечтает стать рыцарем. И вот на Рождество в замке появляется огромный воин с головой-пнем и вызывает любого из присутствующих на своеобразный поединок: противник, который сможет нанести ему удар, получит его роскошный топор, но ровно через год должен будет приехать к нему в Зеленую часовню и получить точно такой же удар в ответ. Амбициозный Гавейн, не встретив сопротивления, отрубает Зеленому рыцарю голову, но остается в дураках: тот берет голову под мышку и хохоча уезжает — а Гавейну, стало быть, через год приходится отправиться в путешествие, в финале которого головы должен лишиться уже он сам.
Американский инди-режиссер Дэвид Лоури («История призрака», «Старик с пистолетом») несколько неожиданно (впрочем, он также поставил для «Диснея» фэнтези «Пит и его дракон») обратился к средневековой британской литературе: рыцарский роман «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» — одна из самых интригующих книг артуровского цикла, написанная в стихах в XIV веке неизвестным автором. «Рыцаря» комментировал и переводил на современный английский Толкин, а, например, англичанин Стивен Уикс экранизировал его аж дважды, причем во второй раз Зеленого рыцаря играл Шон Коннери (по странному совпадению у Уикса тоже есть фильм «История призрака»).
«Зеленый рыцарь» Лоури, впрочем, из почтенного пыльного канона, очевидно, выпадает: это нечто среднее между «Монти Пайтоном» и «Мертвецом» Джармуша, психоделический трип по артуриане — одновременно пересказ, комментарий и радикальное переосмысление поэмы. Пижон Лоури даже избегает легендарных имен собственных — Артур, Моргана или Камелот в фильме ни разу не названы.
Первый кадр, не считая короткого пафосного пролога, напоминает вирусные ютьюб-ролики о России: на заднем плане полыхает дом, а на переднем спокойно ходят козочки с гусями, тут же спит пьяный. Но Лоури, как очень быстро становится ясно, тянет вовсе не в натурализм, а в поэзию — фигурально, а иногда и буквально. «Зеленый рыцарь» — фильм дивной, часто завораживающей красоты, причем аранжированной не только спецэффектами и всяческой цветокоррекцией, но и по старинке — скажем, в некоторых сценах на свежем воздухе очевидно использованы рисованные от руки фоны.
В первой половине — а особенно в первые полчаса, пока Гавейн еще не отправился в путь, — фокусы Лоури с изображением, все это кьяроскуро, крупные планы, короткий монтаж и прочее, выглядят довольно натужно, чтобы не сказать претенциозно: «Игра престолов» для эстетов. Но со временем внешний ритм фильма как‑то синхронизируется с его сердцебиением, и во второй половине от экрана уже не оторваться.
Впрочем, Лоури все равно слегка изменяет чувство меры (напомним, это режиссер, у которого Руни Мара четыре минуты ела пирог перед неподвижной камерой): тут и приставучий компьютерный лис, и подводное путешествие, напоминающее про «самый грязный туалет в Шотландии», и песни, и латынь со среднеанглийским, и кукольный театр, и все время выталкивающие из фильма титры, и чего только нет. Но из его манеры раз в несколько минут выкидывать что‑нибудь эдакое то и дело выпадают и настоящие бриллианты — сцена с великанами, скажем, или диалог с Барри Кеганом, или годаровская панорама на 360 градусов, элегантно иллюстрирующая понятие времени.
Что касается содержания — не самого квеста, вполне прямолинейного, а его поблескивающих значений, — «Зеленый рыцарь», как и его литературный оригинал, оставляет простор для интерпретаций (Лоури, как мы выяснили, пижон, поэтому не стесняйтесь потом погуглить, что к чему у Гавейна и его друзей). В принципе, выводы из фильма можно сделать противоположные. Но из самого напрашивающегося — модная тема кризиса маскулинности: поиск героем подвига зарифмован с его желанием состояться как мужчина, и обреченность, эфемерность, скажем так, обоих устремлений сомнению не подлежат (обратите также внимание на кадр в самом конце титров). Вопреки первому впечатлению, «Зеленый рыцарь» полон и иронии; где‑то избыточный, но рискованный, талантливый, уж точно незаурядный фильм.
Худший из фильмов, которые я видел за последние 10 лет. Просто лютый пипец…
Ни одного нормального диалога. Никакой актерской игры. Никакого сюжета. Никакого смысла. В фильме нет вообще ничего хорошего.
Примитивная глупая малобюджетка…
Это даже не потерянное время… это просто ненависть к себе за то, что как-то ты это выбрал.
Не повторяйте моей ошибки.
А если все же не послушаете и пойдёте смотреть всему наперекор - не забудьте ПОТОМ отметить этот мой отзыв как самый полезный, в знак раскаяния, и предупреждения другим).
Юный (относительно) Гавейн кутит с любимой, пьёт, ждет посвящения в рыцари и возможности обрасти славой и историями. Шанс с маминой подачи предоставлен: на рождественском приеме у короля Артура появляется Зеленый Рыцарь, явно нечеловеческого происхождения (Мерлин качает аккуратно головой - «не стоит» - на многозначительный взгляд короля), и предлагает игру: желающий может нанести ему любой удар по желанию, за что получит его секиру в подарок, но через год должен будет навестить его в Зеленой Часовне, дабы принять удар ответный - ровно такой же, что нанесён сегодня и «друзьями разойтись». Гавейн «кажется, понял» правила игры, и отрубает голову визитеру. Последний поднимает голову с пола, напоминает, что будет ждать его через год и, посмеиваясь, отчаливает…
Как и любая сказка, легенда о незадачливом честолюбце, полна аллюзий и смыслов, при этом извращает логику в любую сторону из ниоткуда в никуда. Кто? Что? Откуда? Тут отвечают на эти вопросы исключительно когда это надо для интерпретации бессознательного, то есть почти никогда. Что за великаны? Что за говорящая лиса? Пффф… А вот почему рыцарь, собственно, зелёный? - это заслуживающий внимания вопрос. На него отвечают минут 5 экранного времени. И не зря. Главное действующее лицо тут он, о чем заглавие свидетельствует.
Мать создает сыну возможность инициации, не её вина, что отпрыск оказывается мудазвоном, из всех возможностей выбирающий отсечь башку («А теперь иди и верни им жизнь обратно» говаривал монах послушнику в нетленке Ким Ки Дука). Так начинается его роудтрип, на котором рыцарь полный страха и упрёка встретит кинозвезд разной величины, пройдет огонь, воду и медные трубы в меру сил и возможностей. Дабы в конце свидеться с неотвратимым.
«Там, куда отправишься, ждет тебя сама природа. Витальность, впрочем, сверх всякой меры. Не устоять тебе. Но можем мы и здесь сложить все песни, столь нужные, тебя восславим в них. Никто и не узнает, и не сможет опровергнуть в них воспетое. Поворачивай назад...» Природа и витальность (потому и зелёный) действительно сурова. К встрече с ней Гавейн не готов. Он делает всё, чтобы защититься. Стать неуязвимым.
«У тебя был год, чтобы набраться храбрости» грохочет нечто. «Хоть год, хоть сотня лет, тут мало всё…» лепечет будущий рыцарь. Инициация - дело такое. Она может тебя взрастить, а может отсечь тебе голову. «И всё?! И это - всё?!? Удар один и мне конец?». Природа безжалостна и безапелляционна: «А чего ты ждал?». Тут Бродский вспоминается с ходу:
Природа расправляется с былым,
И лик её при этом,
Пусть залитый закатным светом,
Невольно делается злым…
История любого взросления и проживания - это конфронтация с витальностью и неотъемлемой её частью - смертью. Встреча с болью. Наказан будет любой возомнивший будто может победить в этой игре. Всё, чего добьёшься, что ещё и орудие собственной казни придется тащить палачу собственноручно через всю жизнь. Как у Фолкнера: «дарю часы, чтобы ты помнил: тебе не дано победить; тебе не дано даже вызов бросить…». Но у нашего героя нет отца, а его И.О. лишь безмолвно протягивает меч… Однако и не рубануть - скучно. Не выйти из комнаты. Не признать, что жизнь - мясорубка, куда соблазнительно сунуть палец. Куда нельзя не сунуть палец. Руби, но «береги голову», чужую и свою? Да. И нет.
Лоури снял красивую атмосферную притчу о беспомощности и глупости, одновременной жажде вырасти и неготовности взрослеть. О том, что природа - не добрый волшебник, а смерть - купюра с которой не бывает сдачи. Об уязвимости как точке роста (привет, Талеб!). Сказку жуткую, не жалеющую нервы своего зрителя (студия А24, снимавшая фильм, вообще специализируется на экспериментальных фильмах ужасов), берущую щепотку Тарковского, щепотку Рёфна, щепотку Малика и смешивающего ингредиенты в психоделическое путешествие души к смирению.
Именно. В конце концов «Легенда о Зеленом Рыцаре» - это песнь о смирении. Смирение пронизывает всё с первого кадра по последний. Смирись с тем, что шагая в мясорубку жизни, ты не знаешь кем, как, когда и в каком виде выйдешь с другого конца (этим ведь так цепляла «Игра престолов» изнежившихся в благополучии и позитивчике). Смирись с тем, что не шагнуть не можешь, лишь пытаешься придать форму. Мы часто встречаем людей, отказывающихся встретиться с тем, что благополучие - пыль. Но они не могут отказаться от него, как Гавейну трудно это сделать до тех пор, пока он не увидит «благополучную» жизнь на перемотке. «- Я готов исполнить долг и слово выдержу своё! - Коли так, что же за пояс у тебя? (Артефакт от ведьмы, дающий неуязвимость) Сними и брось его. Там, куда идешь ты, ни к чему дары такие…» Природа - церковь Сатаны, и если сам он в рыцарской легенде Гумилёва одаривал героя отчаянием, то его церковь выполняет ту же функцию, что и наша - предлагает склонить голову перед уготованным. Недаром финал развернётся не где-то ещё, но в часовне.
Так хорошо, когда нам есть что поведать за круглым столом о своей жизни. Рассказать окружающим приключения, выпавшие на долю. Вот только для подобной повести неплохо бы донести чем вещать на плечах. А уж если замахнулся на бытиё, будь готов принять ответ. Будь готов, что твои подвиги воспоёт некто из тех рыцарей, что не шелохнулись в попытке сыграть в предложенную игру.
Проблемы в ожиданиях.
Многие идут на этот фильм, с предчувствием эпичной фэнтезийной истории, приключений, чего то в духе «Меч короля Артура», и отчасти в этом виновата рекламная компания, трейлер этого фильма может ввести потенциального зрителя в совсем другой вайб.
Я же, зная что это работа студии А24 (которые славятся своими авторскими и самобытными картинами), шел на фильм, ожидая просто чего то необычного, но фильм смог меня приятно удивить.
Как и оригинал, смысл фильма можно трактовать по разному, и каждый найдёт там что-то своё, для кого-то это покажется красивым бредом, кто-то увидит в этом философскую притчу, уверен через время в интернете будет множество теорий на этот счёт.
Фильм может порадовать и поразительной картинкой, многие кадры хочется заскринить и повесить на стену. Так же приятен актерский состав, Дев Патель сыграл одну из лучших ролей в своей карьере.
Это искусство, не пытающееся Вас развлечь, если Вы готовы к этому, то смело идите в кино.