Первый за девять лет полнометражный фильм Валерия Тодоровского (не считая сериала «Оттепель»), умещающий в себе три истории: об острой на язык девочке из провинции (Екатерина Самуйлина), которая в столичном балетном училище попадает к гениальной, но маразматичной преподавательнице (Алиса Фрейндлих); о выпускном бале и двух конкурирующих подругах, и о постановке в Большом театре обновленной версии «Лебединого озера». Несмотря на амбициозность задумки, внушительный хронометраж, жанровую характеристику «кинороман» и режиссерский талант Тодоровского, фильм изобилует фабульными дырами — и, по замечанию критиков, выглядит скорее как достойная, но не совсем удачная попытка снять большое кино про балет.
Драма |
12+ |
Валерий Тодоровский |
11 мая 2017 |
11 мая 2017 |
2 часа 6 минут |
bolshoi-film.ru |
агубивший свою балетную карьеру пьяница (Александр Домогаров) оказывается в городе Шахтинске и встречает там чудо — маленькую девочку Юлю (Екатерина Самуйлина), которая танцует так, что место ей явно в Большом. Так что девочка и пьяница чуть ли не босиком отправляются в Москву. Там Юлю берет под опеку воспитательница Белецкая (Алиса Фрейндлих) — прима советской сцены, которую рисовал Пикассо и которую всегда ждут в Кремле. В академии голодная и злая Юля знакомится с великодушной и несчастной Кариной (Анастасия Плотникова) — настоящей московской принцессой, запрограммированной жестокими родителями на результат. К этому результату девушки будут идти около десяти лет, соперничая за роли Авроры и Одетты, сердце танцовщика Мити (Андрей Сорокин), признание французского гостя Дюваля (Николя Ле Риш) и место под софитами Большого.
Повзрослевших девочек (как и большинство ролей в фильме) играют настоящие балерины — но если не знать этого, Маргариту Симонову и Анну Исаеву легко принять за профессиональных актрис. От обеих девушек потребовалась немыслимая отвага: большое кино, зритель видит исполнителей вблизи, и портреты, созданные в фильме, останутся с будущими звездами театра навсегда. Безотчетный героизм юности, в кадре и за кадром, — вообще лучшая часть «Большого». Для кого-то эта лента станет таким же источником вдохновения, как «Рокки» для спортсменов.
Но для кого-то она станет очень неловким переживанием. Фильм Тодоровского настолько большой (впереди еще целый сериал), что вынужденно и непропорционально делится на три части: то, что происходит в академии; то, что происходит в российской глубинке; и то, что происходит на главной сцене страны. История с академией — попросту блестящая: молодые танцоры чувствуют себя в родных стенах, как рыбы в воде, а маленьких (но не для юных героев!) конфликтов здесь столько, что зритель вспомнит и советские озорные романы воспитания, и американские спортивные драмы, и все, что ему доводилось читать о царском лицее. Фильм пышет энергией юности, причем юности особой и редкой — страстной, но сосредоточенной на труде. А быстрое взросление подводит героинь к сложнейшей дилемме. С одной стороны, их рабочая этика и физическая и психологическая самоотдача уже делают их в глазах зрителей чем-то вроде современных святых. С другой стороны, в «Лебедином озере» может быть только одна Одетта, а значит, святым нужно как-то избавиться друг от друга.
Тодоровскому — автору «Страны глухих» и «Стиляг» — замечательно удаются мелодика и хореография этого акта фильма, а трепет юности и вовсе по умолчанию присутствует в любой из его картин — даже «Тисках». Но желание срифмовать блеск столичного балета с нищетой шахтерского городка ставит режиссеру подножку. Провинциальная гастроль «Большого» устроена примерно так же, как «Глянец» Кончаловского, — с ложным пониманием, жирными, грязными мазками вместо тонких акцентов и совершенно неоткалиброванной актерской игрой. Никто не ждал от московской части «Большого» сюрреализма «Черного лебедя», но провинциальной части «Большого» стоило бы равняться на «Танцующую в темноте» — историю внутреннего благородства, которое побеждает даже кромешный мрак. Это было бы не только красиво и интересно, но и полезно — потому что российскому кино (и особенно ТВ) пора куда-то выбираться из им же запрограммированной матрицы убогой жизни. И в этом был бы подлинный творческий вызов — превратить в Большой всю страну, раз уж она так одержима балетом. Но ладно, допустим, наши ожидания — это наши проблемы. Однако фильм о балете как минимум должен быть изящным решением сложных задач. «Большой» же громоздкий, но не изящный.
В итоге к третьему акту, в котором фильму предстоит оказаться на священной сцене, он приходит в отличной физической форме, но с надорванной психикой. Техническое совершенство вступает в конфликт с недораскрытыми характерами. И сам балет, и фильмы о нем, и даже спорные сериалы вроде «Плоти и костей» приучили нас, что судьба примы — нечто большее, чем самоотверженный труд, сильный характер и внутренняя красота, ограненная внешней. «Большой» же, напротив, история болезненного приземления небесных созданий. И вполне может быть, что именно так все Тодоровский и замышлял: снять собственную версию «Москва слезам не верит» с музыкой Чайковского, собрать богемную публику на премьере в Большом и показать ей Шахтинск. Но главная загадка все же остается неразгаданной, а балет у режиссера превращается во что-то вроде олимпийского вида спорта — а так, кажется, быть не должно.
Большое кино про большое искусство, которое одновременно пугает и вдохновляет. В отличие от "Черного лебедя", с которым "Большой" явно будут сравнивать, это не психологический триллер, где мешаются сон и явь, а социальная драма про явь, как она, к сожалению, есть. В контрасте с роскошными интерьерами Большого театра и красотой "Лебединого озера" смотрится особенно сильно.
Идти стоит, даже не будучи поклонником балета (вот как я), после этого фильма есть огромная вероятность его оценить по достоинству - это действительно очень красиво, очень сложно, и за изящными движениями стоит какой-то невообразимо гигантский труд.
Одним словом потрясающе.
Похоже, что снимали сериал. В фильме явно слишком многое удалили. Очень рваный сюжет. Некоторые эпизоды не доведены до конца. Актеры ужасные. Игра их похожа на самодеятельность. Только одна Фрейндлих замечательна. Но на одном актере фильм удержать сложно. Сам сюжет ни о чем. Нет борьбы между двумя балеринами. Нет любовного сюжета. Вроде бы была цель - попасть на сцену Большого, но и она выходит не важна, раз героиня меняет свою мечту на деньги. Прыжок с крыши на крышу напомнил момент из мультфильма "балерина". Совершенно не показан труд балерин. Выглядит все так, будто это все легче легкого. Вообще сам балет показан как-то скромненько. В общем, я разочарована в фильме. (
Необычный и до крайности увлекательный фильм о том мире балета, который не знает никто, кроме собственно артистов. Учитвая, что у нас, на родине Майи Плисецкой, фильмов о балете вообще не так чтоб много снимают - увлекательный вдвойне.
Особенно удачное решение здесь, на мой взгляд - пригласить на главные роли не актрис театра и кино, а настоящих балерин. Не только потому, что они танцуют сами, и танцуют прекрасно, надо сказать. Но еще и потому, что благодаря им фильм получился удивительно настоящим и жизненным: кто может знать мир балета изнутри лучше, чем те, кто действительно учился в академии и действительно танцует на сцене?
И получилось действительно очень жизненно и ярко. Очень надеюсь, что "Большой" таки найдет своего ценителя, несмотря на то, что кино очевидно не для любителей блокбастеров и романтических комедий, и тема балета не будет незаслуженно забыта в нашем кинематографе. Опять.
Сходила на фильм "Большой" и очень пожалела.
Во-первых, для фильма, который длится 2 часа и 10 минут, очень мало балета. Даже финальный триумф героини показан только в намеке, полного танца нет. Несогласные могут сказать, мол, иди смотри балет в театр, а не в кино, но тогда зачем взяли в главные героини настоящих балерин? Почему так мало танцев в фильме про балет? Я хотела посмотреть именно танцы...
Во-вторых, мне кажется недопустимым с большого экрана многократно повторять слова "жопа", "трахаться", "жрать", "сдохни". Тем более, в фильме про искусство. Эти слова очень режут слух и портят впечатление о фильме.
В-третьих, образ главной героини. В родном городе она фактически воровка, ее вечно приводят в милицию и грозят специнтернатом (это при живых, работающих родителях). Ее наставник - конченный алкаш, который ходит по стриптиз-клубам и проводит время в объятиях проституток (это все показывают на экране, он приговаривает: "Переодень трусы" ). Девочка хамит и дерзит учителям в академии. Чему учит этот фильм? Что можно хамить взрослым? Подросшая героиня пьет прямо из горла коньяк, первую ночь проводит со случайным парнем из электрички, продает за деньги свою главную роль, постоянно подводит верящих в нее людей (доводит до смерти наставницу, которая просила за нее в Кремле). Что хотели этим сказать? Что талант оправдывает все? А талант особо и не раскрывается в фильме. Да и не оправдывает он плохого поведения.
На этом фоне гораздо большую симпатию вызывает ее конкурентка, которая, возможно, чуть менее талантлива (хотя это никак не показано), но очень трудолюбива, благородна (уступает главную роль в конце), упорно идет к своей цели.
В целом в фильме все линии обрывочны, не доведены до конца, особо не показана конкуренция, непонятна любовная линия, мало танцев. Хорошо героине сказал французский преподаватель: "Кого учить-то? Таких бестолковых, как ты, кто без выпивки даже на сцену выйти не может?"
Единственное, что порадовало, что каждый получил по заслугам - трудолюбивая стала примой, а главная героиня танцует в кордебалете, где ей самое место.
Фильм разочаровал, никому не рекомендую.
Складывается впечатление, что в последнее время все российские фильмы снимают по принципу «убить двух зайцев». Да, современные российские кинотворцы и их продюсеры, вооруженные маркетингом и личными амбициями, мотивированные успешным коммерческим опытом легендарного Голливуда, желают выжать по полной из любого своего кинотворения и снимают материал сразу с прицелом на полнометражный и сериальный формат.
Это, конечно, очень практично. И, возможно, в том же Голливуде это и получается делать без потери качества для конечного продукта. Только вот в нашем случае – не получается. И в итоге полнометражная конечная версия выглядит как затянувшийся трейлер для будущего сериала. Это такая грубая «нарезка» нескольких сюжетных линий, ломающая естественную природу причинно-следственных связей и логику происходящих на экране событий. И вот ты сидишь, смотришь резко сменяющийся калейдоскоп из разных историй и ждешь, когда же начнется сама история, но она все не начинается, а потом вдруг неожиданно наступает «конец фильма».
Иными словами, ружье на стене (по Чехову) не выстреливает в конце. А если таких ружей несколько? И они все не выстреливают? Тут, как правило, наступает полный когнитивный диссонанс, что вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем раздражение, переходящее в откровенную скуку.
Так было с «Викингом». Так произошло и с «Большим».
Теперь подробнее: новый российский фильм о балете стал откровенной попсой с плоской драматургией, отвратительным кастом и скверными диалогами (вернее, их отсутствием). Про топорный монтаж – читайте выше.
Здесь всё по Станиславскому – НЕ ВЕРЮ!
Начнем с того, что с такой внешностью и фигурой, как у главной героини, стать примой в Большом невозможно! Критерии высокой эстетики в высоком искусстве никто не отменял. У героини откровенно «неформатное» тело – тяжеловесная фигура с широкими плечами и короткими прокаченными ногами (явно не прима). А что касается лица, так оно просто лишено привлекательности и не только для балета – неправильный овал, глаза навыкат, большой рот с крупными зубами и выдающейся вперед верхней челюстью. В общем, смотреть на неё не особо приятно, что и служит невольным оправданием для тех героев фильма, которые препятствуют продвижению главной героини по карьерной лестнице. Понятно, что авторы хотели показать девушку из провинции, которая по определению должна выглядеть простовато. Но речь в фильме идет об одаренной девушке, которая становится примой. И она, как минимум, должна иметь эстетичную внешность.
Кроме того, игра актрисы оставляет желать лучшего… сильно желать. Все же реальные балерины – это не актрисы. И в фильме это проявилось особенно явно. Сопереживать не хочется никому, а сам фильм скорее напоминает съемку уроков хореографического училища, где все выглядят складно и грамотно крутят фуэте, но при этом совершенно не передают и доли переживаемых ими эмоций.
Вообще, в фильме откровенно провальный каст. Одна Фрейндлих великолепна! И она единственная, кто в фильме рассказывает реальную настоящую историю, вызывает чувства. Однако даже она не может в одиночку вытянуть на себе всю драматургию фильма. Здесь все какие-то деревянные и невнятные, начиная с Домогарова и заканчивая Теличкиной. Про балетных актрис вообще молчу. Ни одного яркого характера!
Еще одна неудача фильма – диалоги! Они в фильме просто ужасны! Неинтересные, скучные, натянутые, откровенно пустые. При просмотре часто возникает мысль, что лучше бы они все молчали и просто танцевали.
Единственное, что порадовало – красивые съемки Большого театра, особенно на главной сцене с панорамой сверкающего зала. Это бальзам для глаз и души, особенно для увлеченных завсегдатаев театра. Однако было бы странно, если бы режиссер избежал этого искушения, потому что не снять Большой изнутри просто невозможно. Ведь Большой – это поистине Храм!
А вообще, конечно, все это грустно. Снять в первой балетной стране провальный балетный фильм как-то совсем не комильфо. Остается только надеяться, что в формате сериала история заиграет яркими красками, оправдывая свое великое название первого театра страны. Однако учитывая всю попсовость проекта, полагаю, что надеяться не на что. Тем более, когда в памяти свежи еще воспоминания о захватывающем американском балетном сериале «Плоть и кости», не говоря уж о нашумевшем «Черном лебеде» с Натали Портман.
В общем, скучно, девочки!..
P.S. Рекомендуется к просмотру с пивом и чипсами, особенно тем, кто никогда не был в Большом и, в общем-то, не собирается.