Москва
6.1

Фильм
Северный ветер

Россия, 2020
Описание Афиши
Описание прокатчика
Рената Литвинова сняла фильм — продолжение собственной пьесы

Одноименную пьесу актриса и режиссерка Рената Литвинова в 2017 году успешно поставила на сцене МХТ имени Чехова, но фильм вовсе не является ее экранизацией, а, как отметила сама постановщица, продолжает ее. В центре фантасмагории находится мир матриархата, где всем заправляют исключительно грациозные женщины, но внезапно для всех происходит невиданное — грянул некий хаос. Все создано и снято, разумеется, по-литвиновски экстравагантно, гротескно, мрачно, вычурно и в то же время невероятно изысканно. «Северный ветер» Литвинова поставила по собственному сценарию, а музыку, как и в случае с пьесой, доверила Земфире. В картине сыграли Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Никита Кукушкин, Татьяна Пилецкая, Софья Эрнст, Антон Шагин, Манана Тотибадзе и, разумеется, сама Рената Литвинова.

  • Северный ветер – афиша
  • Северный ветер – афиша
  • Северный ветер – афиша
  • Северный ветер – афиша
  • Северный ветер – афиша
Драма
18+
Рената Литвинова
6 февраля 2021
2 часа 2 минуты
sonypictures.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Р.Литвиновой

Участники

Материалы о «Северный ветер»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
23 февраля 2021

Когда часы тринадцать бьют

У клана, властвующего в неких бескрайних Северных полях, есть вера в тринадцатый (или двадцать пятый) час новогоднего дня: когда в старинном доме семьи пробьет лишний раз, его обитателям даруются дополнительные шестьдесят минут жизни. Маргарита (Рената Литвинова) так вдохновенно рассказывает об этом за кадром в самом начале фильма, что непонятно, слепая ли это вера в фамильное предание или настоящая магия.

В очередной праздничный день род, в котором издавна правят одни женщины (Маргарита называет это Великим Матриархатом), собирается за столом, как на «Тайной вечере». Бенедикт (Антон Шагин), сын Риты, приводит свою невесту Фанни (Ульяна Добровская), которая трагически гибнет в ту же ночь. Убитый горем жених берет в жены ее сестру Фаину (Софья Эрнст), рождается долгожданный внук Хьюго (позже вырастает в Михаила Гавашели). Круг жизни замыкается на одном счастливом и проклятом дне Нового года, время утекает сквозь пальцы и десятилетиями никуда не движется, зависнув в отзвуке тринадцатого удара кремлевских курантов.

Впрочем, даже это кажущееся избыточным описание сюжета оказывается категорически недостаточным. Режиссер Рената Литвинова населяет свой мир таким беспредельным количеством персонажей и их сложных взаимосвязей, что в процессе изучения их ничем не объяснимых перипетий, ссор, столкновений и расхождений легко потеряться навсегда. А хитрая постановщица еще и не собирается ничего расшифровывать в финале.

«Северный ветер» — трагическая, прихотливо придуманная и декорированная драма. О чем она конкретно? Да черт его знает, если честно. «Северный ветер» — самый невообразимый, необъяснимый и одновременно с этим чарующий фильм в новейшей истории российского кино. Это вещь в себе, ею можно либо восторженно восхититься, либо ее же сходу возненавидеть, — и никак иначе. Да и стоило ли ожидать чего‑то иного от нового фильма Литвиновой? Это фантазия, к производству которой она привлекла всех своих друзей (Земфира писала музыку, Демна Гвасалия шил костюмы, Роман Абрамович и Константин Эрнст поддержали финансово), воплощающая в себе весь публичный образ Ренаты во всем варварском великолепии: святая простота, кажущаяся наивность, житейская ирония Фаины Раневской, вера в любовь, гламур и жеманничанье.

Картина настолько интертекстуальна, что здесь все отсылки и позаимствованные подсюжеты исчезают в общей массе. С одной стороны, весь фильм — крайне вольный пересказ «Ста лет одиночества» Маркеса: оттуда явно взята модель поломанной семьи, мещанские пережитки, магический реализм, растворенный в постылой повседневности. С другой, Рената вдохновлялась родной страной: здесь сорокинская вселенная из «Дня опричника» густо замешивается с узнаваемой айдентикой увядающего привилегированного класса из «Неоконченной пьесы для механического пианино» Михалкова.

Так же сказывается и фильмография автора: чем‑то «Северный ветер» напоминает и ее предыдущую работу, «Последнюю сказку Риты» (та ли это героиня, что появляется и в «Северном ветре»? Непонятно), и Киру Муратову, у которой Литвинова постоянно снималась и которой посвятила свой фильм.

В побочной сюжетной линии о профессоре Жгутике (Никита Кукушкин) виднеется миф о Пигмалионе и Галатее, который слепил женщину (Манана Тотибадзе) из того, что было, а то, что было, то и полюбил. Подчинить все это варево разумной аналитике не представляется возможным. Литвинова в «Северном ветре» воплотила во всей полноте загадочную странность русской обыденности.

Что ни делается в наших широтах, всегда в этом есть какая‑то фантасмагория, страшная сказка, привычный сюр. Во дворе поместья одновременно с трагическим событием в жизни клана внезапно загнивает скамейка, растекается темной жижей, которая не замерзает. Все тухнет даже на морозе, ветки обвивают изнутри несчастный особняк а-ля рюс, словно это дом на дереве, деньги в сундуках превращаются в прах — как уже бывало многократно в истории России.

Вроде бы это кино о прошлом — но никогда не существовавшем. Пространство полно анахронизмов: в доме постоянно зажигают свечи, но на стенах висят электрические бра, звонит телефон — но, опять же, не современный, а с отдельным динамиком на проводе и микрофоном, встроенным в корпус (как аппарат Гауэра-Белла, который был широко распространен в 1880-е). С другой стороны, может, это и правда дореволюционная Россия? В ходу там царские рубли, которые клан не доверяет банкам, а кладет в сундуки и закапывает в вечную мерзлоту. Ну, может, и не вечную, но в этом фильме никакого лета или хотя бы потепления мы не увидим — это место навечно застряло в предновогодней суете.

Зато в мире «Северного ветра» действуют регулярные пассажирские авиаперевозки — одна из ключевых для сюжета героинь, невеста сына Маргариты по имени Фанни (играет ее, кстати, 19-летняя дочь самой Литвиновой), работает стюардессой и приезжает в гости к клану в узнаваемой пилотке. О ее гибели сообщают телеграммой, а позже мы узнаем, что и пластическая хирургия успешно освоена, — чтобы любой, кто пытается точно определить эпоху, окончательно и радостно свихнулся.

Литвинова действительно пускается во все тяжкие, как последний лихой и художественно смелый человек, оставшийся в заметенных проклятых пустошах. Свои безумные и в то же время остроумные придумки она разбросала по фильму так равномерно, что если попытаться наловить их в любые несколько минут хронометража, то их бы хватило не то чтобы на другой фильм — на много серий.

Целую убедительную вселенную режиссер демонстрирует всего из одной точки — сквозь тусклое стекло проклятого старого дома. Остальное ты охотно додумываешь, докручиваешь — «Северный ветер» кажется неприятно знакомым, как будто ты давно уже живешь в этом фильме.

Это модель России, зависшей между эпох, царей и войн, в несчастливом безвременьи, выглядывающей наружу робко, недалеко, ненадолго и замотавшись в шубу и шарф.
Там воют ветра перемен и может происходить что угодно: ОМОН избивает мирных людей, куранты Кремля, окруженного безлюдными лесами безразличия, бьют тринадцать раз, вдалеке идут войны непонятно кого непонятно с кем. Но хозяева северных полей не кажут носу на улицу, их больше занимают собственные любовные драмы и прочие насущности. Словом, это еще и актуальная картина о России и дне сегодняшнем, вышедшая удивительно вовремя.

Трудности могут возникнуть там, где в «Северном ветре» подразумевается сюжет. Кому‑то даже покажется, что это первосортная мизогиния, замаскированная под псевдоисторическую готичную сказку. Хотя к этому вроде бы ничего не располагает: с первых секунд Литвинова закадровым голосом заявляет, что в пятых Северных полях издавна царит матриархат. Женщины этого рода живут почти вечно — но все это время ждут, ждут любимых и сильных мужчин. Впрочем, так и не дожидаются: матриархат, по мнению Литвиновой, — свидетельство упадка целого гендера: «Что‑то случилось с кровью мужчин. Они оставались детьми». Но все же каждый женский персонаж больше всего думает о любви — априори невозможной. И это можно посчитать преступным упрощением женского образа. Но об этом не успеваешь даже задуматься: перед нами слишком ирреальный и алогичный мир. Литвинова явно не пытается никому преподать урок о том, как надо жить. Все герои фильма — не люди в полной мере, а скорее образы, призраки, которые не могут просто взять и покинуть место действия.

На высочайший уровень фильм выводит тот самый финал, который не подвергнуть трактовке. Где‑то ближе к концу Литвинова все чаще выпускает героев за пределы одной умирающей на наших глазах локации. И если до этого «Северный ветер» временами слишком сильно походит на телеспектакль (собственно, картина выросла из одноименной постановки того же режиссера в МХТ имени Чехова), то с трагическим завершением разнообразных сюжетных линий он обретает подлиннную свободу и веет где хочет. Последнее путешествие на сломанном самолете прямиком в рай, сымитированное самоубийство в заброшенном цирке внутри наркотического прихода, наконец, внезапная поездка в старинном вагоне московского метро, которую Маргарита совершает в тот самый тринадцатый час и на платформе находит свое счастье. Эти эпизоды, пропитанные подлинной кинематографической магией, окончательно покорят любого скептика.

«Северный ветер» — удивительное прямое включение из подсознания всей России, кроме того, это еще и идеальный фильм для будущего Нового года (если мы до него, конечно, дотянем) — будем пересматривать и надеяться, что когда‑нибудь в нашей стране неумолимые куранты пробьют тринадцатый раз и мы исправим все ошибки.

4
3

Отзывы

3
Ненашев Дай
67 отзывов, 124 оценки, рейтинг 302
7 февраля 2021
Рената и платья


У театральных актеров в России есть одна проблема: они жестоко переигрывают в кино. Они привыкли, что голос должен долететь до галерки, а невнятная мимика не заметна уже с 5 ряда. Поэтому большинство из них в кино играют, как дети на утреннике: с выражением произносят свои реплики, нерешительно подкрепляя сказанное одутловатой мимикой жителя тундры. Смотреть на это на большом экране мучительно и неловко.

Сегодня я имел неосторожность сходить на фильм, снятый по пьесе, имеющей на Афише беспомощную оценку 3,7 из 10. Большая редкость для спектаклей. Я бы даже сказал, выдающаяся. В реальном мире такая постановка была бы сочтена позорным провалом, но не у нас, когда в роли режиссера выступает "очаровательная куколка".

Чтобы усилить маркетинговый потенциал, Рената решает добавить с популярную ныне фем-повестку и неуклюже впихивает в описание слово "матриархат". Но выглядит это, как в том анекдоте, где девочка не знала значения слова "проститутка" и пришла ночью пугать ею бабушку – неуместно и смехотворно.

И с самых первых минут нам фильма дают понять, кто (или что) здесь у нас "матриарх". Обратите внимание на порядок титров перед фильмом:
- Режиссер: Рената.
- Сценарист: Рената.
- Музыка: Земфира.
- Костюмы Ренаты: Демна Гвасалия.
- В ролях: и дальше через запятую идут имена актеров.

Я не шучу. До такого восхитительного хамства по отношению к своей команде не додумывался еще ни один режиссер. Да-да, платья Ренаты идут впереди всего актерского состава. Вы когда-нибудь видели, чтобы дизайнер первым вышел на показ в своем же свадебном платье? Ставить свое имя последним - это не просто хороший тон, это еще и знак благодарности тем, кто сделал кино возможным. Иное же – жуткое дурновкусие.

"Платья Ренаты" - прочувствуйте, посмакуйте местечковый шик в незамысловатом посыле: для Ренаты (и только для нее одной) платья шил, на минуточку, некто связанный с Баленсиагой. Но я пошел бы дальше и поставил платья Ренаты на первое место, потому что справились они, пожалуй, лучше своей носительницы, удушающе доминируя в каждой сцене, в которой нет их ревнивой соперницы.

Ну а сама Рената ожидаемо выдает нам, кажется, неисчерпаемый декаданс, демонстрируя новый изобретательный способ курить не затягиваясь. И я бы с удовольствием время от времени смотрел на эту миловидную жеманность, если бы кроме нее в фильме была хоть крупица смысла.

Смертельно скучный фильм могли бы спасти второстепенные персонажи, но им приходится постоянно выглядывать из-за плеча Ренаты, спотыкаясь о гранитный "матриархат" ее нарядов. Даже нежно любимый мной после Серебренниковского "Мученика" Кукушкин здесь нерешительно плоский, второстепенный, и хочется закрыть глаза, чтобы не видеть этого унижения.

Земфира хороша. И сценка с оперной певицей, пожалуй, самая удачная за весь этот капустник имени богини. Мне кажется, Земфира смогла бы сделать шикарную рок-оперу, если бы смогла выпутаться из подола своей подруги и не тратить талант на примитивную считалочку "Я злой человек – падает снег".
Но я уверен, поклонникам Ренаты фильм понравится. В нем много Ренаты. Бесчеловечно много. Обычной, стандартной, бесхитростной Ренаты, сделавшей фильм про себя и для себя… в платьях от.... Да и зачем нам смыслы? Ведь всем известно, что Рената... (хором) ге-ни-аль-на!

#ренаталитвинова #рената #северныйветер #кино

25
4
6
Бондарев Андрей
245 отзывов, 1661 оценка, рейтинг 289
6 февраля 2021

Между Аддамсами и Будденброками
Всевозможные силы были привлечены к продвижению этого фильма - сюжеты на Первом канале, перенос премьеры, прошедшей, к тому же, не в четверг, а в субботу, новый клип объявившейся из ниоткуда Земфиры. Зачастую такой шум призван скрыть художественные недостатки произведения - так вышло и на этот раз.
Не зря говорят, что художник должен быть голодным. Свои лучшие фильмы Литвинова снимала не в пору дружбы с молодой супругой Эрнста, рекламных контрактов и владения квартирой в Париже - что, в общем-то, само по себе и не плохо. Сейчас же мы имеем бесконечные самоповторы (включая даже "Небо. Самолёт. Девушка"), сомнительных актрис (в лице дочери Литвиновой и селедки-Софьи), реки шампанского и туманы пустой экзальтированности. Шутки как будто выдуманы на потребу публике - и их количество вообще ставит под сомнение жанровое определение ленты. Да и, чтобы не судили строго, макабрическое (ли?) действо оправдано сном.
Что касается хороших новостей, то Земфира убеждает нас в подлинности искры своего таланта - вся музыка в картине восхитительна. Немного щемит сердце в финале, но тут суть в том метафизическом конструкте, который предлагает Литвинова и от которого все время отстраняется на всякую чушь, вспоминая вот только в конце.
Рената всегда была специалистом по любви и теперь она раскладывает все вариации по полочкам: до гроба (сама Маргарита), после гроба (Бенедикт), любовь с первого взгляда (кузен Борис), однополая любовь (Ада) (видимо, только по этой причине фильму присвоен рейтинг 18+), любовь к идеальному объекту (Жгутик), любовь на расстоянии (Лотта) и вампирская любовь (Фаина). И, вообще говоря, это единственное, что держит фильм в некой цельности.

22
4
5
Анна Китина
0 отзывов, 0 оценок, рейтинг 10
7 февраля 2021
Если бы заранее знала, то не пошла.

Мне импонирует творчество Ренаты, тем более нравится артхаус. Трейлер показался симпатичным, а вечер у Урганта с Ринатой утвердил желание посмотреть фильм. НО сказать, что разочарована, это ничего не сказать. Впрочем, обо всем по порядку. Я решила устроить в субботний вечер культпоход с подругами. Пропустив по бокалу белого вина и предвкушая приятный вечер спустились в кинотеатр. Первые полчаса мы ещё на что-то надеялись, но следующие полтора часа нам оказались пыткой. Оценку поставила только за костюмы, прически и интерьеры. Не берите ни в коем случае на фильм своего кавалера. Он потом будет всю жизнь напоминать, что Вы его пытали этим фильмом. Фильм напомнил неудавшуюся сказку про Алису в стране Чудес. Нет, это не про сюжет, а про наличие гротескных интерьеров, сцен, костюмов и причесок. А про всё остальное - мы всерьез подумали, что режиссер снимала фильм в героиновой ломке. Очень тяжелый для восприятия фильм. Повторяющиеся сцены про гниющие деньги, повторяющиеся сцены про сына с наркотическими капельницами. Это всё как день сурка. Рината, если ты действительно хотела погрузить нас во все это дерьмо, то хватило бы и четверти. Мы бы всё бы и так поняли. А сейчас хочется просто поскорее отмыться от всего этого. Пошла в душ...

17
7
1
Анна Старкова
0 отзывов, 0 оценок, рейтинг 9
8 февраля 2021

Ничего хуже не смотрела.

Мне нравится
@renatalitvinovaofficiall
но Северный ветер никто не спасет. Если бы выключили звук, можно было бы спасти фильм, фантазия сама бы дорисовала хоть какой-то смысл.

Конечно, примитивные и скучные идеи есть, но от этого еще печальнее.
Даже реальные пацаны против зомби уже не кажутся такими плохими.

Музыка Земфиры прерасна, можно послушать отдельно от фильма.

В одной из главных ролей снимается дочь Литвиновой. На маму не похожа, но тоже хороша)

12
3
7
Барт Малеев
1002 отзыва, 1034 оценки, рейтинг 1821
7 февраля 2021
Я бы не назвал это производственной драмой....

Женский фильм. Но сдержанный и эстетский. О чем? Да, ни о чем... Так, эклектичный набор отдельных фантазий и былых рефлексий. Но сделано довольно красиво и местами, даже саркастично. Интерьеры, костюмы - эдакий экстравагантный нуар... В наиважнейшую степень возводится способность следить за весом и запрет называть старушку "бабулей"... Бенедикт (Антон Шагин) неотличим от "комсомольца Мэлса" из "Стиляг", его сын Хьюго - сначала обещает всех любить, потом не может всех любить, потому что "все знает",... и "убывает в полк". Легкая гигиеническая запущенность главной героини оскорбляет ольфакторианские чувства внезапно влюбленного кузена Бориса. Возможно, за это он был убит "случайной пулей"... И все такое прочее. Мелкие зловредные шпильки: "Ты воняешь. Сама воняешь", нежелание разводиться, влюбленность в индийских актеров и прочих неприезжающих, но всю жизнь ожидаемых, удалых мужчин. Постоянное курение и шампанское (иногда бургундское) вместо воды. Камердинер в цилиндре, натянутом на уши... Музыка - земфирино бормотание. Однополая любовь, кабинет для самоудовлетворения. Что-то еще... А! Зима-зима. Снег-снег. Война-война. Такой вот компот. Но смотрится заинтересовано. Потому, что красиво и загадочно. (В смысле - загадошно)...

8
1
...

Подборки Афиши
Все