Москва
6.3

Фильм
Орда

Россия, 2011
О фильме
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают московского митрополита Алексия, которого ордынцы считают «великим колдуном». На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
  • Орда – афиша
  • Орда – афиша
  • Орда – афиша
  • Орда – афиша
  • Орда – афиша
Исторический, Драма
14+
Андрей Прошкин
20 сентября 2012
20 сентября 2012
2 часа 9 минут
orda-film.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Андрея Прошкина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Ann Sotnikova
110 отзывов, 115 оценок, рейтинг 2242
4 сентября 2012
Историческая фантазия о судьбах России

1357 год от Рождества Христова. На пост царя царей и хана Великой Орды при­ходит Джанибек (Дакаяров), сын ханши Тайдулы (Хайруллина), задушивший собственного брата (Панин), а потом объявивший, что тот подавился бараньим хрящиком. Когда Джанибек начнет готовиться к наступлению на Москву, его мать внезапно ослепнет, и придется искать средство, как ей помочь. Заговоры не работают, медицина и верблюжий навоз — тоже. Останется последнее средство: в Москве, говорят, живет митрополит Алексий (Суханов), святитель и чудотворец, способный при помощи молитв излечить любого, кто к нему обратится. Алексия вместе с комическим помощником (Яценко) призовут в Орду, но чуда, вопреки ожиданиям, поначалу так и не случится.

История, знакомая по житийным канонам, — в обмен на все-таки случившее­ся чудо Орда отменила поход на Москву, а через некоторое время сама себя и уничтожила, сгорев во внутренних междоусобицах, — рассказана сценаристом Юрием Арабовым и режиссером Андреем Прошкиным с изрядной обстоятельностью. Восстановив на экране столицу Орды Сарай, документальных сведений о которой почти не осталось, Прошкин превращает ее в фантастический город, филиал ада на земле, где правят грязь, кровь и полное отсутствие порядков, где чужестранному волшебнику сначала хлопают, а потом превращают его в кровавое месиво за то, что он ненастоящий. Где не едят, а жрут, не любят, а е…утся, где реальной властью обладает не слабохарактерный хан, а Мальдорор в женском обличье. На этом зловещем фоне разворачивается совсем другая история — сложного пути русского народа, данная глазами митрополита Алексия, через боль и унижения нашедшего путь к вечности. Безупречно придуманная историческая фантазия дышит морализаторством, не пытаясь разобраться в проблеме, а последовательно сшибая с ног громкими заявлениями. Чудо не случается просто так, его надо выстрадать, заявляют через своего героя Прошкин с Арабовым, не оглядываясь на тот факт, что никто с ними, в общем-то, не спорит. Он не критикует, а поучает, не анализирует, а обстоятельно рассказывает, что, для того чтобы победить врага, достаточно исключительно силы духа. «Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?

26
0

Отзывы

9
Алена К
10 отзывов, 11 оценок, рейтинг 27
27 сентября 2012

Читать отрицательные рецензии и оценки этому фильму откровенно страшно
КУДА катится наше общество,если исторический фильм, в лучших традициях, с прекрасной актерской игрой,декорациями и фабулой рассматривается ,а главное,как скучный,мрачный,неинтересный? Это атмосферное кино.
Это авторское кино.Для умных,интересующихся,неравнодушных.
Как " Остров" с Мамоновым, "Иван Грозный" с Янковским. Это фильмы не для того,чтобы развлекать или смешить,это кино,чтобы думать,чувствовать
Посмотрела на одном дыхании, вернулась домой-перелопатила исторические справки,стало интересно,где вымысел,а где правда
Именно это важно и ценно-заставить зрителя думать, изучать, искать после
Вдвойне важен пример владыки Алексия в наше смутное время исчезающих патриарших ролексов,попов на каенах,сбивающих людей

Хорошо, что такие фильмы стали снимать и плохо
что наше общество готово только к "вкусной и активной" жвачке

19
0
9
sv.lari
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 3
21 сентября 2012

Ходила вчера, купила билет прямо на день премьеры. Очень понравился ролик, ожидала чего то очень гениального. В самом начале очень расстроила заполненность зала, процентов 25%, дело было в Щуке. Вроде день премьеры, а народ не особо валит. Но сам фильм захватил сразу. Отдельно стоит отметить игру актеров, и сюжет. Я в кино хожу каждую неделю, поэтому сравнить есть с чем. К тому, что в фильме нет сюжетной линии мы с вами вроде как уже и привыкли, но вот игра актеров часто так разочаровывает.... Хотя недавно была на Обитель зла, Мила Йовович играла потрясающе, а все остальные... короче я даже больше ни кого не запомнила, про сюжет молчу... его нет. Это я к тому, что в Орде, все актеры, даже совсем не известные сыграли превосходно, передача эмоций, боли, страха..... ну в общем не посмотришь не поймешь.
Хотя наверное для того чтоб так "кайфонуть" от фильма как я, нужно любить исторический жанр :)

11
0
9
Станислав Бенецкий
12 отзывов, 146 оценок, рейтинг 32
27 сентября 2012

Андрею Прошкину всегда прекрасно удавались психологические портреты современников («Игры мотыльков», «Миннесота»), но опыта масштабных костюмных постановок с аутентичными атрибутами средневековья у него не было. Орда, Русь, чудеса, миллионы долларов бюджета, голливудский размах – как все это вместить?! Но, кажется, Андрей Прошкин нащупал верный подход к картине: «Орду» надо снимать на стыке символизма и реалистической достоверности. Приступая к работе над проектом, авторы в лице режиссера и сценариста Юрия Арабова прекрасно осознавали, что о деталях быта Руси, и тем более Орды XIV века, достоверного, исчерпывающего знания нет. Это давало создателям творческую свободу, которая, впрочем, имела риск вырасти в очередную высокобюджетную химеру, а могла выстрелить неожиданным попаданием в художественную правду. Случилось последнее.

Например, то, что сделали художник по декорациям Сергей Февралев («Белый тигр», «Китайская бабушка») и костюмер Наталья Иванова («Сибирский цирюльник») кардинально отличается от других работ российских кинематографистов погружающих актеров и зрителей в глубь веков. Из двух часов картины большая часть экранного времени посвящена столице Золотой Орды, грозном городе из глины Сарай-Бату. В грандиозных декорациях, которые были выстроены прямо на берегу Волги, близ раскопок подлинной тюркской столицы, после съемок открылся музей Золотой Орды. Погружению в картину, как и в громких исторических проектах Мэла Гибсона, способствует и аутентичный (тюркский) язык, на котором говорят герои-ордынцы. Причем, сопровождающие эти эпизоды субтитры выполнены чрезвычайно точно и емко, помогая восприятию. Что касается языка наших древних соотечественников, очевидно, что Прошкин с Арабовым решили не утомлять зрителя всякого рода анахронизмами и церковнославянизмами. То есть в картине герои говорят на современном русском, что работает на главное - на то, чтобы идея фильма была воспринята правильно.

В Орде

Отдельной находкой режиссера Прошкина стали музыка и хореография. В Орде, по-иродовски жаждущей чуда, трюка, восхищения, что ни день проходят странные увеселения и пиры, выступают кудесники и маги со всего мира. За удивительные звуки экзотических инструментов, которые сплетаются в мелодии, в «Орде» «отвечал» Алексей Айги. В «Орде» его музыка получила самостоятельное звучание и как никогда уместна со всеми своими изысками в нервной и тревожной атмосфере ордынского ханства. Удивительная близость и взаимопроникновение разных культур и религий, потрясающая атмосфера деспотизма в его чистом, животном и неприкрытом никакими рефлексиями виде - все это мы видим при дворе ханов Тинибека (Андрей Панин), а затем Джанибека (Иннокентий Дакаяров). Отдельно от шумного, полного наивной веры в чудеса и магов мира мужчин проходит скрытная, интенсивная и по сути смыслообразующая жизнь матери ханского семейства, Тайдулы (Роза Хайруллина). Эта удивительная женщина, эдакий серый кардинал, благословляющий на царство своих сыновей-ханов, мать и женщина, друг и воин, муза и советник праздных, ленивых, хвастливых ханов. Удивительное существо, божественный андрогин, с колоритной внешностью и прекрасным телом – Тайдула становится камнем преткновения, драматическим центром повествования, его отправной и финальной точкой.

Когда Тайдула неожиданно слепнет, и ни сибирский шаман, ни индуист-мистик, ни даосист-травник не могут прогнать хворь, Джанибек отправляет послов в вассальную Русь. Там живет удивительный «колдун» - православный митрополит Алексий (Максим Суханов), по молитвам которого чума оставляет селения. С этого времени начинается подвиг митрополита Алексия за свой народ и за собственную веру - и тут важно, что именно за собственную, свою, личную веру. Алексий отправляется в Золотую Орду, чтобы совершить чудо.

Схождение во ад

Небольшой эпизод из полной удивительных приключений жизни митрополита Киевского и Московского Алексия («был послан в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу от слепоты») авторы превратили в метафору стяжания Святого Духа, в масштабный геополитический триллер о взаимоотношениях Руси и Орды. Впрочем, кажется, главными для создателей «Орды» были несколько иные темы и цели. На первый взгляд, они личностно-конкретные – передать весь ужас человеческих сомнений, что терзали митрополита Алексия на пути в Орду, когда он знал, что не в его силах заставить Всевышнего исцелить Тайдулу; раскрыть драму его отношений с послушником Федькой, теряющем веру во время страданий и мучительно ищущем новые духовные основы в татарском плену; обрисовать взаимоотношения Церкви и власти в блестящих диалогах с князем Иваном Красным (Виталий Хаев). Но главной темой становится все же удивительная миссия, подлинная миссия страдания и жертвы, которую несет святитель Алексий. Господь не слышит его молитвы, слепота не оставляет женщину. После унижения и надругания героя Суханова с позором все же выпускают из Орды.

Добровольно приняв муки плена, митрополит повторяет жертву Христа, за свою паству, свой народ, ради ближних своих, ради Федьки и всех захваченных в рабство. Он возвращается в Орду, «приняв зрак раба». И в этой своей жертве митрополит, как праведный Иов, встречается с насмешками и непониманием земляков. Даже когда-то верный Федька ненавидит бывшего владыку. Смерть его не берет, муки становятся нестерпимыми. Алексий доходит до самого края отчаяния и богооставленности, отдавая свою жизнь, всего себя за други своя. И жертва его приемлется...
И вот уже Тайдула не хочет благословлять на царство очередного сына-садиста. Быть может, ей нечто было открыто Небом, а может, настоящая нелицемерная Любовь коснулась ее сердца. И вот уже разделилось мощное царство, и не может устоять дом тот…

Се Человек

В картине великолепны все актерские работы: и трансформировавшийся в ордынского хана Андрей Панин, и сыгравший легковерного митрополичьего келаря Федьку Александр Яценко, и совершенно феноменальная Роза Хайруллина, и колоритные якутские актеры. Но то, что удалось в “Орде” Суханову, не удавалось прежде ни одному артисту. Удивительным образом Максим Суханов, сыгравший святителя Алексия, достигает невероятных духовных высот, мощного и глобального евангельского драматизма.

Жертва Богу

…Во второй трети картины действие замирает в мучительной точке телесного и духовного катарсиса героев, оно фокусируется на сизифовом труде бывшего владыки в адской кочегарке ордынской бани, где с герой Суханова опускается до самых глубин смирения и выходит на прямой диалог с Богом. Да, Прошкину было необходимо так долго макать зрителя, извините, в дерьмо (топились-то ордынские бани конским навозом) и мучить его удушьем, жаром, унижением и болью, чтобы через эту средневековую чрезмерность страдания воспеть силу истинной веры. Создатели фильма говорят: «Алексий приехал в Орду святителем, а уехал святым», - и это блестяще достоверно и безжалостно отражено в картине. В истории этого человека, в малой мере повторившего подвиг Христа, погрузившегося в смерть, в ад ради спасения человечества, раскрывается, кажется, вся суть Православия, красота которого всегда заключалась не в пышных церемониях и обилии золота на куполах, а в силе Божией, действующей в немощи человеческой.

7
0
3
Evgeny Azovtsev
71 отзыв, 72 оценки, рейтинг 118
23 сентября 2012

Пропагандистский фильм, с шовинистическим оттенком. В начале режиссер смакует унижения католических монахов, которые шли на прием к хану. Это понятно, ведь они непримиримые конкуренты за паству.
Непосредственно Орда изображена, как, не побоюсь этого слова грязная Азия. Здесь создатели фильма, неволей помогли многим разобраться в себе. Думаю после таких кадров многие жители России точно осознают, что они не являются азиатами, и даже полуазиатами.
Дальше, по ходу сюжета высмеиваются традиционные религии. Это тоже понятно, ведь для церкви они неприемлемы. Правда подобно монгольскому шаману, Алексий также накладывал на глаза великой госпожи, какую-то грязь. Русские, как и полагается изображены либо как стадо, либо сломленными рабами. Даже в советском кинематографе, плененных русичей изображали с огнем в глазах, готовых при удобном случае сопротивляться. Такая подача выдает не совсем европейский менталитет, тех кто делал этот фильм. Ведь в Европе ценится уважение к человеку и толерантность. Там понимают, что нельзя обижать другого человека, потому, что все вернется.
Неадекватно, что такой тяжеляк, идет в широком прокате. Этот фильм для 5-6 кинотеатров максимум. Я заплатил 400 рублей за билет и вышел из зала подавленным, с тяжелейшим осадком. Короче, остался в минусе вдвойне. Драгоценный вечер пятницы, был испорчен. Этот фильм можно посоветовать, только садомазахистам.
Я призываю участников проекта орда покаяться, и больше не отравлять и без того нездоровое информационное поле нашей страны.
П.С.: в орде неплохо поставлены, сцены, когда хан, со своей свитой, родней и прислугой, принимал послов или просто развлекался. В помещении стоит напряженность, все пропитано деспотией... И по сей день чувствуется влияние, которое монголы оказали на менталитет, некоторых слоев нашего общества. Хотя лица в кабинетах, на верху сейчас более или менее европеоидные, атмосфера там ордынская.

7
0
3
Sergey Zamuruev
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 11
1 октября 2012

Сюжета нет. Морали нет. Спецэффектов нет. Очень длинные планы, чувствуется, что делался фильм ради "творчества", но никак не ради развлечения почтеннейшей публики.

Ожидал по-бекмамбетовски крепко сбитого коммерческого продукта, как было изображено в трейлере, а получил кино о монголах для монголов, да и снятое, видимо, монголами.

Вы ведь замечали, как странно бывает смотреть азиатские исторические фильмы? Во-первых, действующие лица все как один, простите мой французский, косоглазые, и их не отличить друг от друга. Во-вторых, понятия смешного и страшного у азиатов и европейцев различаются, и многие сцены бывают просто непонятны. Для пущей непонятности не хватало только еще отсылок к каким-то культурным явлениям, которые только монголы и понимают (вроде буквально переводимых, и оттого совершенно непонятных поговорок-ченъюев в переводных китайских лентах).

Единственный плюс: очень впечатляющие декорации (непонятно, правда, почему построив или нарисовав Сарай, так же не построили или не нарисовали древнуюю Москву?).

Вердикт: производство патриотического кино можно с тем же успехом отдать на аутсорсинг в Голливуд (сделают дешевле, зрелищнее и патриотичнее - причем патриотизм будет той страны, что будет платить). Гг. режиссера и сценариста отправить туда в подмастерья, пока не научатся.

Очень жалею о потраченном времени и деньгах. Кино пустое, и даже бесплатно смотреть его никому не советую.

5
0
...

Подборки Афиши
Все