Реалистический гангстерский боевик про борьбу нескольких кланов якудза с самим Китано в главной роли — возвращение в 70-е. Нарочито жестокое и довольно мощное формальное упражнение в жанре — отдельное удовольствие смотреть его на большом экране: отрубленные пальцы, рассвирепевшие бандиты, татуировки, пальба — словом, все как полагается.
Драма, Криминальный |
18+ |
Такеши Китано |
17 мая 2010 |
25 апреля 2013 |
1 час 49 минут |
magnetreleasing.com |
На встрече высокопоставленных якудза самый авторитетный из них, Председатель (Китамура), дает понять главе одной из семей Икемото (Кунимура), что его партнерство с Мураси (Исибаси) должно закончиться. Икемото поручает Отомо (Китано), бывшему боксеру и в бандитской иерархии менеджеру среднего звена, спровоцировать конфликт. Из-за неоплаченного счета в стриптиз-клубе снежным комом начинается тотальная война.
Китано посвятил нулевые манерным, хотя и обаятельным картинам о судьбе художника и, казалось, навеки застрял в своих минималистских абстракциях, но неожиданно вернулся, обогащенный новым опытом, к черным костюмам, пистолетам и фонтанчикам крови. Не фонтанчикам — фонтанам: количество трупов на экране примерно равняется количеству персонажей, а их тут немало. За пределы кадра вынесены любимые пейзажи, вынесена «поэзия», вынесены психологические портреты и мотивировки, кроме жажды денег и власти. Герои отличаются друг от друга не тем, как они живут, а тем, как их убили, — в изобретательности по этой части Китано бьет рекорды американских слэшеров, несмотря на минимум средств. И правда, палочки для еды можно воткнуть не только в глаз, как в «Фейерверке», но и в ухо. Это страшно, это парадоксально смешно и это довольно монотонно — хотя Такеши временами уходит в чистую черную комедию несколько расистского толка, а кровавыми кляксами пишет вполне осмысленное полотно о смене вех, о том, как новый прагматизм подменяет какой-никакой этический кодекс якудза. И в этом, безусловно, «Беспредел» (к которому уже вышло продолжение) рифмуется с дилогией Джонни То «Выборы» о гонконгских триадах. С поправкой на дизайн интерьеров — но с какой стены соскабливать мозги, наверное, не так важно.
Шекспир-сама актуален и в Японии: клан да клан, полусемейные-полуполитические разборки, горы трупов по ходу сюжета. Старый-добрый Китано, ставший уже классиком величины Шекспира, вернулся из арт-хауса к истокам своей кинодеятельности - якудза-драме. Однако в жанр так ничего нового не привнёс, кроме, пожалуй эпизода стоматологического террора, неканонического использования канцтовара и остроумного плана по симбиозу дипмиссии с казино и наркоскладом. Так и норовит он принести своему зрителю старомодно отрубленный палец в качестве извинения за неудачу. Но тут заключён конфликт: как точно отметил один из героев этого фильма, палец нынче ничего не стоит - деньги правят миром. Принести миллион иен наличными - вот это поступок!