История про молодую женщину, которая провела одну ночь с малознакомым мужчиной, а утром была арестована за связь с террористом. Приз Германской киноакадемии Ангеле Винклер за главную женскую роль.
Драма, Криминальный |
18+ |
10 января 1975 |
1 час 44 минуты |
Молодую красивую девушку Катарину (Ангела Винклер стала после фильма звездой) подружки приглашают на вечеринку с каким-то арабским шейхом, где она знакомится с красавцем, влюбляется в него, и – чего ранее никогда себе не позволяла – приглашает домой. Переспав с ним Катарина обнаруживает на утро полицейский спецназ, который, вломившись к ней в квартиру, переворачивает все вверх дном. Катарина с удивлением узнает, что молодой человек – террорист (прямо не говорится, но разумеется, член «Фракции Красной Армии»), шейх – оперативник, а вечеринка была спецоперацией. Террориста в квартире Катарины не находят, но почти все – и соседи ее, и полицейские, и журналисты, и немецкая общественность – считают ее отныне соучастницей и пособницей, и уверены, что она его где-то скрывает, и, во всяком случае, ему сочувствует. Полицаи ее прессуют, но вынуждены отпустить: чтобы она навела-таки их на след террориста. Таблоиды, особенно «Цайтунг» (под ней не трудно распознать «Бильд»), лютуют, копаясь в прошлом девушки, вытаскивая на свет все грязное белье, расспрашивают бывшего мужа, ищут ее богатого любовника, сидят у смертельного одра матери Катарины. Начинается всеобщая травля: на почту ей присылают послания и угрозы («сдохни, коммунистическая шлюха!»), соседи смотрят косо, прохожие плюют в лицо. Зрителю остается только задаваться вопросом: насколько хватит терпения Катарине, и гадать, кого первого она пристрелит –респектабельного профессора, шефа полиции или журналиста.
Написанная Генрихом Бёллем в 1974 году, и уже через год экранизированная Шлёндорфом и Маргаретой фон Троттой (заметим, между прочим, «голубой крови» девушкой) «Катарина Блюм» снята по системе нагнетания двойного напряжения: по уровню эмоционального давления на зрителя и по нагнетанию саспенса. Саспенс нагнетается в 100-минутный сосуд под давлением «дальше будет еще хуже», сосуд по всем правилам должен взорваться уже на 10-й минуте: но нет, в сопровождаемую ультразвуком сюжетного свиста «Катарину Блюм» продолжают подавать и подавать политический пар, пока котел не взрывается в тот самый момент, когда текст дописывается уже до пределов правдоподобия. «Катарина» осталась бы великолепным формальным экспериментом, если бы не эмоциональный прессинг, который и превратил ленту в близкое к идеальному кинематографическое чудовище, в памятку «Как за час и сорок минут довести зрителя до белого каления». Эмоциональное давление в просторечии можно называть «экспло-моментом», не знаю, как его правильно вставлять в триллер-уравнения, знаю лишь, что без десятка, а лучше сотен экспло-Паскалей не получится ни одно политическое кино.
Бёлль, напомню, с начала 1970-х находился в противостоянии с правой прессой и желтыми таблоидами. В 1972 году писатель написал открытое письмо в одну из газет, возмутившись «фашистской статьей» таблоида «Бильд» о деятельности террористов РАФ. После чего нобелевского лауреата не обвиняли в пособничестве терроризму только самые ленивые его противники. Устав от газетной войны Бёлль сел за написание повести, в которую мастерски завернул текст о том, откуда есть пошли молодые немецкие террористы, и воинственную листовку на темы поведения современных ему СМИ. (С тех пор прошло 40 лет, сняты уже «Прирожденные убийцы» Стоуна и «Исчезнувшая» Финчера, а «Катарина Блюм» по-прежнему актуальна). И в лучших традициях неполиткорректных семидесятых «Поруганная честь Катарины Блюм» расправляется с истеричной журналистикой в самой возмутительной манере: после убийства подонистого вида и мерзкого поведения журналиста, который травил девушку особенно активно, следует издевательская сцена, на которую Бёлль с соавторами не пожалели яда. На кладбище проходит панихида, где лицемерные чуваки рассуждают, «какое Свет Ясное Солнышко потеряла хрупкая либеральная наша демократия», а выступающие затирают на темы «свободной прессы».
«Катарина Блюм» - политический «Психоз», докрученный до уровня, близкого уже к эмоциональному снаффу – на что Бёлль, фон Тротта и Шлёндорф имели полное право: особенно учитывая, что в тогдашней медийной войне правых с левыми СМИ не гнушались ничем, используя даже этикой запрещенное Оружие Массового Поражения под названием Травля. Сегодня его используют также активно, как левые (условный таблоид «Гардиан»), так и правые (условный таблоид «Бильд»), число ядерных боеголовок ко всему прочему устремилось в бесконечность с появлением социальных сетей, кустарные образцы ОМП пользователей которых оказываются наделенными не менее, а то и более разрушительной силой. Благо никакой конвенцией это ОМП пока не запрещено. Чтобы препарировать этот феномен, Бёлль подключил к его контактам идеальный триггер: всеобщую травлю невинной молодой красивой девушки (вся вина которой состоит в ее внезапной влюбленности), динамита было заложено ровно столько, чтобы к финалу фильма зрителю хотелось своими руками задушить большинство персонажей, а на финальную выходку Катарины Блюм разразиться аплодисментами: «Все правильно сделала!» Представить такой фильм, снятый сегодня, честно говоря, затруднительно: прессу тут поливают ядом, убийство журналистов считают вынужденной и неизбежной карой, террор оправдан как элемент батареи «плюс», где «минусом» идет травля и истерика общественности. Все-таки, несмотря на то, что живем мы в травоядные времена, где напалмом политкорректности с левой стороны выжжено почти все живое, а всевозможные государства (как консерватизм по существу) ужесточением законодательной ответственности за поддержку террористической деятельности (что бы под этим не подразумевалось) продолжают остатки живого регулярно пропалывать, схему работы батареи никто не отменял. Не удивительно поэтому, что самый поверхностный поиск по ю-тубу находит сотни молодых немцев, пишущих в комментариях к похоронам активистов «Фракции Красной Армии»: «Настоящие убийцы похоронены не здесь», и прямо вздыхающих, как завидуют они эпохе юности отцов и матерей, и как им все-таки не хватает РАФ, которая уж точно вот прополола бы нынешние СМИ и Бундестаг. Бригитта Монхаупт смотрит на них с недоумением, смешанным с презрением: красавица-блондинка после посадок главных лидеров фракции не вздыхала и сетовала, а в 28 лет возглавила РАФ, и своими короткими, точными приказами, отправляемыми тоненьким голоском, минимум год заставляла полицию, разведку и общество стоять на ушах.
Не стучит по-настоящему пепел Катарины Блюм в их юных немецких сердцах.
Потерянная честь Катарины Блюм (Фолькер Шлёндорф, 1975, Die verlorene Ehre der Katharina Blum)
Охота на ведьм по-немецки по всем правилам медийной травли. Ни в чем не повинная девушка Катарина Блюм (Ангела Винклер) однажды оказывается в центре политического скандала, раздуваемого немецкой прессой. Дело в том, что мужчина, которого она любила, оказывается в составе террористической группировки, организовывающей нападение на банк. Скоро в квартиру к девушке врывается отряд вооруженной полиции, об этом узнает пресса, и этого оказывается достаточно для того, чтобы перепуганное общество набросилось на жертву. Образовывается затягивающий порочный круг – журналисты травят девушку потому, что на нее обратила внимание полиция, а полицейские постоянно ее допрашивают потому, что дело оказалось громким. Почти все друзья от нее отвернулись, родственники ненавидят, девушку не пускают даже в больницу, навестить собственную мать. Правда тут никому не нужна. Когда пришло время паники, про правду не вспоминает никто. Как никогда уместный и актуальный фильм.
В начале 70-х Германия была поражена ужасом и паранойей после того, как террористическая организация Фракция Красной Армии, которая черпала силы и финансы в просоветских кругах, устроила настоящий кошмар всему, что представляет собой правительство ФРГ – убивала людей, грабила банки, взрывала дома. В прессе вспыхнула настоящая охота на ведьм. Травили всех, кто хоть как-то был причастен к организации, даже если их вина была совершенно не очевидна. Нобелевский лауреат, писатель Генрих Бёлль высказался против подобного поведения, за что был подвергнут жестокой обструкции, после чего написал рассерженную книгу, которая и легла в основу сценария данного фильма.
Фильм в первую очередь отличается прекрасным кастингом. Чудесные, убедительные, яркие актеры превращают сухую и абстрактную социальную драму в историю с человеческим лицом. У Шлендорфа на раннем периоде творчества порой можно было отметить тенденцию фокусироваться на определенных людях, а не общем конфликте и отношениях между персонажами. Так происходит и в этот раз. Это, конечно, требует хорошей актерской игры, и тут все справляются просто замечательно. Катарина Ангелы Винклер получилась с одной стороны очень ранимой, но с другой – честной и поэтому очень сильной. Фильм был снят вместе с Маргареттой фон Тротта, и многие ожидали, что именно она снимется в главной роли, но получилось даже лучше.
Для тех, кто собирается посмотреть фильм, нужно понять, что это фильм не о терроризме, о самой группировке Фракции Красной Армии тут мало что показано. Это фильм о деструктивной паранойи общества, ведомой немецкими средствами массовой информации, которые без малейшего желания проверять источники информации готовы были писать совершенно невероятные истории, ломать жизни ни в чем не повинных людей. Это история о том, как в обществе образовался опасный политический вакуум, который никогда не заполняется чем-то полезным и правильным. Несмотря на рассерженный тон всей истории, снято все довольно спокойно и интимно. История актуальна до сих пор, и в данный момент не только для западных стран.
Невнятно как-то. Понятно, что немецкость фильма предусматривает условную серость и сырость. Но вроде два известных режиссёра в одном кресле. Может быть это двоевластие и сгубило фильм. Режиссёры не смогли поделить важность проблем: фон Тротту наверное тянуло показать страдающую женскую душу, да и в конце концов просто любовную историю А Шлёндорф подписался на полицейско-расследовательную тематику, а заодно уколоть гнилых папарацци. Последнее удалось пожалуй в наибольшей степени, но этого для хорошего фильма оказалось мало. В итоге можно ещё полюбоваться на действительно симпатичную главную героиню, но это так, опция.