Все развлечения Москвы
8
Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (основанном митрополитом Алексием в 60-е годы XIV века), где в разное время подвизался святой Андрей Рублев. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (1420-е), до 1950 года находился архив Министерства государственной безопасности. Когда Рублева официально признали великим русским художником, лучшего места для его музея было не найти. Первоначально в музее находились только копии и фотографии. Потом сюда стали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, снятые со стен фрески. Сейчас в музее 5 тысяч икон, и среди них — работы Дионисия. Кроме иконного фонда, музей владеет собранием иконных окладов, литургических предметов, рукописных и печатных книг (в том числе — богослужебных и певческих старого обряда). Где-то рядом с собором, расписанным Рублевым (фрески сохранились лишь в оконных проемах алтаря), находится его могила.

4

Отзывы пользователей

Фото Игорь
отзывы:
5
оценок:
153
рейтинг:
32
9

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).

Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва, Ростов, Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

4
Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
680
9

Кто что собирает. Иконы и редкости
из коллекций Александра Липницкого и его друзей: Андрея Макаревича, Артемия Троицкого, Евгения Ройзмана
c 30 мая по 15 августа 2012

Александр Липницкий – известный журналист, основатель рок-группы «Звуки Му», старинный друг Артемия Троицкого и Андрея Макаревича, автор и ведущий программ на радио и телевидении, является также увлеченным коллекционером икон. С Музеем Рублева его связывает давняя дружба и профессиональный интерес коллекционера. 8 июля 2012 года Липницкому исполняется 60 лет. Выставка приурочена к этой дате. По словам юбиляра, в выставке участвуют «памятники только тех коллекционеров, с кем у меня сложились теплые добросердечные отношения. Мне хотелось устроить праздник для души, зная по опыту, что только то, что приносит радость тебе самому, может стать откровением для других». На выставке представлен собирательный образ современного коллекционера русской старины, с его разнообразными вкусами и предпочтениями. Большинство памятников для экспонирования были отобраны лично Александром Липницким. Так что, эту выставку смело можно назвать и его автопортретом.

Главной особенностью юбилейной выставки является соединение в едином пространстве всего, что окружало русского человека в старину – от иконы до предметов быта (пряничные доски, посуда, предметы мебели соседствуют здесь со старообрядческими божницами и древними иконами, среди которых много народных). Многие предметы будут выставлены впервые!

Одной из интриг выставки является участие в ней старых друзей Лепницкого из музыкального мира - Андрея Макаревича и Артемия Троицкого, наряду с легендарными коллекционерами, такими как С.Н. Воробьев, В.М. Момот, Е.В.Ройзман.

1
Фото Татьяна
отзывы:
92
оценок:
92
рейтинг:
14
9

Открытие выставки "Северные экспедиции" в музее Андрея Рублёва было приурочена к Ночи музеев, которая проходила под девизом "Шедевры из запасников". Не секрет, что фонды музеев гораздо больше того объёма экспонатов, что выставляется на экспозиции. И вовсе не значит, что в запасниках лежат неценные или неинтересные широкой публике вещи. Возможно, просто нет места, или нет возможности привести в состояние для выставления - нужно отреставрировать, например.
А это ночь музеев повод, чтобы такие экспонаты показать посетителям музеев.
И вот выставка "Северные экспедиции" в музее Андрея Рублёва представляет иконы, которые так и не выставлялись. Для икон реставрация очень важна. И часть икон, тут представленных, начали реставрировать только к этой выставке. Хоть и были привезены в музей уже с полвека назад!
Непосредственно открытие выставки предваряла презентация книги-каталога этой выставки, в котором помимо перечня икон напечатаны и воспоминания участников экспедиций.
На выставке представлены иконы, привезённые в музей как результат экспедиций, проводившихся с 1963 по 1971 год.
И на презентации каталога выступали участники тех экспедиций!! Геннадий Викторович Попов, Лилия Михайловна Евсеева, Игорь Александрович Кочетков, Александр Александрович Салтыков. Истории были разные, но пронизаны гремучей смесью авантюризма и чистоты намерений. Думаете, найти и выявить ценную икону - в этом работа экспедиций? Иконы надо ещё в Москву доставить!
Списанная мешковина - прекрасный материал для упаковки ценных икон. Как раздобыть яиц для укрепления живописи на иконах, общим весом в 600 кг, перед отправкой в Москву?
И вот перед нами на выставке итог - коллекция икон. Часть из которых выставлена наполовину отреставрированными - но зато можно увидеть реальный результат работы реставраторов.
Представлены иконы XVI - XIX вв.

0
Фото Andrey  Travin
отзывы:
42
оценок:
42
рейтинг:
9
9

Шестого марта в нем открылась однокомнатная выставка, целиком посвященная памятнику старообрядческой книжной культуры — иллюстрированной Книге Откровения (Апокалипсису). Одновременно это памятник книжности Поморья.
Называется выставка «Апокалипсис дивный», хотя такой эпитет скорее подошел бы конкретно Новому Иерусалиму, в пояснении не нуждается. А вот подзаголовок «лицевая рукопись» надо пояснять. «Лицевая» — значит книжка с картинками, с лицами героев.
В основе иллюстративного цикла рукописи лежит Апокалипсис из так называемого Сборника Чудова монастыря, созданного при Иване Грозном анонимным мастером. Иллюстрации передают текст очень точно. Но именно этот художник в качестве личной «изюминки» использует тюльпан, который ненавязчиво добавляет в изображения то здесь, то там.
В основе декора сохранен старопечатный стиль XVI века (говоря упрощенно стиль книг первопечатника Ивана Федорова).
Перед нами Апокалипсис Трехтолковый. То есть по каждому фрагменту приводятся три толкования.
В своем Толковании Андрей Кесарийский разбил текст Откровения на 72 главы (прежде я о таком факте не слышал). Ну во всяком случае, это — один из трех толкователей. Кто же остальные — пока не установлено, потому что просто руки не дошли.

Старообрядцы придавали Книге Откровения такое значение, словно она описывает события их времени. Они ждали близкого прихода Антихриста, искали признаки Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) в тогдашней Русской Православной Церкви. И поэтому, думаю, вкладывались в изготовление таких ресурсоемких книг, вероятно, выполняемых на заказ.

Выставка будет работать до 10 апреля.

0
Фото kagury.livejournal.com
отзывы:
96
оценок:
96
рейтинг:
32
9

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам ( они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишними. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

0
Фото Irinka
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
2
9

Сегодня нас пригласили на открытие выставки «Апокалипсис дивный», который проводит музей Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Прежде всего, приятно пройтись по улице Сергия Радонежского, с одной стороны которой, сохранились еще одноэтажные московские домики и дворики, а затем выйти к площади, пройтись по скверу, миновать кирпичные стены Спасо-Андрониевского монастыря и вот он, древнейший сохранившийся московский Спасский собор 15 века, расписанный в свое время Андреем Рублевым. Слева от него будет вход в музей в храме Архангела Михаила. Далее идем на выставку одного произведения, в этом месяце нам предстоит узнать «Апокалипсис «Техтолковый» из запасников музея. Книга рукописная, созданная на рубеже 17-18 вв, великолепной сохранностью и удивительными миниатюрами, заставками, буквицами экспонируется в небольшой комнате. Рядом - экран с оцифрованным содержанием «Апокалипсиса», стенд с краткой историей, в сопровождении с церковной музыкой - все это даст возможность неспеша, но обстоятельно почувствовать себя настоящим исследователем мира материальной культуры России и узнать духовную сущность шедевра. Обаяние ручной работы и мастерства неизменно привлечет внимание не только научных работников, но и обычных ценителей всего прекрасного. К слову сказать, в музее на постоянной экспозиции представлен экземпляр печатной Острожской Библии Ивана Федорова 16 в. Есть возможность сравнить, сделать выводы, расширить кругозор. Музей меняет шедевр раз в месяц — полтора, прошлым - был серебряный оклад с привесами, принадлежавший роду Бориса Годунова. Досконально изучив произведение, стоит пройтись по музею. Он поделен на цветовые сектора в зависимости от времени создания экспоната и цветовой доминанты, выгодно представляя и оттеняя его, а также делая удобным для посетителей и значимым для музейщиков, например: «Извольте, уважаемые посетители, пройти в Синий зал, там выставлены иконы мастерских Оружейной палаты 18 века, основным фоном которых был синий колор».
Незабываем для меня оказался зал с коллекцией иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. Входишь в него, попадая в полностью, с четырех-сторон заполненное святыми пространство, растворяясь в Горнем мире и размышляя: «на этом свете ты или уже на том?».
Вообще каждый сам для себя может совершить маленькое открытие в музее, что-то обязательно его поразит: если не икона, то деревянная скульптура, если не литье, то шитье, не собор, то по крайней мере, толстенные средневековые белокаменные стены с башнями и бойницами в черте мегаполиса. Во всяком случае освяжить в памяти, откуда вообще мы с вами произошли со своим гаджетами и телефонами. Остановить время и поразмыслить, а куда нам двигаться дальше.

0
Фото Rija
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
6
9

Даже не приходило в голову - все-таки большим поклонником, ценителем и знатоком иконописи я не являюсь - что стоит идти в знакомый музей.
Насколько все изменилось. Наиболее древние и ценные экспонаты разместились внизу, так будет проще в том числе и маломобильным ценителям прекрасного. Залы приобрели свою окраску в соответствии с колористикой памятников. И цвет гармонирует с фоном иконы, и глаза радует. Исчезли дурацкие заграждения, улучшился этикетаж, наступила хронологическая и размерная гармония, а все это позволило даже увеличить количество экспонатов, уж не говоря о том, что за эти годы, например, посетителю представили уникальный фресковый иконостас из разрушенной церкви в Юрьевце. Так что даже побывав когда-то, стоит освежить память. К тому же, Андроников монастырь место очень живописное, каждый сезон разное, но очень уютное. И котики.

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить