В уединенном доме на живописном острове Готланд живет Александр, журналист, писатель, бывший актер. У него жена Аделаида, дочь Марта и сын, маленький немой мальчик. У главы семейства день рождения, но мир внезапно оказывается на пороге ядерной войны. В отчаянии Александр обращается к Богу, предлагая принести в жертву все, что он имеет и любит, лишь бы мир не постигла катастрофа. Последний фильм Андрея Тарковского, похожий на пародию на фильмы на Тарковского.
Драма |
12+ |
Андрей Тарковский |
14 мая 1986 |
22 декабря 2022 |
2 часа 29 минут |
Последний фильм Андрея Тарковского.
Жертвоприношение это кинокартина из ряда соверешенно уникальных явлений кинематографа, фильм в абсолютной мере пердаёт ощущуние некого конца, некой высшей силы, создавая впечатление пришествия Великого Суда на Землю. Однако при всей так сказать отрешённости, картина во многих местах смотрится и чувствуется необычайно лекго, и это ощущение полной свободы, воздушности, и бесконечности пространства можно сопоставить только с одним явлением в человеческой жизни - это смерть.
Фильм, который начался до начала, и продолжается, возможно, после окончания; жертва, которая вроде бы напрасна, и жертвоприношение, которое все же свершается.
Казалось бы чуть ли не классика из школьной программы. Всё изучено, исследовано, сказано.
И всё равно, странно.
Странно, что фильм принято рассматривать автобиографическим, пророческим, хотя он таковым не является: замысел родился ещё в России, до эмиграции, до диагноза.
Странно, что родившись вот так, он, тем не менее, предполагался как повествование об удивительном исцелении больного раком благодаря ночи, проведенной с ведьмой, на которую указывает ему предсказатель (прообраз Отто).
Странно, что потом он был переделан из жертвоприношения для спасения человека в спасение мира, и уже находился на этапе монтажа, когда стал ясен диагноз…
Странно и само жертвоприношение. Жертвоприношение кому? Богу? А он просит эту жертву? И при этом одним из элементов жертвоприношения является совет Отто, который живёт на грани с потусторонним миром, а сам образ является данью умершему Отто Солоницыну!
Странен и мир, ради которого приносится жертва: герой не доволен своей жизнью, не уверен, что прожил так как нужно, любимый сын болен, у жены какие-то странные отношения с Виктором…
Странна боязнь Отто перед картиной Леонардо. Хотя, если задуматься, маги приносят младенцу дары: один — что он новый Царь, второй — что он новый Учитель (Мессия), третий — что его ждёт смерть, жертва. И это дары младенцу… Действительно, страшно.
Не менее странно, что после ночи любви с Марией, мир вроде бы спасен, спасен без жертвы, да, это всё тот же мир, в котором жена рыдает по Виктору, но ей дела нет до больного сына, и сомнения героя о правильности прожитой жизни никуда не делись, и боеголовки на месте, и враг всё ещё рядом, и весь день впереди чтобы войне всё же начаться. И в этой ситуации, когда жертва уже вроде излишня, Бог уже вроде бы дал понять, что она не нужна, герой начинает её исполнять. Кажется, что это уже было в «Сталкере», когда исполнялось не то желание Дикобраза, которое он произносил вслух, а истинное. А какое оно, наше истинное желание?
И когда жертва, а жертва ли это, если учесть вышесказанное, всё же свершается, и выясняется, что этот маленький мир уж точно разрушен: дом сожжен, жена, к которой уже и Виктор испытывает раздражение из-за её эгоцентризма, падает в истерике в лужу воды, героя увозят в сумасшедший дом… Желание, истинное желание, или это было не оно, исполнилось??!!!
И лишь в самом конце, когда машина с героем почти исчезает из кадра, мы видим мальчика, который поливает сухое дерево, т. е. перенял эстафету веры отца, и мальчик заговорил…
Что есть жертва, кто ведьма, а кто святая, что есть наши истинные желания и как это понять, в чем заключается вера, для чего мы живём и дано ли нам это понять — боюсь повествование не закончено, много раз просмотренный фильм продолжается, странным образом неизвестными силами один сюжет превращается в другой, потом становится жизнью, а жизнь — сюжетом, ведьма превращается в святую, и кто знает — когда эта цепочка прервется, внутри фильма реальность перетекает в сон, сон — в пророчество, пророчество — в реальность, туман то сгущается, то рассеивается, и возможно когда погас экран- это просто один из этих переходов, и сюжет продолжается, только герои уже мы?