Фильм, снятый Менцелем еще в конце 60-х, на долгие десятилетия был запрещен и появился в прокат лишь только в 90-м году. Поставленная по рассказам Богумила Грабала картина рассказывает о закрытых от коммунистической реальности людях за колючей проволокой. Врагами народа являются молочники, парикмахеры, бухгалтеры, учителя, саксофонисты, повара и прочие совершенно враждебные режиму люди. Занимаются они официально тем, что собирают и обрабатывают металлолом для переработки в Кладно. На деле же изо всех сил стараются жить так, будто очертания колючего ограждения не режут каждый день взор. То есть - работают, болтают, стригутся и готовят, а также, конечно, влюбляются без малейшей надежды на свадьбу (свадьба, конечно же, будет, но вы сами понимаете…). Сплавленные воедино истории нескольких людей, по ту и по эту сторону ограждений, самых разных убеждений, возрастов, образований. Смешно и грустно. И необыкновенно остро, особенно для Менцеля.
Известно, что Иржи Менцель не снимал особо смелых, политически актуальных и социально острых картин. Эта работа – единственное исключение из данного утверждения. Да и то, фильм был на двадцать лет отправлен в архив. По счастью, эта «чехословацкая версия ‘1984’» после падения железного режима была реабилитирована и теперь стала неотъемлемой частью многогранной, яркой, интересной мозаики под названием «чешская новая волна». В целом, конечно, сравнение с оруэлловской классикой уместно, однако Менцель, как всегда, умело избегает каких-либо мрачных интонаций и ноток безысходности. Все сводится к слабо связанным между собой сценкам разной степени абсурда и веселости. Конечно, нужно отметить, что у режиссера особенное чувство юмора, которое может понравиться не всем, но с ним полный порядок, сомнений нет никаких.
В фильме задействованы известные по другим фильмам Менцеля любимые актеры – Рудольф Грушинский, Вацлав Нецкарж, Йитка Зеленохорска, Властимир Бродский. Многие из них снимались в «Поездах под пристальным наблюдением» - более раннем шедевре чешского автора. Однако параллелей между двумя этими фильмами мало, да и вообще, «Жаворонки» стоят несколько обособленно от остального творчества режиссера. Скорее урбанистический, чем деревенский, скорее политический, чем бытовой, скорее обличающий, чем идиллический фильм мало похож на то, что будет снимать Иржи Менцель. Впрочем, это всегда ужасно, когда работы режиссеров подобного уровня по каким-либо маразматическим причинам оказываются под запретом. Может быть поэтому он больше не снимал столь острых фильмах. А может и потому, что политиком он не был. Да оно, наверное, и к лучшему. Наверное. Кто знает.