Пластмассовый мир победил. Макет оказался сильней. Последний кораблик остыл. Последний фонарик устал.
Документальный фильм о творчестве Егора Летова. Архивные записи, фотографии, интервью, поезда, дороги, зима, снег, метели, последние годы СССР... Переломный момент в истории, в центре которой группа Гражданская Оборона.
Гражданская Оборона, по замыслу авторов, стала для России революционным движением. Группа, которая пыталась разбудить серые массы, подготовить и направить на "истинный путь". Но в чём же этот "истинный путь", не знают даже авторы. Да, революция всё ближе и ближе, но что за ней? К чему она приведёт? Зачем она нужна? Что делать дальше?
Биография Егора Летова обрывается на 1990-ом году. В фильме взята часть жизнь культового музыканта, которая показывает период до распада СССР, период, когда в умах зарождаются идеи преобразований и коренных изменений. Летов - как бунтарь. Летов - как идеолог и приверженец радикальных идей. Летов - как борец за свободу слова, за свободу личности. Летов - как образ восстания. Летов - как протест...
Нам показали того Егора Летова, который не боялся выразить себя через искусство, через музыку. Для него не было важно: каким будет качество записи, для него была важна идея, посыл, который заложен внутри композиции. Поэтому за столь короткий период в 5 лет у группы выходит 18 студийных альбомов. 18! В фильме нам говорят, что Летов был - прирожденным продюсером, у него был уникальный талант и возможности, он был особенным человеком. Человек, который чувствовал себя непонятым...
Одиночество. Нам всеми доступными средствами кинематографа дают понять, что Егор Летов был неповторимой личностью, исторической фигурой. Но он всю жизнь был одинок, несмотря на то, что его окружало так много людей.
О внешнем содержании картины. "Здорово и вечно" выполнена в классической документальной манере. Интервью, вырезки из архивных видео, фотографии группы, съёмка мест и образов, связанных с деятельностью Гражданской Обороны - в ленте нет какого-то новаторства, всё сделано по непреложным канонам. Это первый документальный фильм о Егоре Летове. Первый фильм о культовой группе, до сих пор до конца не признанной.
Если говорить о художественном своеобразии картины, то она вышла мрачной. Мрачная как в плане выражения, так и в плане содержания. Чёрно-белый фильм, который пронизан судьбой одного человека. Человека, который пытался изменить мир, но проиграл...
Здесь нет никаких открытий, и главная заслуга фильма - соединения музыки ГО, видео и фотографий ГО под комментарии бывших участников. Обороне действ ительно не хватало такого визуального итога, теперь он есть. Итог не сильно хорошо сделанный, но итог необходимый.
впечатление неоднозначное. с одной стороны много материала (есть даже видео записи "Прыг-Скока"), а с другой стороны большая часть бывших соратников Егора Летова не слишком информативна - в основном они просто констатируют давно произошедшее.
так что это не совсем то, чего я хотел от ПЕРВОГО ФИЛЬМА О "ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ", но соглашусь с аннотацией - "успешная попытка поймать мятежный дух времени и людей, которые ломали это время под себя" имеет место быть.
жду второй, а то и третий фильмы.
Фильм сделан замечательно. Он о людях того времени. И, отчасти, о самом времени сквозь призму взгляда этих людей.
Вторая часть впечатления - о Летове.
Раньше казалось, что Летов - это очень умный (по интервью), несколько сумасшедший (по текстам песен). Не злой, по-своему понимающий мир, вошедший с миром в противоречие и пытающийся выразить это противоречие в музыке.
После фильма впечатление корректируется.
Получается, что это очень талантливый, умный, но, одновременно, душевно очень нездоровый человек. И вся атмосфера вокруг него, которая описывается - это некое тягостное нездоровье.
Его общий психологический портрет, самоубийство Дягилевой, рассказы людей, фраза "я ни одной песни не написал от любви, только от ненависти", заигрывание с шаманизмом, идут в одном ряду и создают общее поле восприятия ситуации. И поле это - очень нездоровое. Почему-то от этого интуитивно хочется отстраниться. Какое же ощущение при контакте с сильно психически повреждёнными людьми бывает.
Кто-то писал (не про Летова): "есть люди, от которых пахнет несчастьем". Мне кажется, эта фраза очень подходит к описанию показанной атмосферы.
А человек-то был очень талантливый.
Очень сложно рассказывать про этот фильм – не фильм даже, а череду воспоминаний о первых годах «Гражданской обороны», собранных человеком, который был для Егора Летова самым близким в его последние несколько лет. Сложно требовать от такого фильма объективности, и не имеет смысла обсуждать, была ли «Оборона» самой важной российской группой последних 30 лет, а Летов – их ключевой фигурой. Для авторов фильма и всех, кто в разное время «подсел» на мрачный сибирский панк, все это и так не подлежит сомнению. И остается вместе попробовать разобраться в природе омской аномалии, которая до сих пор обладает паранормальной силой притяжения и способна с первых песен затянуть в свою воронку (живое тому свидетельство – режиссер Хлебников, который, впервые услышав ГО в весьма зрелом возрасте, сразу записался в продюсеры этого кинопроекта).
Про истоки здесь, действительно, сказано и показано много – на жестком и, скорее всего, невольном контрасте между молодым, тогдашним Летовым и сильно постаревшими героями сибирского рок-подполья 80-х. Бойцы вспоминают минувшие дни, и постепенно понимаешь, как это было здорово – рвать на части ошалевшие дворцы пионеров, жить в подполье и вообще творить революцию. Сплошь черно-белая картинка подкреплена соответствующей бинарной логикой: свет против тьмы, Летов против системы. И точка в фильме поставлена в момент распада группы вскоре после того, как издох душивший ее строй. Штука в том, что если бы феномен «Гражданской обороны» ограничивался только этим, она так бы и осталась далеко в прошлом, как это произошло с подавляющим большинством раннеперестроечных групп.
…А с ней в середине 1990-х – и в фильме этого, увы, уже нет – случилось воскрешение. Вернее, реинкарнация, когда «Оборона» играла на разгореве у Зюганова в гастрольном туре в поддержку коммунистов. Затем Летов появился среди отцов-основателей НБП вместе с Дугиным и Лимоновым. При этом почти весь музыкальный материал, который звучит в «Здорово и вечно», с легкостью поменял свою полярность, и стало понятно, что лучшие песни ГО написаны не «на злобу дня» – они и есть сама злоба; сколь праведный, столь и универсальный гнев. И когда Егор находил правильную точку его приложения, он был способен перевернуть мир (по меньшей мере – мир своих фанатов). Эти прыги-скоки, постоянные поиски свежего нарыва, желание быть «назло и попепрёк» – естественное состояние Летова, а новая революция – питательная среда для его песен.
И вот «Все идет по плану» уже звучит на Болотной, а на фильм о ГО трудно купить билет. Летов жив – особенно сейчас, когда гражданам так нужна оборона против симптомов удушья, которые он умел выразить лучше других: тошнота, раздражение, ужас и моральный террор. Похоже, в России эта музыка, действительно, обречена быть вечной.
Много узнала о Ег.о.ре как о человеке, ничего мрачного что пишут предыдущие рецензиаты не увидела. Ностальгия, такая по-хорошему радостная, подпевала, фотала кадры редкие, жаль что Летов хотел делать звук анархичный, и при этом для прослушивания ничего не осталось, раньше ломала голову, ну что за записи,не студийные. А это было принципиальные вещи,он не хотел качественный звук. Янка так рано ушла лет 20-22 ей было вроде, а такая взрослая на пленке. Интересно было послушать участников группы, старые фото... Все идет по плану!!! Здорово и вечно!!!
посмотрела я со второй такой попытки «здорово и вечно». фильм как фильм. очень мало чего прибавляет к моему знанию, к своду фраз, и родимых имен, которые засели в костях. но –как здорово- еще раз услышать про то, как врубил «мышеловку» и ‘начал самым неистовым образом скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости’ и …’ни одной песни от добра, все от злости’. (странно, а вот от картины «егор летов. проект фильма» было что- то очень сильное четыре года назад.)
а сейчас почти ничего не испытала, кроме дикого комфорта. как заходишь с мороза в дом и к печке. то есть ходишь по городу как дурачок по лесу, слушаешь какие –то лекции, читаешь странные книжки, заходишь в кино –а там янка, егор летов, черный лукич, ребяяята! те, те, те, донецкие, горючие, адские, какие надо. там сибирь. и много снега. и я сижу и глупо улыбаюсь полтора час а (иногда еще смеюсь и дергаю ногой). одно плохо: потом мне еще труднее выходить на улицу. еще труднее ехать в метро.потому что эти на экране – совсем живые. /я ведь иногда забываю, что такие бывают./ те что кругом- не очень.
Проблема фильма в том, что он вышел невовремя. Как можно было запикивать мат в песнях, самим-то не смешно? Как можно было не сказать ни слова про политическую активность Летова в 90-е? Тема наркотиков не раскрыта. Короче, лучше подождать полную, неотцензурированную версию фильма.
ЗЫ, постаревшие панки выглядят хреново. По возможности избегайте этого.
На мой взгляд фильм стоящий, всё понравилось и формой, и содержанием! Это невероятно трогательная работа большого количества людей, знавших и любивших Егора, личные мнения, воспоминания, взгляды, мысли. Особенно приятно, что несмотря на черно-белое воспроизведение, зима, снег, Новосибирск, Омск, замёрзшие люди, оторопевшие от запретов и страхов того времени, впечатление от фильма самое приятное, светлое. Не ностальгия от прошлого, а ощущение, что довелось стать современником явления по имени Егор Летов.
Посмотрев этот фильм, я вспомнил, как в 14 лет послушал кассету ГО, и какое оглушительное впечатление произвела на меня та запись. Меня словно чем-то ударили по голове, гвоздь в голову вколотили. Сотни самых разных исполнителей ни до, ни после не оказывали на меня такого воздействия - на грани психологического оружия.
Ладно, про Летова я могу долго писать. О метаморфозах моего восприятия его личности и творчества можно прочесть здесь:
http://www.proza.ru/2004/10/27-213
Я далёк от того, чтобы идеализировать Егора. Человек был неоднозначный. Это был типичный destroyer. Его творчество (особенно в 80ые, о которых и речь в фильме) - это чёрная воронка хаоса. Но Летов, безусловно - Явление. Чарльз Мэнсон с гитарой.
Пора сказать непосредственно о фильме. Фильм очень понравился. Это действительно качественная документалистика. Чумакова молодец прежде всего в том, что её самой-то в фильме нет. Ни визуально, ни в виде закадрового текста, хотя для неё это должен быть очень личный фильм. Масса интересных интервью, архивных видео - в канве чёрно-белых зимних пейзажей Сибири и отрывков бодрой советской кинохроники. Всё это создаёт атмосферу безо всякой авторской дидактики - пусть зритель сам расставит все знаки препинания у себя в голове. Компактный, но очень ёмкий фильм. Фильм об уникальном сибирском рок-анклаве, о причинах его возникновения - казалось бы, из ничего и вопреки всему. О вихрастых парнях в бушлатах, создававших свою собственную эстетику. Ну и о нём, конечно. О тощем юноше в очках - сумасшедшем, нелепом и в чём-то удивительно сильном. Который в своей омской глуши орал так громко, что его услышали...
Чрезвычайно вставляющее кино.
Мысли после просмотра (можно считать спойлером).
Жители рок-н-ролльной пустыни Советского Союза - включая даже и редких выдающихся людей вроде Майка или БГ - в основном занимались тем, что из звука своих раздолбанных полусамодельных гитар, из хреновейшей аппаратуры, из собственной плохой техники музицирования - из всего этого говна - пытались лепить что-то напоминающее мировой рок. Естественно, что получалась скучная и вторичная колхозная самодеятельность.
Музыкальный гений Игоря Федоровича Летова впервые проявился в классический период Гражданской Обороны - в том, что в своем Омске (кажется, самом беспросветном городе на Транссибе) они из того, что у них было, стали делать собственный оригинальный неподражательный звук. Звук товарного поезда. Тот звук старого ГО, в котором непосредственно слышно - ржавые дымящиеся трубы, обшарпанные хрущовки, сорокаградусные зимы, уроки мира, стук армейских и ментовских сапог; весь совковый провинциальный ад.
Только из этой почвы они вырастили не классическую заунывную тоску, которую в этой стране делали, делают и будут делать всегда. Но - угарный, безбашенный, срывающий с катушек - и совершенно не советский - панк. То, что Егор вполне обоснованно назвал русским вудстоком, русской рок-революцией. То, что снесло тогда крышу всей стране. И в общем, до сих пор сносит - тем, кто здесь еще жив.
Посмотрел в кинотеатре (в битком набитом зале) фильм "Здорово и вечно". И вместо того чтобы говорить что-то об этом неординарном как и вся жизнь Егора Летова фильме, - сначала лучше приведу отрывок из книги всех времен "100 магнитоальбомов советского рока" Александра Кушнира:
"...Когда группа сыграла первые композиции, в рядах официоза начался столбняк, а зал в полном смысле сходил с ума. Это был дебют Летова и его друзей на большой сцене, и они умудрились устроить в столице Сибири натуральный Пер-Лашез. «Оборона» со своими антисоветскими текстами и грязным гаражным звуком начала крушить все подряд. Охваченный волной дикого кайфа, звукорежиссер «Калинова моста» Александр Кириллов схватил лист бумаги, написал печатными буквами: «Кто литовал?» и пустил эту парфянскую стрелу по рядам в направлении жюри..."
(- так в книге описывается первое официальное выступление в истории группы "Гражданская оборона" на 1-ом Новосибирском рок-фестивале в 1987 году, закончившееся, к слову отключением звука и выдворением группы со сцены.)
..."Вернувшийся из Новосибирска домой Летов прекрасно понимал, что пока комсомольская «телега» о фестивальных подвигах дойдет до Омска, у него в распоряжении еще имеется несколько недель. Именно в этот узкий временной интервал мая-июня 87-го года им в одиночку было записано сразу пять альбомов: «Мышеловка», «Красный альбом», «Хорошо!!», «Тоталитаризм» и «Некрофилия»."
Фильм "Здорово и вечно" получился очень живой и смотрибельный. По моему в 100 раз интереснее любого фильма жанра байопик. Живые свидетели, очевидцы и прочие окружавшие Егора Летова люди создают его такой реалистичный и смелый образ. Очень много "между строк" фильма - например трагические судьбы Янки Дягилевой, и Дмитрия Селиванова, которые то и дело мелькают на документальных кадрах, рядом с Летовым. Янке же посвящена отдельная тема в фильме. Память Янки до сих пор не дает покоя её почитателям. Недавно в Новосибирске власти отказали группе активистов, которая хотела увековечить память Яны мемориальной табличкой на доме где она жила. Формулировки отказа были самые дикие, не хочется их даже повторять.
Я же поневоле ощущая благоговейную реакцию толпы зрителей в кинозале, внезапно понял что сейчас создается если не культ (культовым музыкантом Летов был всегда), то как сказал один из участников фильма: "Забудется слово РОК, но "Гражданская оборона" останется элементом национальной культуры, элементом внутреннего космоса".
P.S. В Новосибирске до сих пор популярна шутка согласно которой эпоха панк-рока в Новосибирске продолжалась только 15 минут, - то время пока на сцене рок-фестиваля 1987 года выступала "Гражданская Оборона", после ухода группы со сцены наступила эпоха пост-панка.
Этот фильм - треш, снятый дилетантом.
Я очень уважаю творчество Егора Летова. И думаю, что сейчас он переворачивается в гробу.
меня уверяли, что на этот фильм, прийдёт мало панков
это правда. были , только мы с Димой
фильм просто крутой, но маленькие отрывки из концертов
хотя, можно и дома послушать и посмотреть Г.О.
Я родилась и выросла в Новосибирске.
Творчество Летова и Гр.Об. как-то обошло стороной. С Янкиными песнями пересеклись только лет через 8 после ее смерти - одношкольники делились ими как чем-то очень важным и проникновенным. А в Чкалде (там гдеГр.Об. и Летов в булавках рвали мозг суровым сибирским НКВДшникам и советской молодежи) у нас были школьные утренники...
Я вышла из кинозала в оцепенении и со слезами.
Фильм перевернул во мне все... Поднял толстый слой пыли с перестроечно-сибирского детства и объяснил мне самой мой "патриотизм", какое-то бессознательное нежелание уезжать в более комфортные места для жизни...
Это фильм не столько о Летове, сколько о нас. О целом поколении и местечковом тлене. Блин, это все так близко! От родных интонаций стареющих рок-легенд до "до следующего города 600 км".
От какого-то позитива, причина которому безысходность, и беззубой, но разрывающей чуть ли не с рождения злости.
Об академовской тусовке, где "все друг друга знают" и мозгу жмет черепная коробка.
Все это умноженное на совковый прессинг.
Я никогда не слушала Летова запоем - не понимала. Но фильм очень четко расставил акценты и на личности и на творчестве....
Первые несколько минут фильма, они же - подводка "К вопросу о сибирском самоуничтожении", вот это все о нас).... И Гр.Об. такой какой он был, и звучание, и тексты, и подача, и распад - все действительно могло случиться только здесь. Это не могло быть НИГДЕ. Это не могло быть НИЧЕМ ДРУГИМ!!
Ребят, это не революция. Это "прорвало".
Рецензии говорят о не совсем душевно здоровом человеке?)) А вы поживите в и с.))
Это все очень круто!
Спасибо создателям!
Для меня в прошлом - сибирь, полное безденежье, мрак, отсутствие будущего, гражданская оборона. Для кого-то в настоящем, как ни странно.
Фильм не только о егорке летове, о музыке, о панке, о смене строя...
:)
Актуально, в первую очередь, для фанатов группы и творчества.
Ожидал большего про эпоху, но нет. В целом, полезно для расширения кругозора, но не более.
выносимая тяжесть бытия
из радостного - фотограф-мемуарист талантлив и его фотографии хочется смотреть и смотреть, за них одних спасибо в пол!
в остальном складывается впечатление, что, как и песни Егора написаны от ненависти, так и этот фильм снят -от нее же...миф развенчан в течении полутора часов - зачем эти одряхлевшие-захиревшие участники показаны?пустите их интервью закадровым текстом! Дайте больше музыки!Егор вообще на вид помесь Джаредо Лето с Девидом Гетта, какой там оракул?миссия?революционер? разоблачитель?еще немного и с Иосифом Бродским бы сравнили! два слова про Янку, в судьбе которой Егор принимал деятельное участие и которая влияла на него?и белая майка аберкромби и фич???? дамы, вы что наснимали??? а с другой стороны, на фоне живых интервьюеров Егор такой вечно молодой, вечно пьяный...